?

Log in

No account? Create an account
Пещера злобного Буквоеда
Тель Бейт Йерах. 
19th-Mar-2019 10:28 am
bukvoed


(Давно, с Кучером)

По соседству с точкой, где Иордан вытекает из Кинерета, вдоль берега озера тянется холм длиной примерно 1.1 км, шириной от 150 метров в северной части до 400 в южной и высотой до 15 метров, то есть метров на 200 ниже уровня моря. Современноe русло Иордана проходит вдоль южной стороны холма. С севера и запада последний ограничен руслом древним; в те стародавние времена (до средних веков ?) он представлял собой подобие полуострова с основанием на юге. В дождливые же зимы Иордану случалось превратить холм в остров; так, в описании паломника 12-го века Даниила "выходит Иордан двумя реками из моря Тивериадского. Они вдали друг от друга, примерно три перестрела между ними. И текут те реки порознь немного, примерно полверсты, а потом сливаются обе реки в одну реку". Ещё на рубеже 19-20 веков Иордан мог тряхнуть стариной и залить северную протоку; но с тех пор из Кинерета выкачали много воды, а берег украсили стройки сионизма. Процесс пошёл в 1905-м, когда землю в этих местах приобрело Еврейское колонизационное общество и быстро перепродало релевантную её часть Сионистской организации. В 1908-м у подножия холма появилась ферма, и фермеры приступили к освоению территории; впоследствии эта ферма переродилась в сельхозпоселение ("квуца", позднее кибуц) Кинерет. Несколько месяцев спустя чуть севернее фермы основали ещё одно поселение, тоже Кинерет, но "мошава". Параллельно глава Ахшарат а-йишув Артур Рупин носился с идеей строительства на холме "города вилл на берегу Кинерета" (что-то подобное вроде упоминает Герцль в Альтнойланде); но не сложилось. В 1911-м в северной части холма возникло кладбище Кинерет; впоследствии там похоронили ряд известных в наших краях фигур, в частности Берла Кацнельсона, одного из основателей "квуцы". После смерти Кацнельсона в 1944-м появилась идея построить на месте, где вроде некогда стояла его крестьянская палатка, культурный центр. Проект был запущен в 1949-м в центральной части холма и назван Охало ("его палатка"); в 1960-е центр переквалифицировался в колледж, а в начале 2000-х в гостиницу. Чуть раньше Охало, в 1947-м, в южной части холма открылась сельскохозяйственная школа, ныне тихон Бейт Йерах.

Исследователям 19-го века наш объект был известен как Хирбет Керак или просто Керак (крепость). Некоторые, в частности Эдвард Робинсон, опознали в нём Тарихею - город на западном берегу Кинерета, часто упоминаемый Флавием в "Иудейской войне", в основном во второй и третьей книгах. Другие, как Чарльз Уилсон, предпочли искать Тарихею не к югу, а к северу от Тверии. Со временем "северяне" одолели "южан", и в наши дни Тарихею принято отождествлять с Магдалой ака Мигдаль.

В 1860-е Адольф Нейбауэр предложил идентифицировать Керак с Бейт Йерахом; новый кандидат прижился, и теперь холм называют Тель Бейт Йерах. Данная локация заявлена в Талмуде во-первых как место, где начинается река Иордан, и во-вторых как поселение, соседствующее с Синаброй. Последняя, в свою очередь, присуствует в третьей книге Иудейской войны как пункт в тридцати стадиях от Тверии, где разбил лагерь выступивший из Скифополя (т.е. с юга) Веспасиан. Много позже арабский хронист Якут аль-Хамауи тоже помещает Синабру в юго-западной части Кинерета, в трёх милях от Тверии. Согласно Якуту и другим арабским авторам, там любили зимовать несколько омейядских халифов. Потом объект исчезает из хроник, но до пятнадцатого века в них продолжает отмечаться местный мост, Джиср аль-Синабра. Около него Маудуд, атабек Мосула, одержал в 1113-м победу над иерусалимским королём Балдуином, но стратегических последствий битва не имела.

Наконец, Элиэзер Липа Сукеник предположил, что в греческий период Керак назывался Филотерия; этот город на берегу Кинерета упомянут у Полибия при описании похода Антиоха III в минус 218-м году.

В 1920-1 "рабочий батальон" прокладывал через местные руины дорогу Тверия - Самах, и строители пригласили Сукеника сходить в археологическую разведку. В те же примерно годы здесь побывал ещё более легендарный Уильям Олбрайт, объявил "возможно, наиболее впечатляющим сайтом бронзового века в Палестине" и обнаружил новый тип керамической посуды, чёрной снаружи и красной изнутри. Первые раскопки провёл в 1933-м Наим Махули из мандатного Управления Древностей; более масштабные раскопки (с участием Биньямина Мазара, Моше Штекелиса, Михаэля Ави-Йоны, Песаха Бар-Адона и П.Л.О Гая) предшествовали строительным работам конца 1940-х; итд. К началу нашего века порядка 15 экспедиций провели на холме в общей сложности 20 с чем-то сезонов; почти во всех случаях это были "спасательные раскопки" перед какой-то деятельностью на холме, а то и после таковой. В 2001-м над объектом начали работать археологи из Тельавивского университета под началом Рафаэля Гринберга и с тех пор посещали его раз в несколько лет, по крайней мере до 2013-го. В 1969-м часть холма (между кладбищем и Охало) была объявлена национальным парком и подготовлена для приёма посетителей (дорожки, таблички итп); но по какой-то причине парк постепенно захирел, дорожки заросли, часть древностей (о них ниже) в 1990-е закопали обратно (очевидно для лучшей сохранности), куски территории парка прихватили под расширение кладбища и вроде какую-то стоянку... в общем, теперь трудно догадаться, что этот пустырь имеет какой-то официальный статус.

Но вернёмся к раскопкам. Выяснилось, что в раннюю бронзу 1 (вторая половина четвёртого тысячелетия до н.э.) в северной части "нашего" холма появилась деревня; постепенно она распространилась на весь холм, примерно 30 гектаров. В раннюю бронзу 2, начавшуюся чуть раньше рубежа тысячелетий, в Леванте грянула урбанистическая революция; место деревни занял город - с достаточно плотной застройкой и сеткой улиц. Имя города неизвестно, но некоторые осторожно предполагают, что талмудический топоним Бейт Йерах восходит к древней традиции (даже если раннебронзовый город и не назывался в точности так, возможно он был как-то связан с богом Луны; интересно, что и с Синаброй дело может обстоять аналогично). По крайней мере с юга и юго-запада город был защищён стеной с башнями. Отдельные находки свидетельствуют о торговых связях с Египтом. В процессе перехода к ранней бронзе 3 город перенёс некоторый упадок, но вскоре пришёл в себя. К этому периоду относят несколько общественных зданий, в том числе нижесфотографированное вероятное зернохранилище. Некоторые из жилых домов стали побольше и побогаче (подрос, стало быть, коэффициент Джини). Похоже, что население пополнила группа иммигрантов (предположительно из Анатолии или даже с Кавказа), и в частности завезла обнаруженную Олбрайтом двухцветную керамику. В конце ранней бронзы (около 2400 до н.э.) объект снова захирел и постепенно был оставлен населением. В среднюю бронзу (примерно 1800 до н.э.) на юге холма короткое время существовало небольшое поселение. Снова объект был заселён гомосапиенсами намного позже, с персидского по раннеисламский периоды (-500 до +800). К средним векам холм снова опустел.

И ещё. В засушливый 1989-й год на обнажившемся дне озера около северной оконечности холма обнаружилось поселение 23000-летней (не опечатка) давности, условно обозначенное Охало II; и специалисты по эпипалеолиту, наверное, не возражали бы, чтобы засухи повторялись почаще.

План с зонами раскопок:

Tel-Beit-Yerah-plan-tbye-1

Так мог выглядеть раннебронзовый город:

Tel-Beit-Yerah-reconstruction-tbye-1
(Дов Пороцки)

Паркуемся на кладбищенской стоянке:





На надгробиях - имена, известные каждому израильтянину (по крайней мере, в качестве названий улиц) - Берл Кацнельсон, Бер Борохов, Нахман Сиркин, Моше Гесс и, the last but not the least - поэтесса Рахель. Кстати, в известной песне на стихи последней, фраза "цветы зимой на Керахе" отсылает именно к Кераку, а не к невесть как очутившемуся здесь льду.









Во время Первой Мировой османские власти выселили восемь-десять тысяч евреев из Яффы и Тель Авива. Две тысячи изгнанников поселились в Галилее, в том числе 52 в "Кинеретах". Из последних десять похоронены здесь.



Горка камней в память о Герцле появилась здесь в 1909-м:



К югу от горки - раскопки (зона DK на плане). Здесь копал в 1950-е Делугац из Чикагского университета; нашёл византийскую церковь, построенную ориентировочно в 5 веке и расширенную, согласно обнаруженной надписи, в 528-9. В 7 веке церковь разрушили и построили большое здание, видимо связанное с омейядским дворцовым комплексом (про последний см ниже).

Tel-Beit-Yerah-church-plan-dh-1
(Делугац, Хейнс)



Вид с запада:





План арабского здания:

Tel-Beit-Yerah-arab-building-plan-dh-1
(Делугац, Хейнс)

Идём дальше на юг.









Наиболее продвинутые из нас приступают к изучению древностей с воздуха:



Здесь (зона SA) Штекелис и Ави-Йона в 1945-6 раскопали "здание с кругами" периода ранней бронзы 3 - прямоугольное строение размером 40 на 30 метров, вход с востока; внутри круглые помещения, разделённое внутренними перегородками. По всей вероятности, оно служило общественным зернохранилищем.







Так это могло быть:

Tel-Beit-Yerah-early-bronze-grananry-tbye-1

Северную часть "здания с кругами" перекрывал другой объект; он был большей частью раскопан Бар-Адоном и Гаем в 1949-50 (зона GB). Объект оказался укреплённым комплексом размером 74 на 68 метров, с примерно 5-метровыми квадратными башнями по углами; ворота на юге были защищены двумя такими же башнями. Внутри стен обнаружилось базиликальное здание 37 (север-юг) на 22 метра. Стены поначалу сочли римской или византийской крепостью; а базилику византийской синагогой (поскольку изображение меноры и ориентация на юг, в сторону Иерусалима). В 2002-м Дэвид Уиткомб выдвинул альтернативную версию - мол, комплекс есть омейядский дворец в Синабре, то самое место зимовки халифов. Позже тельавивцы в нашли под полами монеты, подтверждающие раннеисламскую датировку. Где-то в комплексе должны быть мозаичные полы, но должно быть они закопаны. На фотографиях ниже, насколько я понимаю, фрагмент южной стены комплекса и охранявшая ворота башня.





К дворцовому комплексу прилагалась баня:

Tel-Beit-Yerah-umayyad-bathhouse-reconstruction-td-1
(Даадли)







Фригидарий:





Здесь были тепидарий и кальдарий:





План дворца, бани, и заодно "здания с кругами":

Tel-Beit-Yerah-islamic-palace-plan-td-1
(Даадли)

Водопровод:





Каменюки и керамика:





Обязательный вид на Кинерет:



Бонус: рекламный проспект несостоявшегося "города вилл".

Kerak-am-see-1

Фотографии: в wikimedia commons 1,2

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Enyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 1)
Sustainable Development of Tel Bet Yerah and its Integration in the Landscape and Tourist Infrastructure of the Southwest Kinneret
A Byzantine Church at Khirbat al-Karak By Pinhas Delougaz, Richard Haines
Islamic al-Sinnabra, the Umayyad palace By Tawfiq Da'adli
Hadashot-esi.org.il 1,2,3
Ancientneareast.tripod.com
Biblical researches in Palestine and in the adjacent regions: a journal of travels in the year 1838 (Volume 2) By Edward Robinson
La géographie du Talmud : mémoire couronné par l'Académie des inscriptions et belles-lettres By Adolf Neubauer
The survey of western Palestine (Volume 1) By C.R. Conder et al
Comments 
19th-Mar-2019 04:43 pm (UTC)
Отличный рассказ! Был на этом месте с Мишей Фрейкманом, меня восхитили трубы водопровода. Ну и элеватор тоже, конечно.
19th-Mar-2019 04:45 pm (UTC)
Спасибо !
19th-Mar-2019 11:09 pm (UTC)
На кладбище была, а до Теля не добралась
19th-Mar-2019 11:25 pm (UTC)
От кладбища до раскопок совсем недалеко.
This page was loaded Sep 22nd 2019, 8:35 am GMT.