Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Гора Эйваль.



(Фотоотчёт номер 400, по следам очередной поездки с nehag_sus)

Адам Зерталь после тяжёлого ранения в ВСД до конца жизни нуждался в костылях; но инвалидность не помешала ему в 1978-м приступить к масштабной археологической разведке "гор Менаше" в Самарии. Два года спустя Зерталь и коллеги добрались до 940-метровой горы Эйваль к северу от Шхема/Наблуса, и в апреле 1980-го на северно-восточном её склоне обнаружили груду камней диаметром 80 футов и высотой 10 футов; местным феллахам куча была известна как "эль Бурнат", т.е. "шапка". Вокруг насобирали керамики, указывавшей на начало железного века, в переводе с археологического языка на народный - период, когда (ориентировочно в конце 13 века до нашей эры) в этих самых местах появились эти самые евреи. Здесь стоит заметить, что библейский рассказ об организованном и молниеносном завоевании Ханаана недавними выходцами из Египта считается в наши дни в научном мэйнстриме гораздо более поздним (примерно 7-го века до н.э.) и совершенно не соответствующим археологическим данным. Было/есть несколько попыток выстроить альтернативную картину прозошедшего. Например, уже довольно старая гипотеза о евреях как кочевниках, постепенно и в основном мирно просачивавшихся из-за кордона и переходивших к оседлому образу жизни. Или более новая, о евреях как в основе своей местном продукте, потомках тех или иных ханаанейских групп, возможно абсорбировавших некоторое количество экс-египетских семитов и таким образом воспринявших связанную с Египтом традицию. Альтернативные модели позволяют элегантно обойти нестыковки; но, как говорят русско-грузинские бандиты голливудского разлива, "какие ваши доказательства" ? Одним словом, период знаковый и вместе с тем скрытый густым историческим туманом, каждая крупица информации на счету. В общем, стоило копнуть.

К сентябрю 1982-го финансовые и организационные вопросы были утрясены, и археологи приступили к разгребанию груды, по словам Зерталя ожидая найти там что-то вроде фермы или сторожевой башни. Работы продолжались семь сезонов, каждый примерно по месяцу. И выкопали учёные необычное прямоугольное сооружение размером 29.5 на 23 фута, ориентированное углами на стороны света, с толстыми стенами из необработанных камней. Признаков входа не наблюдалось, равно как и пола. Внутри две стены частично перегораживали строение, оставляя промежуток в центре. Получившаяся "коробка" была заполнена землёй, камнями, пеплом, костями животных и опять же керамикой начала железного века, образуя платформу высотой порядка трёх метров, считая от скального основания. Снаружи вдоль трёх (кроме северо-восточной) сторон платформы шла более низкая галерея. С юго-западной стороны к сооружению примыкало что-то вроде двух квадратных двориков; двойная стена между двориками, длиной 23 фута, постепенно поднималась - южная половина к платформе, а северная к галерее. Среди мелких находок попались два египетских скарабея; на основании сравнения с другими известными экземплярами Барух Брандл из Иерусалимского университета отнёс их ко второй половине 13-го века до нашей эры. Всё это стояло посреди вытянутого участка площадью примерно 3500 кв.м., окружённого каменной оградой.

Зарталь рассудил, что на ферму или ещё что-то жилое/хозяйственное найденное им строение непохоже от слова совсем; сторожевой же башне нечего там сторожить - больше раннего железа на горе Эйваль нет, дороги тоже традиционно обходили её стороной. Что же это, Бэрримор ?

Mt-Eival-plan-azjd-1
(Zertal)

Mt-Eival-plan-azjd-2
(Zertal)

Зерталь пишет, что через год после начала раскопок, в октябре 1983-го, его осенило: такого рода платформа, да ещё из необработанных камней - именно так должен выглядеть жертвенник ! Он изобразил на бумаге реконструированное сооружение и показал неназванному сотруднику; тот открыл рот, исчез и вскоре вернулся с Мишной, открытой на описании жертвенника Второго Храма в трактате Мидот. Понятно, что жертвенник не тот, и вообще Мишна писалась на полтора тысячелетия позже; и всё же имеем некую ступенчатую конструкцию с окружающей галереей и пандусом с южной стороны:

Жертвенник имел тридцать два локтя на тридцать два. Поднявшись на локоть, он входил на локоть - это гесод (основание); следовательно, тридцать на тридцать. Поднявшись на пять локтей, он входил на ло­коть - это совев {галерея}; сле­довательно, двадцать во­семь на двадцать восемь; место рогов, локоть с одной стороны и локоть с другой стороны; следова­тельно, двадцать шесть на двадцать шесть. Место хождения для священников — локоть с одной стороны и локоть с другой стороны; следова­тельно, площадь для по­ленницы — двадцать че­тыре на двадцать четыре... Кевеш {пандус} был к югу от жертвенника в тридцать два локтя при ширине в шестнадцать...

То есть, видимо, как-то так:

Mt-Eival-plan-azjd-4
(Zertal)

К делу можно подшить и библейское описание; оно менее ясно, но тоже изображает нечто ступенчатое. В своё время Олбрайт считал, что древнеизраильский жертвенник приходится родственником месопотамскому зиккурату. Ориентация углами на стороны света, по Зерталю, тоже характерна для Месопотамии; но не будем растекаться шизыми орлами под облакы...

И это размеры жертвенника в локтях, (считая за) локоть, локоть с ладонью: основание – локоть, и ширина – локоть, и у края его – кайма его кругом (шириной) в одну пядь; и это основание жертвенника. И от основания, (что на) земле, до нижнего выступа – два локтя, и ширина – один локоть, и от малого выступа до большого выступа – четыре локтя, и ширина – локоть. И очаг (жертвенника) – четыре локтя, и от очага вверх (отходят) четыре рога. И очаг – двенадцать (локтей) в длину 'на двенадцать в ширину, четырехугольный, (одинаковый) с четырех сторон его. И выступ его – четырнадцать (локтей) в длину на четырнадцать в ширину с четырех сторон его, и край вокруг него – поллоктя, и основание его – локоть, кругом, и ступени его обращены на восток.
(Йехезкель 43:13)

Из других аргументов - вышеупомянутые кости животных, общим количеством более 3000. Некоторые из них были обожжены, то есть похоже что туши не ели, а сжигали полностью. Анализ 942 костей показал, что они принадлежали 50-100 молодым быкам, козлам, баранам и самцам ланей; за исключением последних, это соответствует инструкциям в Ваикра 1: "Если жертва его всесожжение, то из крупного скота, мужского пола, без порока, пусть принесет ее... И зарежет тельца пред Г-сподом... А если из скота мелкого жертва его, из овец или из коз, для всесожжения, то мужского пола, без порока, пусть приносит ее". Каменную ограду Зерталь интерпретировал как окружающую священную территорию ака теменос. Позднее в долине Иордана археоразведчики наткнулись на несколько похожих участков, приблизительно эллиптических или в интерпретации Зерталя - в форме стопы; внутри на сей раз не было никаких строений. Зерталь связал их с несколькими локациями, обозначенными в ТАНАХе как "гильгаль". По его мнению, посредством каменной стопы израильтяне символически помечали территорию.

Под культурным слоем начала железного века наличествовал ещё один. Он включал круглую штуковину диаметром 6.5 футов, расположенную прямо под предполагаемым жертвенником; в штуковине тоже нашли пепел и кости животных. Ещё несколько сооружений нашли вокруг. По керамике второй слой был похож на первый. По мнению Зерталя, этот нижний слой представляет собой первый вариант культового центра, который после нескольких десятилетий сушествования был заменён на более "продвинутый", с монументальным жертвенником.

Сказав "гора Эйваль" и "жертвенник", невозможно не вспомнить о фрагменте из книги Иегошуа (8:28); там и про необработанные камни есть:

И сжег Йеошуа Ай, и обратил его в вечную груду развалин, в пустыню – до сего дня. А царя Айя повесил он на дереве, до вечера, а как зашло солнце, приказал Йеошуа, и сняли труп его с дерева, и бросили его у входа во врата города, и возвели над ним большую груду камней, (что стоит) до сего дня. Тогда устроил Йеошуа жертвенник Г-споду, Б-гу Исраэйля, на горе Эйвал, как заповедал Моше, раб Г-сподень, сынам Исраэйля, согласно написанному в книге Торат Моше, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Г-споду, и принесли жертвы мирные. И написал он там на камнях Мишнэй Тора (список с закона) Моше, который написал он пред сынами Исраэйля. А весь Исраэйль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников-лейвитов, носящих ковчег завета Г-сподня, и пришелец, и коренной житель – половина их против горы Геризим, а другая половина их против горы Эйвал, – как повелел Моше, раб Г-сподень, чтобы прежде (всего) благословить народ. А затем прочитал он все слова Торы, благословение и проклятие, все, как написано в книге Торы. Не было ни слова из всего, что заповедал Моше, чего бы не прочитал Йеошуа пред всем обществом Исраэйля, пред женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.

Обращает на себя внимание упоминание в тексте пришельцев и коренных жителей; можно поспекулировать на тему возможного объединения двух групп - местной и заиорданских мигрантов. Что до отсылок к повелениям Моше, последние находим в Дварим 27:

И будет, в тот день, когда перейдете через Ярдэйн в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, тогда поставь себе камни большие и обмажь их известью; И напиши на них все слова закона этого по переходе твоем, дабы ты вступил в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, в землю, текущую молоком и медом, как говорил тебе Г-сподь, Б-г отцов твоих. И будет, когда перейдете Ярдэйн, поставьте камни эти, о которых я заповедую вам ныне, на горе Эйвал и обмажьте их известью. И устрой там жертвенник Г-споду, Б-гу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа... Эти должны стать, чтобы благословлять народ, на горе Гыризим, когда перейдете Ярдэйн: Шимон, Лейви и Йыуда, и Иссахар, и Йосэйф, и Биньямин. А эти должны стать для проклинания на горе Эйвал: Рыувэйн, Гад и Ашейр, и Зывулун, Дан и Нафтали...

Далее следует список проклятий, адресованных нарушителям заповедей, и список благословений "если ты будешь слушать голоса Г-спода, Б-га твоего".

Mt-Ebal-Gerizim-Jan-Luyken-Willem-Goeree-1683-scs-1
(Jan Luyken & Willem Goeree, 1683)

В 1985-м Зерталь опубликовал в журнале Biblical Archaeology Review статью, озаглавленную "Не найден ли на горе Эйваль жертвенник Иегошуа ?", где изложил свои соображения. Он, естественно, не утверждал, что найденное сооружение построил лично Иегошуа Бин Нун; но настаивал, что "there must be a connection between the strong, important and authentic Biblical tradition that identifies Mt. Ebal as a central Israelite cultic center and the gathering place of the Israelite tribes, on the one hand, and the site unearthed by us, on the other". Реакция коллег оказалась достаточно скептической. Некоторые, как известный тельавивский археолог Аарон Кемпински, настаивали, что всё-таки башня или что-то вроде; а американец Уильям Дивер в шутку предположил, что на этом месте древние баловались барбекю. В итоге многие (notably Амихай Мазар) согласились, что скорее всего речь идёт о древнеизраильском культовом центре; но склонны при этом воздерживаться от использования слов "жертвенник" и "Иегошуа". Как уже говорилось выше, история завоевания Ханаана воспринимается большинством современных учёных как поздняя и в целом не заслуживающая доверия; есть более или менее успешные попытки вычленить из неё более или менее вероятные древние элементы, и традиция о культовом сайте на горе Эйваль вполне может быть одним из этих элементов; однако соотнесение "не имеющего аналогов" сооружения с сомнительной аутентичности фрагментом из Иегошуа 8 в этом свете может - несмотря на свою привлекательность - выглядеть несколько преждевременным.

Интерпретировать объект в контексте книги Иегошуа мешает и его расположение на северо-восточном склоне горы Эйваль, значительно ниже вершины; гора Гризим находится южнее и с этой точки не видна. Зерталь решил эту проблему путём "перемещения" Гризим. В том смысле, что современная идентификация, мол, неправильная; а настоящая древняя гора Гризим - это нынешняя Кабир, к востоку от Эйваль. Понятно, что самаритяне с его гипотезой не согласны...

Те самые скарабеи:

Mount-Ebal-scarab-1-rh-1

Mount-Ebal-scarab-2-rh-1

И ещё одна интересная находка - что-то вроде игрового кубика, возможно для метания жребия:

Mount-Ebal-die-rbdby-1

[Update]10 февраля 20201-го в прессе появилась информация, что фрагмент внешней стены участка был разрушен в ходе работ по прокладке дороги из Шхема в городок Асира аш-Шамалия. Здесь можно увидеть, что именно было разрушено.[/Update]

На гору мы приехали колонной машин из Шавей Шомрон; последний рывок делали пешком:





Немного Шхема:



Гора Кабир:



Нам туда:





Всё-таки зум - хорошая штука:



Спускаемся:







Почти пришли:



Теперь совсем пришли:





Объект с фронта:





С левого фланга:



И с тыла:



Рампа:





Нижняя галерея:



Внутри:





Всё, пора обратно:





И ещё немного Шхема:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Has Joshua's Altar been found on Mt Ebal ? By Adam Zertal
The Cult Site on Mount Ebal By Adam Zertal
Israelite Footprints Has Adam Zertal Found the Biblical Altar on Mt. Ebal and the Footprints of the Israelites Settling the Promised Land By Ralph Hawkins
The Cult Site on Mount Ebal: A Biblical Tradition Rewritten and Reinterpreted By Antti Laato
Ynetnews.com
Hoshvilim.com
Ramiyudovin.com
Отчёт ЖЖ-юзера mangupli
Отчёт ЖЖ-юзера yug_rishon
Отчёт ЖЖ-юзера janataha
Tags: фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments