Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Иерусалим - Гиват а-Матос.



На второй день Шестидневной войны израильская авиация атаковала иорданские позиции в районе монастыря Мар Элиас. Один самолёт Fouga Magister был сбит и врезался в 813-метровый холм, что к северу от монастыря и к югу от арабской деревни Бейт Сафафа; пилот, лейтенант Дан Гив'он, погиб. После войны в память о Гив'оне прежнее арабское название Табалия сменили на Гиват а-Матос, то есть "самолётный холм"; вместе с Мар Элиас и Бейт Сафафа он оказался внутри далеко шагнувших на юг (да и в другие стороны тоже) муниципальных границ Иерусалима. В 1991-м на холме поставили четыре сотни переносных домов (ака "караваны"); по слухам, на первом этапе в них поселили репатриантов из СССР; потом уже точно из Эфиопии. "Эфиопский караванный городок" ещё существовал в 2002-м. Несколько десятков (?) "караванов" есть там по сей день; все полдюжины попавшихся мне на глаза обитателей явно не были "эфиопами"; кое-где из окон звучала восточная музыка или слышалась речь с восточным же выговором.

Последние лет пятнадцать периодически заходила речь о строительстве на Гиват а-Матос "нормального" жилья. Одобренный в 2014-м план предусматривал условно еврейский квартал на 2610 квартир на холме и условно арабские 600-900 квартир в качестве расширения Бейт Сафафы. Но есть политические тонкости - во-первых, сам факт строительства нового квартала за "зелёной чертой"; во-вторых, проблема связности районов "Восточного Иерусалима". Арабские Бейт Сафафа и Шарафат и сейчас почти полностью окружены еврейскими районами - с севера "Западный Иерусалим" (Малха, Катамоним, Тальпиёт, Арнона), с востока кибуц Рамат Рахель, с юго-запада Гило. Еврейский квартал на Гиват а-Матос замкнёт "кольцо окружения" и сделает практически неосуществимым присоединение Бейт Сафафы и Шарафата к подконтрольным ПА территориям в рамках гипотетического соглашения. Отсюда недовольство ПА, международное давление и решение правительства отложить план в пресловутый долгий ящик.

Но перейдём от политики к краеведению. "Наш" холм удобно располагался в считанных метрах от популярного маршрута христианских паломников Иерусалим - Вифлеем и со временем обзавёлся своей собственной традицией. Согласно последней, отсюда пророк Хавакук / Аввакум был перенесён ангелом в Вавилон; вот соответствующий эпизод в христианской версии книги Даниила, глава 14:

Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подойдя ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, — и они тотчас были съедены в присутствии его.

Некий объект, расположенный на холме к западу или северо-западу от монастыря Мар Элиас и подписанный "церковь пророка Аввакума", можно увидеть на двух рисунках Жана Зуаллара (1586). Вот дорога из Иерусалима (A) в Вифлеем. Согласно подписи, Мар Элиас обозначен F, а церковь Аввакума G; но видимо буквы (и не только эти) перепутаны.


(wiki)

А вот крупный план, здесь всё правильно:


(wiki)

Руины, связанные с этой традицией, отмечают в 19-м веке русские паломники; возможно, они имели в виду что-то из нижесфотографированного, например "круглое сооружение" на восточном склоне; впрочем, не берусь гадать.

Поднявшись на высоту, открывается уже недалеко монастырь Св. Илии. Вправо, на скате горы, показывают развалины, называемые жилищем Пророка Аввакума, где после существовала церковь; арабы называют это место Пабелие. Отсюда Ангел Господень перенес Аввакума в Вавилон, в ров Даниилов, с пищею для заключенного.
(Авраам Сергеевич Норов - Путешествие по Святой Земле в 1835 году)

Несколько далее на той же самой стороне {правой стороне дороги из Иерусалима в Вифлеем}, на покатости скалистой горы, видны развалины; это – место, на котором, по преданию, Ангел восхитил пророка Аввакума, несшего обед жнецам, и перенес его в ров львиный, куда был ввержен Даниил.
(Леонид Кавелин - Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. (1859))

Теперь от слова печатного - к объективной реальности, данной нам в ощущениях. Начнём с полуразрушенных домов с заглавного фото; они находятся у северо-восточного подножия холма и знакомы, вероятно, каждому, кто проезжал мимо по Хевронской дороге. Интерес вызывает навесная бойница с изображениями крестов над входом в дальнее (западное) строение. Увы, какую-либо информацию мне найти не удалось; экскурсовод Арье Кляйн подсказывает, что в начале 20-го века здесь был загородный дом семьи Хуссейни, в частности тут отдыхал Муса Казим аль-Хусейни, мэр Иерусалима в 1918-20; но бойницу с крестами это никак не объясняет... Объект с севера:



Обход восточного строения:





Вершки:







Корешки:



Западное строение - с арочным дверным проёмом и бойницей, украшенной крестами:













Дальше на юг и запад - другие полуразрушенные здания, теперь встроенные в чей-то забор:



На восточном склоне холма, у самой Хевронской дороги - памятник Дану Гив'ону:





Южнее и выше - османская печь для обжига извести:









Печь сверху:



Вид на монастырь Мар Элиас и холм Гиват а-Арбаа:



Рядом маленькая винодавильня... или не винодавильня:



И заваленный мусором иорданский окоп:



Тропинка, ведущая от печи на север...



...приводит к круглому сооружению диаметром 9.4 м. В начале (6-8 века) здесь, видимо, было подземное отшельническое жилище; археологи выкопали тело жильца, носившего на себе железные цепи. Потом сверху построили башню, возможно в качестве памятника отшельнику. Ещё позже башню увеличили, возможно уже для какой-то другой цели ?







Интерьер:









"Караваны" на вершине холма:





К западу от караванов - выстроившиеся полумесяцем иорданские укрепления, вроде бы "филиал" ротного укреплённого пункта на Гиват а-Арбаа:



По крышам укреплений, по часовой стрелке:









И вдоль фасадов в обратном направлении:







По соседству - руины византийского строения. Возможно, предполагает копавшая в этих местах Елена Коган-Заави, оно было частью монастыря, посвящённого пророку Аввакуму. Но вряд ли паломники писали об этом объекте, поскольку с дороги он не виден.











Просто вид:



Фотографии: в wikimedia commmons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Antiquities.org.il
Il devotissimo viaggio di Gervsalemme By Jean Zuallart
BibleWalks
Jcpa.org
Jewishstandard.timesofisrael.com
Tags: доты, мемориалы, фотоотчёты
Subscribe

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • Мишмар Давид - Мемориал инженерных войск.

    Посёлок Мишмар Давид был основан в 1948-м как кибуц и назван в честь американского полковника и первого израильского генерала Давида Маркуса.…

  • Каср Бардавиль.

    В 499-м году хиджры, согласно записям дамасского хрониста 12 века Ибн аль-Каланиси, франкская военщина отправилась в поход: Франки вышли из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments