Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Гуш Халав.



(По следам похода с janataha)

"Какая глыба, а ? Какой матерый человечище !" - сказал как-то В.И. Ленин про Л.Н. Толстого. А ведь аналогичная фраза могла появиться почти на две тысячи лет раньше, у Иосифа нашего Флавия... Потому что во-первых Иосифу принадлежит наиболее раннее известное упоминание еврейского городка Гисхала в Галилее, он же Гуш Халав (что можно буквально перевести как "молочная глыба", впрочем см. ниже), он же современный арабский Джиш; а во-вторых, автор уделил много букв тамошнему уроженцу Йоханану, сыну Леви, он же Иоанн Гисхальский - очевидно, личности яркой и деятельной.

Конечно, если Ленин Толстого хвалил, то Иосиф своего героя, напротив, припечатывает как "пронырливейшего и коварнейшего из влиятельных людей, который в гнусности не имел себе подобного" (Иудейская война 2:21:1). Немного выше (2:20:6) Флавий вскользь упоминает, что в бытность его руководителем антиримского восстания в Галилее, он поручил Йоханану укрепить Гисхалу, и тот выполнил указание за собственный счёт. Теперь то же самое событие подаётся под другим углом - мол, из-за отсутствия средств злодейства Йоханана ограничивались грабежами "в томительном ожидании предстоящей войны"; тогда он уговорил Иосифа поручить ему восстановление стен Гисхалы, и в процессе ремонта нажился за счёт богачей. Затем, мол, он взял под контроль экспорт оливкового масла, производство которого, очевидно, играло заметную роль в местной экономике. Решив материальные проблемы, Йонатан занялся "низвержением" Иосифа, вплоть до попытки убийства; но не преуспел, и "с этих пор страх пред Иосифом удерживал Иоанна внутри стен Гисхалы".

Тем временем римляне взяли Йодфат, Гамлу и всё прочее; наконец, из всей Галилее непринуждённой к миру осталась только Гисхала, и к ней подступил Тит с тысячей всадников. "Население ее, хотя было мирно настроено, так как оно большею частью состояло из земледельцев, все помыслы которых сосредоточивались постоянно на урожае, — но к его несчастью, в среде жителей свила себе гнездо не незначительная шайка разбойников", во главе, естественно, с Йохананом (4:2:1). Последний уговорил Тита дать ему отсрочку, чтобы не вести переговоры в субботу; и ночью бежал. Из присоединившихся к нему горожан "многие сбились с пути и за­вязли в непроходимых местностях, а многие, спеша обогнать друг друга, были растоптаны на дороге". Утром оставшиеся открыли ворота Титу; не найдя Иоанна, тот отправил солдат в погоню, и убил или вернул часть беглецов. Йоханан, однако, добрался до Иерусалима; там вместе с зелотами знатно набедокурил; после падения города был взят в плен, увезён в Рим, заключён в тюрьму, и дальнейшая его судьба неизвестна.

Есть некоторые основания считать, что Иосиф в той или иной степени сгустил краски. Намёк на то, что поначалу Йоханан не был ненормальным радикалом и безнадёжным злодеем, совратившим мирную Гисхалу, мы находим в главе 10 более поздней автобиографии Флавия. Там Йоханан пытается успокоить антиримскую фракцию; к несчастью, вскоре на них нападают нееврейские соседи из Гадары, Габары и Соганы и сжигают город; Йоханан вступает с ними в бой, а затем отстраивает родные пенаты и обносит стеной... Так или иначе, ниже у меня будет повод вспомнить о нём ещё раз.

Ивритский топоним Гуш Халав известен нам из Мишны и Талмуда. Происхождение названия неясно; одни предполагают, что здесь и с молочным производством всё было в порядке; другие, что под "молоком" подразумевается жир, то есть то же масло; третьи переводят как "жирная почва"; четвёртые же считают, что виноват белый цвет местного известняка. В Мишне, Арахин 9:6, речь заходит опять же о стенах; и объект значится среди городов, укреплённых ещё во времена Иегошуа бин Нуна (то есть, видимо, "давно"). В других местах он упоминается как центр производства оливкового масла и текстиля. Согласно некоторым мидрашам, здесь жил рабби Элиэзер, сын рабби Шимона бар Йохая; и после его смерти тело несколько лет пролежало на чердаке его дома, до итогового погребения в Мероне. После длительного перерыва (который помогают закрыть археологические находки) сабж и еврейское в нём присутствие фигурируют у Вениамина Тудельского в середине 12 века, у Шмуэля бар Шимшона в начале 13-го, и у Эстори Фархи в середине 14-го, а также в документах из каирской гнизы с раннеисламского по мамлюкский периоды. Мусульманский источник конца 10-го века, в лице географа аль-Мукадаси, упоминает аль-Джаш как деревню "размером почти со столицу провинции"; про состав населения у него ни слова. Христианский же - De Viris Illustribus Иеронима - сообщает, что в городе Giscalis в Иудее жила семья св. Павла; но вроде бы мало кто из современных исследователей рассматривает эту информацию всерьёз.

Согласно известному османскому налоговому документу 1596-го года, к тому моменту Джиш стал чисто мусульманской деревней из 71 семьи плюс 20 холостяков. Однако вроде бы в 1629-34 А. Руджа (?) снова обнаружил здесь евреев; а в 1672-м Эвлия Челеби отрапортовал о друзской деревне в 100 домов; в общем, то ли кто-то что-то напутал, то ли имела место редкая чехарда. С начала 18-го века и до сих пор население Джиша состоит из христиан (маронитов и мелькитов) и мусульман. Ривка Шпак-Лисак (автор нескольких статей о еврейском следе в истории того или иного галилейского селения) также пишет, без ссылки на конкретный источник, что некоторое количество евреев снова поселилось в Джише в попытке укрыться от эпидемии чумы 1812 года; что они ещё жили в деревне в середине 19-го века и, вероятно, покинули её из-за высоких налогов. В конце века, видимо, имела попытка опять приобрести там землю для евреев, но не сложилось. По данным 1887-го года население состояло из 975 христиан и 960 мусульман, к 1945-му сократилось до 740 мусульман и 350 христиан.

В последних числах октября 1948 года АОИ провела операцию Хирам - серию ударов по сходящимся направлениям, в ходе которой Арабская освободительная армия была окончательно изгнана из Галилеи. В рамках этой операции 29 октября наступавшая со стороны Цфата 7-я бригада заняла Джиш после тяжёлого боя, в котором ей вроде бы противостоял сирийский батальон (т.е. регулярный, не входивший в АОА ?). По Моррису, за взятием деревни последовал расстрел примерно 10 сирийских пленных (почему-то оказавшихся марокканцами; может, всё же добровольцы из АОА ?) и нескольких местных. Часть жителей, в основном мусульмане, бежали или были изгнаны. На их место переселили маронитов из деревни Бир'им; попытки некоторых из последних добиться разрешения вернуться на старое место успеха не принесли, во всяком случае пока. В начале 50-х в недрах правительства родилась программа добровольного переселения галилейских христиан в Аргентину, с приобретением там для них ферм. Инициатива получила название "операция Йоханан", в честь флавиевского "матёрого человечища". В докладе Йосефа Вайца за март 1952-го утверждалось, что 35 семей из Джиша "проявили интерес". Однако год спустя программа была забыта; видимо, не удалось уговорить Аргентину. На 2017-й в Джише насчитывалось 3085 жителей, из них 55% марониты, 10% мелькиты, 35% мусульмане. Среди местных маронитов есть энтузиасты возрождения арамейского языка в качестве разговорного...

С точки зрения банальной топографии деревня Джиш находится к северо-западу от Цфата и северо-востоку от горы Мерон, на холме высотой 830 метров над уровнем моря; дома деревни более или менее живописно разбросаны по западному, южному и восточному склонам. В 1863-м Виктор Герен обнаружил на вершине архитектурные фрагменты, наводящие на мысль об античной синагоге; примерно там, где несколькими годами позже появилась мелькитская церковь св. Петра (Мар Бутрус). Колонны, капители и прочие подозрительные архитектурные фрагменты, иногда встроенные в стены домов, отмечали Кондер и т.д.; несколько каменюк, включая обломки колонн в форме "сердечка", всё ещё лежат у дороги к западу от церкви. Авиам относит остатки былого величия к четвёртому-пятому векам. Другая синагога находится на 100 метров ниже по склону и на 700 восточнее, недалеко от речки Нахаль Гуш Халав. Честь её открытия принадлежит Эрнесту Ренану (1860). В июне 1905-го "нижним" объектом занимались серийные копатели галилейских синагог (11 штук в 1905-7) Хайнрих Коль и Карл Ватцингер. Более основательные раскопки провели археологи из American School of Oriental Research во главе с Эриком Мейерсом в 1977-8, и в результате датировал первую фазу объекта второй половиной третьего века, а последнюю пятым-шестым веками.

Попытки прояснить более раннюю историю Гуш Халава упираются в различные проблемы, от современной засторйки до эрозии почвы. Археологическая разведка деревни и её ближайших окрестностей проводилась Аарони в 1950-е, Франкелем et al на рубеже тысячелетий, и Вахтелем et al в 2014-5. Разведчики собрали большое количество керамики на вершине и склонах холма - в большинстве римской и византийской, но упоминаются также периоды ранней и средней бронзы и железа. С 1937-го по 2014-й в разных точках деревни 20 раз проводили спасательные раскопки. В наиболее известном случае, при строительстве дома на южном склоне в 1973-м наткнулись на саркофаг; дальнейшие исследования (Фанни Витто и Г. Эдельштейн, 1973-5) выявили римский мавзолей. В 2004-м Моше Арталь нарыл на вершине что-то раннебронзовое, а также полы и стены средней бронзы и железа. Пока что похоже, что раннее поселение было ограничено вершиной, а на стыке ранней-средней бронзы и в позднюю бронзу вовсе не существовало; только в римский период объект существенно разросся; вероятно, в это же время у речки возникла деревня-спутник.

Въезд в деревню:



Левее по шоссе - там, где заканчивается чёрный забор - переулок ведёт к мавзолею Шмайи и Автальона - мудрецов первого века до н.э., "дослужившихся" до руководства Синедрионом. Насколько я понимаю, об их могилах в Гуш Халав впервые написал Шмуэль бар Шимшон в 1210-11.











Прямо - маронитская церковь; вроде бы где-то в деревне есть ещё одна, старше и меньше.

















Напротив - могила рабби Меира бар Ицхака, раввина 11-го века из Вормса, известного как автор пиютов. По другим данным, рабби Меир скорее всего был похоронен в Вормсе, возможно в Люблине. Если я правильно понимаю, у уже упомянутого Шмуэля бар Шимшона и в некоторых более поздних источниках в Гуш Халаве заявлена могила рабби Меира Чудотворца - то ли того же, что по традиции похоронен в Тверии, то ли другого...



Даже автор надписи сомневался:



Вдобавок, с другой стороны написано "рабби Ицхак":



Идём дальше:



Гора Мерон:



Мелкий рогатый скот:



Внизу - мавзолей пророка Йоэля:





Калитка, ведущая к римскому мавзолею, оказалась запертой:



Объект прячется под бетонной крышей в правой части кадра:



В общем, вижу цель... верю в себя... не замечаю препятствий... и оказываюсь там, где нужно. Витто и Эдельштейн раскопали часть погребального комплекса, окружавшего вымощенный каменными плитами дворик; для доступа в западной части дворика имелась лестница. Мавзолей находился с южной стороны дворика; его размеры 4.2 на 3.5 м, высота 5.5 м и глубина фундамента не менее 1.5 м. "Прихожая" со сводчатым потолком и каменными скамьями вела к каменной двери на оси и далее в пещеру длиной 8 метров, с 5 погребальными нишами ("кохим") с каждой стороны. Внезапно, над прихожей расолагался второй этаж - неясно, крытый или нет - с каменным саркофагом из двух отделений; в последних нашли скелеты общим числом одиннадцать. Артефакты из пещеры и саркофага - светильники, стеклянные бутылочки и украшения - датировали четвёртым веком н.э..







Внутри:





Ещё одна погребальная пещера, в восточной части комплекса. Квадратное помещение со стороной 3.5 м, каменными скамьями и "кохим" в два яруса:



Дальше выходим к мелькитской церкви св. Петра:







Рядом - остатки предполагаемых остатков "верхней синагоги":







Вырываемся на оперативный простор к северу от деревни, и после небольшого похода вдоль речки Нахаль Гуш Халав...



...добираемся до античной синагоги. Мейерс насчитал в истории здания четыре этапа; впрочем, вносившиеся после первого этапа изменения, видимо, были незначительными.
- 250-306 гг - объект повреждён землетрясением;
- 306-363 гг - ремонт, включая укрепление углов; опять землетрясение;
- 363-460 гг - ремонт;
- 460-551 гг - новый пол; и очередное землетрясение.
Фасад с одной дверью был обращён на юг; вход вёл непосредственно в главный зал, разделённый двумя рядами колонн; в юго-западном углу зала находилась бима, а в северо-западном "чёрный ход". Дверь в западной стене главного зала вела в тянувшийся вдоль все стены коридор; вдоль восточной шли два помещения поменьше. К северной стене зала - предполагают учёные мужи на основании подобранных архитектурных фрагментов - примыкала галерея с дополнительными сидячими местами. Археологи насобирали материал (читай "керамику") разных периодов, начиная с поздней бронзы / железа 1; но поскольку зона раскопок была ограничена зданием синагоги, мало что могут об этих периодах сказать.

Gush-Halav-Synagogue-Plan-Phase-2-4-skai-1

Gush-Halav-Synagogue-Reconstruction-skai-1

Раскопки Коля и Ватцингера:

Gush-Halav-Synagogue-After-Excavation-1916-skai-1

Наши дни:



Южная стена изнутри, вход и бима:



Главный зал с юга на север:



Восточная часть здания с юга на север:



Колонны, россыпью:





Северный вход:



Предполагаемая галёрка:



Западный неф с севера на юг:



Притолока с орлом:





Колонна с арамейской надписью "Иосе сын Нахума сделал/построил это, да пребудет с ним благословение":





Возвращаемся в деревню:





Мечеть тут тоже есть:



Бонус: вроде 1949:

Jish-1949-jhgv-2

Jish-1949-jhgv-1

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Excavations at the Ancient Synagogue of Gush Ḥalav By Eric M. Meyers, Carol L. Meyers, James F. Strange
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 2)
Tell Gush Halav during the Bronze and Iron Ages By Ido Wachtel et al
Unpublished fragments from the synagogue at Gush Halav By Mordechai Aviam
Description of Syria By al-Mukaddasi
The survey of western Palestine (Volume 1) By C R Conder et al
רבקה שפק ליסק - ג'ש הנוצרית-מארונית הייתה בעבר גוש חלב היהודית
אוריאל רפפורט - ריבוד חברתי, מבנה פוליטי ואידיאולוגיה בחברה היהודית ערב המרד הגדול
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Отчёт ЖЖ-юзера sharel
Tags: мавзолеи, синагоги, фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

  • Кфар Йона, Янув - Дома Набулси.

    Посреди парка в городке Кфар Йона стоит добросовестно обнесённый забором особняк, некогда принадлежавший арабской семье Набулси из, естественно,…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • Мишмар Давид - Мемориал инженерных войск.

    Посёлок Мишмар Давид был основан в 1948-м как кибуц и назван в честь американского полковника и первого израильского генерала Давида Маркуса.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments