
Первое упоминание места под названием Кафизма, расположенного между Иерусалимом и Вифлеемом, даёт армянский лекционарий, предположительно датируемый 417-439 годами. По лекционарию, в этом месте 15 августа отмечался праздник, посвящённый Марии (по более позднему календарю, праздник перенесли на 13 августа ввиду конфликта с днём вознесения Марии; впрочем, не будем удаляться от темы). В шестом веке Феодор Петрский и Кирилл Скифопольский упоминают в своих жизнеописаниях Феодосия Киновиарха, что в молодости (т.е. в середине 5-го века) тот жил при церкви Кафисматы, которую как раз строили на средства некой Икелии:
Он {старец Лонгин}, взяв его {Феодосия}, приставил к иже во святых Икелии, которая тогда строила храм Богородицы в Кафисмате как человека, который может быть ей полезен в церковном правиле и остальных службах. Сия блаженная Икелия, прошедшая весь путь благочестия, указала в числе первых быть Сретению Спасителя нашего Бога со свечами. Она, приняв сего священнаго юношу Феодосия и обретя его прекрасным певцом, сопричла к чину бывших под ея начальством тамошних ревнителей, мужей благоразумных. По истечении некотораго времени и по кончине блаженной Икелии, ему поручается устроение этого места. И когда он проходил оное безпорочно, случилось, что скончался игумен этого места и все согласно выбирают Феодосия в игумена церкви Кафисматы. Он же, узнав и опасаясь опасности начальства, бежал...
(Кирилл Скифопольский, Житие иже во святых отца нашего аввы Феодосия Киновиарха)
Название Кафизма вроде бы означает то, на чём сидят или отдыхают; так в переводе написанного тем же Кириллом жития св. Саввы объект назван "седалищной церковью". По всей вероятности, имеется в виду точка, где - согласно апокрифическому Протоевангелию от Иакова - Иосиф и Мария остановились для отдыха незадолго до прибытия в Вифлеем:
И посадил ее на осла оседланного и повел его один сын, а Иосиф с другим сыном пошел за ними. И прошли три мили. И посмотрел (в тексте – обернулся) Иосиф и увидел, что она печальна и подумал, что находящийся в ней плод печалит ее. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что она радостна, и спросил ее: Мария, отчего я вижу твое лицо то грустным, то веселым? И Мария ответила Иосифу: Оттого, что я вижу перед глазами два народа, один плачет и рыдает, другой радуется и веселится. И прошли половину пути, и сказала ему Мария: сними меня с осла, ибо то, что во мне, заставляет меня идти. И он снял ее с осла и сказал ей: куда мне отвести тебя и скрыть позор твой? Ибо место здесь пустынно.
(17)
Подходящее место упоминает около 570-го анонимный паломник из Пьяченцы:
On the road that leads to Bethlehem, three miles from Jerusalem, Rachel rests bodily, on the outskirts of Rama. There, in the middle of the road, I saw standing water coming out of a rock, to be taken at one's discretion up to seven pints; everyone takes their fill and it never diminishes nor becomes more full. It is of an indescribable sweetness to drink; they say that, when Saint Mary was fleeing to Egypt, she sat on this spot and became thirsty, and so this water came forth. A small church was built there.
(28)
И в начале 12-го века паломник Даниил:
Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю — две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы... И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых.
В середине 14-го века Николас из Поджибонси видел разрущенную церковь на расстоянии выстрела из баллисты к северу от монастыря Мар Элиас (но связал её с локацией, где волхвы видели звезду); нечто подобное упомянул ещё сто лет спустя Иоанн Полонер. Более поздние паломники если и отмечали как-то место отдыха Марии, то наблюдали там только дерево.
Около 1889-го фон Риесс (этот ?) наткнулся около Хевронской дороги на резервуар по имени Бир Кадисму и резонно решил, что церковь Кафизмы должна быть где-то неподалёку; тем не менее, объект ещё долго продолжал скрываться от науки. После 1948-го резервуар оказался практически на самой зелёной черте. К востоку, по израильскую сторону черты, находился кибуц Рамат Рахель. В середине 1950-х на его территории, метрах в 400 от резервуара, случайно обнаружилась византийская церковь; Йоханан Аарони датировал её пятым веком и предложил идентифицировать с Кафизмой. Потом была шестидневная война с сопутствующей коррекцией границ; ещё через годы зашла речь о расширении Хевронской дороги; в 1992-м, 1997-м, 1999-м и 2000-м непосредственно к востоку от дороги проводили спасательные раскопки под началом Рины Авнер, в ходе оных выкопали ещё одну церковь, и пришли к выводу - теперь точно нашлась. Редкая восьмиугольная форма здания и полузакопанный (торчащий сантиметров на 20 выше уровня пола) в центре восьмиугольника камень (кто сказал "Купол Скалы" ?) наводят на мысль, что этот камень почитался как место отдыха Марии. Такой камень упоминается в сочинении начала 6-го века De Situ Terrae Sanctae - мол, важный чиновник Урбиций велел вырезать из него прямоугольный блок и отвезти в Константинополь, но никакая сила не могла передвинуть его дальше Иерусалима; и в результате блок оставили в Храме Гроба Господня. В наши дни камень, заявленный как камень Кафизмы, выставлен в Храме Рождества Богородицы в Бейт Джале...
От церкви мало что осталось, кроме пола и оснований стен. Зато полов археологи насчитали целых три, один поверх другого. Ранний, то есть нижний, по найденным под ним монетам датировали началом-серединой 5-го века; видимо, он принадлежит церкви Икелии. Ещё ниже обнаружили фрагмент фундамента предшествовавшего ему строения, вероятно начала пятого века; возможно того, что упоминалось в армянском лекционарии. Средний пол - также по монетам - датировали первой половиной 6-го века; и поздний первой половиной восьмого века. Судя по нише в южной стене, в этот последний период часть здания отвели под мечеть; тем не менее, другая часть вроде бы продолжала использоваться христианами, во всяком случае в примыкающем к церкви строении обнаружилась христианская надпись 9-го века.
Вид с севера; на заднем плане монастырь Мар Элиас:

План. Внутреннее восьмиугольное пространство, окружающие его часовни с мозаичными полами (ныне мозаики засыпаны), итп; общие размеры здания 52 на 43 м.

По восьмиугольнику против часовой стрелки, начиная с этих северных колонн:


Юго-запад, часовня:

Угол:

Южная сторона, с михрабом:


Восточная сторона - возвышение, в дальнем конце которого находилась апсида:


Предполагается, что в стороны возвышения были вмонтированы капители, или их в наши дни для красоты положили ?


Апсида:

Дыра к северу от возвышения:

Северная сторона:


Ещё один угол:

Какая-то стена, идущая от восьмиугольника наружу:

Самый внутренний восьмиугольник - некогда ряд колонн - и камень в центре:



В стороне:



Резервуар находится чуть южнее церкви:


К северу от церкви и бензоколонки, буквально в паре метров от улицы и настолько же выше неё, сохранился фрагмент "верхнего акведука", снабжавшего Иерусалим водой из Соломоновых прудов. Согласно видеорассказу Яакова Билига, про акведук в этом месте было известно ещё британцам; в 1990-е археологи раскопали метров 120. Ещё один фрагмент должен быть между Рамат Рахель и Арноной, см 1,2.







Наконец, над бензоколонкой прячется мемориал Яд Ахим, посвящённый эфиопским евреям, погибшим по пути в Израиль:






Фотографии: в wikimedia commons 1,2,3
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Initial Tradition of the Theotokos at the Kathisma: Earliest Celebrations and the Calendar By Rina Avner (in The Cult of the Mother of God in Byzantium: Texts and Images)
Judea & Samaria Publications 14 - Corpus of Christian Sites in Judea
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus (Volume 2, L-Z) By Denys Pringle
Kathisma palaion und der sogenannte Brunnen der Weisen bei Mar Eljas By Dr. von Riess
Hadashot-esi 1,2
Antiquities.org.il
Tsaritsyn-tours
BibleWalks
Jpost