Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Дир Дибван - Эт-Тель.



(по следам похода с Крылатым Верблюдом)

Глава 6 книги Иегошуа рассказывает нам о том, как изнурив гарнизон головокружением и ушной болью израильские агрессоры взяли штурмом Иерихон; "город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро, и золото, и утварь медную и железную отдали в сокровищницу дома Г-сподня". В начинающемся железном веке особую актуальность приобрёл принцип ковать железо, пока горячо; и уже в следующей главе сын Нуна отправил людей на разведку в город Ай (с определённым артиклем), "что близ Бэйт-Авэна, с восточной стороны Бэйт-Эйла". Нефиг делать, доложили разведчики, шапками закидаем... Вышло, разумеется, наоборот. Иегошуа провёл расследование и выяснил, что в поражении виновен Ахан, сын Карми, сына Завди, сына Зэраха из колена Йеуды, присвоивший кое-что из иерихонской добычи - "прекрасный плащ шинарский, и двести шекэлей серебра, и один слиток золота весом в пятьдесят шекэлей". Нарушителя сурово отчитали, возвели над телом груду камней и занялись Айем повторно.

И встал Йеошуа рано поутру, и осмотрел народ, и выступил он со старейшинами Исраэйля впереди народа к Айю; И весь народ боеспособный, который с ним, выступил; и подошел, и пришел к городу, и поставил стан с северной стороны Айя, а долина была между ним и Айем. И взял он около пяти тысяч человек, и посадил их в засаду между Бэйт-Эйлом и Айем, с западной стороны Айя. И они расположили народ, весь стан, который был, к северу от города, а засадный отряд – к западу от города; а Йеошуа ходил в ту ночь посреди долины. И было: когда увидел это царь Айя, то поспешили, и встали рано, и выступили люди города против Исраэйля на сражение, он и весь народ его, на назначенное время (в место) пред равниной... И сказал Г-сподь Йеошуе: простри копье, которое в руке твоей, к Айю, ибо Я предам его в руки твои. И простер Йеошуа копье, которое в руке его, к городу. И сидевшие в засаде тотчас поднялись с места своего и устремились, как только простерлась рука его, и вошли в город, и взяли его, и вскоре зажгли город огнем. И повернулись назад люди Айя, и увидели: вот дым от города поднялся к небу. И не было у них силы бежать ни туда, ни сюда; а народ бежавший к пустыне, обратился на преследователей. Йеошуа и весь Исраэйль, увидев, что засада взяла город и что поднялся дым от города, возвратились и стали поражать жителей Айя. А те из города вышли навстречу им, так что оказались они среди исраэйльтян с одной стороны и с другой. И поражали их до того, что не оставили им ни уцелевшего, ни убежавшего. А царя Айя взяли они живым и привели его к Йеошуе. И когда исраэйльтяне окончательно перебили всех жителей Айя в поле, в пустыне, в которой они преследовали их, так что все они до последнего пали от острия меча, обратились все исраэйльтяне к Айю и поразили его острием меча. И было павших в тот день мужей и жен двенадцать тысяч, все жители Айя. А Йеошуа не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не истребил всех жителей Айя. Только скот и добычу города этого захватили себе исраэйльтяне, по слову Г-спода, давшего повеление Йеошуе. И сжег Йеошуа Ай, и обратил его в вечную груду развалин {тель}, в пустыню – до сего дня. А царя Айя повесил он на дереве, до вечера, а как зашло солнце, приказал Йеошуа, и сняли труп его с дерева, и бросили его у входа во врата города, и возвели над ним большую груду камней, (что стоит) до сего дня. Тогда устроил Йеошуа жертвенник Г-споду, Б-гу Исраэйля, на горе Эйвал...

Город с таким или почти таким названием, расположенный где-то в этих местах, упоминается также в Бытии 12:8; Исайе 10:28; Нехемии 7:32 и 11:31; и Эзре 2:28. По Ономастикону Евсевия, "Гаи (Γαί), что близ Вифауна (Βηθαύν), и Вэфиля, который завоевал Иисус, умертвив его царя; ныне пустыня".


(Битва израильтян с жителями города Ай в представлении авторов "Библии Мациевского/Моргана", 13 век; wiki)

Fast forward. В 1838-м Эдвард Робинсон отправился в османскую Палестину, дабы продвинуть процесс идентификации библейских топонимов. Процесс пошёл успешно, и впоследствии Робинсон заслуженно прослыл "отцом библейской географии". Бейт-Эль он опознал в арабской деревне Бейтин возле Рамаллы; стало быть, Ай должен быть немного восточнее, вероятно в окрестностях деревни Дир Дибван (у Робинсона Дир Дуван). Две вылазки в последнюю оставили исследователя неудовлетворённым. Как наилучшего кандидата он отметил безымянные руины к югу от деревни (впоследствии его коллеги сочли, что это место называется Хирбет Хайян); как менее перспективного - холм по имени просто "эт-Тель" к северу. Некий священник из Тайбе и ещё какие-то его земляки указывали как на Ай на разрушенную церковь к югу от Бейтина (видимо, Хирбет эль-Макатир); но этот вариант Робинсон отмёл, поскольку за исключением церкви не обнаружил там ничего интересного. Позднее Чарльз Вильсон из PEF уверенно указал на эт-Тель, отмечая в частности, что по тексту Иегошуа обратил объект в "тель". После ещё некоторого количества тыканий пальцем в карту, свой вердикт вынес титан библейской археологии Уильям Олбрайт (1924); он изучил местность к востоку от Бейтина и пришёл к выводу, что эт-Тель - единственный ханаанейский сайт в этом районе; посему идентификация закрепилась и господствует в академической среде до наших дней.

Первые пробные раскопки "просто теля" провёл Джон Гарстанг в 1928-м; их результаты не были опубликованы, за исключением короткого резюме. В 1933-м к работе приступила экспедиция, профинансированная Ротшильдом. Раскопками руководила двадцатисемилетняя Иегудит Марке-Краузе, уроженка галилейского поселения Илания; Марке-Краузе изучала археологию во Франции и успела поработеть с Гарстангом в Иерихоне. Экспедиция провела на холме три сезона; затем Марке-Краузе умерла от туберкулёза в возрасте тридцати лет, насколько я понимаю - оставив проект незавершённым. Тем не менее, по итогам её работы случился один из крупнейших обломов библейской археологии - на эт-Тель просто не было города периода поздней бронзы (примерно 1600-1250 до н.э.), который мог бы покорить Иегошуа ! На вершине холма Марке-Краузе обнаружила неукреплённую израильскую деревню начала железного века; а под ней и вокруг значительный город, но периода ранней бронзы, на добрую тысячу лет предшествовавший захвату Ханаана сами-знаете-кем. Промежуточных слоёв не наблюдалось. В результате одни учёные - как Мартин Нот и сама Марке-Краузе - пришли к выводу, что 8-я глава Иегошуа есть вымысел. Мол, древние евреи наткнулись на ещё более древние руины и вписали оные в нарратив. Кстати, "ай" вроде бы и означает "руины", что уже наводит на размышления... Другие специалисты предлагали разные варианты синтеза ТАНАХа с результатами раскопок: Луи-Юг Венсан - что на холме мог быть небольшой форпост жителей Бейт-Эля, исчезнувший без следа; Олбрайт - что авторы библейского текста "перенесли" в Ай события, на самом деле имевшие место в Бейт-Эле (о падении последнего ТАНАХ не рассказывает, но далее упоминает его среди взятых).

Через тридцать лет после Марке-Краузе (1964-72) на повторные раскопки отправился Джозеф Кэллавэй - американский археолог и по совместительству преподаватель баптистской семинарии. Кэллавэй надеялся найти что-нибудь, что поможет примирить Писание с археологией; в частности, некоторое время он рассматривал идею, что ранняя стадия "железной" деревни на самом деле ханаанейская; и стало быть история о захвате преувеличивает масштабы боевых действий, но в основе своей может быть верна. Параллельно с работой на эт-Тель он также изучил несколько альтернативных локаций в окрестностях Дир Дибван, включая Хирбет Хайян. Однако окончательный его вывод гласил, что облом по-прежнему имеет место быть - поздняя бронза не обнаруживалась решительно нигде. По уточнённым данным, поселение на эт-Тель появилось около 3100-го года до нашей эры; к 3000-му оно превратилось в в укреплённый город площадью 27.5 акров. Примерно в 2860-м город сожгли; повторили в 2720-м; после очередного разрушения в 2400-м объект был заброшен. По мнению Кэллавэя, последним супостатом были скорее всего египтяне. В начале железного века, ориентировочно в 1220-м, место заняла небольшая деревня на 150-300 человек, просуществовавшая до 1050-го. В итоге Кэллавэй вроде вообще отошёл от "традиционалистского" представления о захвате Ханаана и стал одним из приверженцев модели постепенного более-менее мирного "просачивания" протоизраильтян из окружающих земель. Только позже, немного освоившись, новички приступили к курощению соседей. Кэллавеэй предполагал, что пришли наши предки из хананейских земель в прибрежной полосе.


(Иегошуа жжот Ай, Гюстав Доре, 19 век; wiki)

Читатель, возможно, ещё не забыл про место под названием Хирбет эль-Макатир к югу от Бейтина, которое в своё время не понравились Робинсону. Брайант Вуд из организации под названием Associates for Biblical Research (ABR), явно хардкорно-традиционалистской ("Dedicated to Demonstrating the Historical Reliability of the Bible" прямо на главной странице и всё такое) копал там в 1995–2000 и 2009–13 и нашёл крепость периода поздней бронзы I, площадью ориентировочно 2.5 акра. В конце 15 века до нашей эры крепость погибла в огне. Учитывая, что "традиционалисты" датируют появление израильтян в Ханаане именно концом минус 15-го века (четвёртый год правления Соломона минус 480 лет согласно Мелахим I 6:1, плюс сорок лет в пустыне указывают приблизительно на 1406 до н.э.) вместо принятого у "безбожников" конца минус 13-го - это как раз тогда, когда нужно. Более поздние слои дали крепость эллинистического / раннего римского периода и византийский монастырь. В 2013-7 раскопки продолжались под руководством Скотта Стриплинга из той же организации. Вуд и Стриплинг уверены, что Хирбет эль-Макатир и есть библейский Ай; они привлекают упомянутую Робинсоном местную традицию, а также приводят топографические и другие аргументы. Проблема заключается в том, что Ай должен находиться не к югу, а к востоку от Бейт Эля. Вуд и Стрипинг решают её путём переноса Бейт Эля из Бейтина дальше на юго-запад, в Эль-Биру; Бейтин же они идентифицируют как соседний с Айем Бейт Авен. Что ж, как и в случае с другим эт-Телем, будем слушать сводки информбюро по мере их поступления...

Итак, выходим из пивной деревни Тайбе (см. 1,2):









Вроде деревня Рамун:



Спускаемся в вади; насколько я понимаю, это та самая сезонная речка, что ниже по течению известна как Вади Макух:











Источник:





Дальше:



Наверх:





Забрались:







Подходим к Дир Дибван:







Последний подъём...



Дошли !







План:

Et-Tel-Ai-plan-jc-1
(Callaway)

Израильская дервня железного века; большое прямоугольное здание в нижней (западной) части - раннебронзовый храм.

Et-Tel-Ai-12th-c-bce-israelite-village-reused-eb-temple-wd-1

Так этот храм выглядит в реале:















Западнее храма, видимо, проходила некая стена:







По другую сторону стены:



Южная часть, пустые информационные щиты и виды деревни:











И опять в путь...



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
How Israel Became a People By Ralph K. Hawkins
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 1)
Excavations at Kh. el-Maqatir 1995–2000, 2009–2013: A Border Fortress in the Highlands of Canaan and a Proposed New Location for the Ai of Joshua 7–8 By Bryant G. Wood
Locating 'Ai- Excavations at Kh. el-Maqatir 1995-2000 and 2009-2014 By Bryant G. Wood
Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions A journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson, Eli Smith p 442, p 448, p 570, p 574
The survey of western Palestine: memoirs of the topography, orography, hydrography, and archaeology (Volume III) By C.R. Conder et al
Tags: фотоотчёты, храмы
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments