Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Бейт Сахур - Поле пастушков (православное).



Первоисточник христианской традиции о благовестии пастухам - Евангелие от Луки 2:8:

В той стране {т.е.в окрестностях Вифлеема} были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

Примерно в 384-м паломница Эгерия отметила "у пастухов" (ad pastores) пещеру с алтарём (строго говоря, соответствующий фрагмент её записок не уцелел и воспроизводится по пересказу двенадцатого века у Петра Дьякона). Несколькими годами позже Палладий Еленопольский упомянул монаха Посидония Фивянина, жившего "за Поэменионом" (то же место, но по-гречески). Ещё чуть позже Иероним, переводя на латынь Ономастикон Евсевия, дописал в статью про Вифлеем "приблизительно в тысячи шагах башня Aдер (Turris Ader), что переводится: башня стада, обозначая, что по некоему пророчеству пастыри заранее узнали о рождестве Господнем".

Башня стада - это некая ТАНАХическая локация, действительно неподалёку от Вифлеема: "И умерла Рахэйль, и погребена на дороге в Эфрату, он же Бэйт-Лэхэм. И поставил Яаков памятник над гробом ее. Это надгробный памятник Рахэйли до сего дня. И отправился Исраэйль, и раскинул шатер свой подалее от Мигдал-Эйдера" (Бытия 35:21). Это же название фигурирует в Михе 4:8, в довольно туманной фразе, побуждающей некоторых комментаторов связать это место с появлением мессии. В 1927-м в двадцати километрах к югу от Иерусалима было основано поселение Мигдаль Эдер; два года спустя начались арабские волнения и поселение было заброшено. Но что-то я начал уходить от темы...

Житие Константина и Елены приписывает последней основание церкви на поле пастушков: "нашедши место, на котором святые ангелы благовествовали пастырям рождение Господа нашего Иисуса Христа и рекли: Слава в вышних Богу и на земле мир, она воздвигла удивительнейший храм в честь Богородицы Марии и Иосифа обручника, и затем устремилась к Святому Сиону". Правда, написано житие не раньше 7 века, так что надёжность информации под сомнением. Сушествуют лаконичные упоминания церкви или монастыря на поле пастушков в 5-7 веках (Patrologia Orientalis 36, Аркульф, Эпифаний). В 1106-7 паломник Даниил увидел лишь руины:

А на восток оттуда есть место под горою на поле, на расстоянии версты от Рождества Христова: на том месте святые ангелы благовестили пастухам рождество Христово. И была там пещера; над тою пещерою была создана хорошая церковь во имя святого Иосифа, и был там монастырь хороший. Ныне же разорено погаными место то. И около того места поле очень красивое, и нивы многоплодные, и масличных деревьев много. А называется то место Агиа пимина, что переводится «Святая паства». И там находится село святого Саввы, в направлении к Вифлеему под горою.

Православная и католическая традиции располагают поле пастушков в разных точках деревни Бейт Сахур ("дом ночного бодрствования"). Православный участок (ака Кенисат ар-Руат, "церковь пастухов") был приобретён в середине XIX века о. Иоасафом, игуменом лавры св Саввы. Раскопки православной локации проводила в 1972-м экспедиция Управления Древностей под руководством Василиоса Цафериса. Согласно Цаферису, наиболее ранняя постройка датируется четвёртым веком (так что традиция об основании её св. Еленой может быть верной); она представляла собой грот с мозаичным полом. В пятом веке грот расширили и построили над ним небольшую (15 на 11 м) церковь; в шестом - церковь побольше (30 на 15 м), трёхнефную базилику; в седьмом (после того, как, видимо, вторую церковь разрушили персы) - новую базилику. В ранний арабский период церковь переквалифицировали в монастырь - окружили другими постройками и стеной со сторожевыми башнями. Наконец, в десятом веке объект был разрушен. Сейчас там православный монастырь (подворье лавры св. Саввы), с новой церковью святой Троицы, построенной в 1978-89. Католики предпочли другое место в Бейт Сахуре, метров на 700 севернее; там есть свои древности и современности, но о них позже.

Благовестие пастухам, Николас Питерс Берхем, 17 век:

Nicolaes-Berchem-Annunciation-to-the-Shepherds-arr-1

Поклонение пастухов, Пьетро ди Джованни д’Амброджо, 15 век:


(wiki)

Современная церковь:











У входа - симпатичные львы-футболисты:



Заходим:

















Теперь в те ворота:







Здесь была византийская церковь:

Beit-Sahur-Shepherds-Field-plan-nea-1
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)



















Спуск в крипту:



Крипта:







Древний пол:





Могила пастушков:



Черепа монахов, убитых персами в 614-м:



Привязка к Ветхому Завету:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 4)
JSP-14 - Corpus of Christian Sites in Judea
History and Archaeology of the Bēt Sāḥūr Region A Preparatory Study for a Regional Survey By Fernand De Cree
A description of the East, and some other countries by Richard Pococke
Tsaritsyn-tours.com
Tags: фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

  • Хурват Кухим.

    (По следам поездки с nehag_sus) И ещё одни относительно малоизвестные римско-византийские развалины в Верхней Галилее - Хурват…

  • Хурват Дур.

    (По следам поездки с nehag_sus) Из Хурват Цунам ака "затеряный город" идём дальше в лес, по гробы-саркофаги, которые на заглавной…

  • Хурват Цунам.

    (По следам поездки с nehag_sus) В народе это место известно как "затерянный город". И да, именно так оно и выгядит - лес, полумрак,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment