Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Иерусалим - Монастырь Мар Элиас.



Монастырь Мар Элиас впервые упоминается западными паломниками (которых Прингл решил не называть) примерно в 1160-м. Ещё два с половиной десятилетия спустя Иоанн Фока сообщает, что объект древний, заброшенный, и восстановленный усилиями византийского императора Мануила Комнина (правившего в 1143-80):

Город Вифлеем отстоит от Святого града примерно на шесть миль. Посредине между ним и Святым градом находится монастырь Святого пророка Илии, древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый, но землетрясением {1160 ?} до основания разрушенный. Но и этот монастырь всемирный благодетель, мой владыка и царь воздвиг из развалин чрез настоятеля его, родом сириянина.

Христианская традиция (во всяком случае, одна из) связывает объект с тем местом, где останавливался пророк Илия в процессе бегства от царицы Изевель:

И рассказал Ахав Изэвэли все, что сделал Эйлийау, и то, как он убил мечом всех пророков. И послала Изэвэль посланца сказать Эйлийау: пусть то-то и то-то (злое) сделают со Мною Б-ги и еще больше (того), если я завтра в эту же пору не сделаю с твоею жизнью того же, что (сделано) с жизнью каждого из них. Увидев (это), он встал и пошел, чтобы (спасти) жизнь свою, и пришел в Беэйр-Шэву, которая в Йеудее, и оставил отрока своего там. И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под (кустом) дрока, и просил смерти душе своей, и сказал: довольно; теперь, Г-споди, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег, и уснул под кустом дрока. И вот, ангел коснулся его и сказал ему: встань, поешь. И взглянул он, и вот, у изголовья его лепешка, печеная на углях, и фляга воды. И поел он, и напился, и лег снова. И опять пришел ангел Г-сподень, во второй раз, коснулся его и сказал: встань, поешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и попил, и шел он силою той трапезы сорок дней и сорок ночей до горы Божьей Хорэйв.
(Мелахим 1 19)

Звучит несколько сомнительно - если Илия направлялся из Беэр-Шевы на Синай, то Иерусалим ему совсем не по дороге, и явно не в одном дне пути... Есть не то тоже традиция, не то основанное на чём-то более веском мнение, что в начале 6 века здесь был похоронен иерусалимский патриарх Илия. Вполне вероятно, что народ перепутал патриарха с библейским пророком и додумал привязку к биографии последнего. И наконец, в 1345-м здесь же был похоронен епископ Вифлеема (?), тоже Илия. За последующие века монастырь, случалось, забрасывался; периодически, естественно, ветшал и восстанавливался обратно; надпись в здании говорит о его реконструкции в 1647-м. В нынешнем виде, констатирует Прингл, здание явно "постсредневековое"; ранние фрагменты могли сохраниться в церкви, но даже если так, они благополучно спрятаны под побелкой и фресками (выполнеными в 1976-м).


(wiki)

В какой-то момент паломникам начали показывать рядом с монастырём камень, на котором отпечаталось тело спящего пророка; на приведённом рисунке Жана Зуаллара (1586) этот камень обозначен буквой B. Вот его упоминание в итинерарии, приписывавшемся купцу Трифону Коробейникову (1593-4). Как установили учёные зануды, на самом деле текст представляет собой обработку сочинения Василия Позднякова (2 половина 16 века). Как видим, "дуэль" с языческими жрецами (Мелахим 1 18) тоже перехала сюда; то, что речь в тексте идёт об Израильском царстве, а не Иудейском, автора итинерария не смутило.

А от Иерусалима идучи к Вифлисму, на полудороге, стоит монастырь святаго пророка Илии, иде же закла 50 жрец, лживых пророк. И близ того монастыря, с перестрел, на дороге, на камени место вообразилось, идеже уснул Илия пророк, и то место яко воск, и знать до сего дни. И приде к нему Ангел Господень, и возбуди его, и принесе ему опреснок пырян и корчагу воды.
(Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова)

Из записок священника Иоанна Лукьянова (1701-1703):

И тутъ на пути на левой странѣ минули монастыръ Святаго пророка Илии, где попалил огнем пятидесятницу. Тотъ монастыръ от Иерусалима версты три. Да тутъ же на другой стране дороги, какъ в Вифлиемъ идешъ, противъ монастыря лежить камень великой, на коем спалъ Илия Пророкъ. И какъ онъ на камени лежал, такъ весь изобразился; все знатъ: гдѣ лежала глава, гдѣ руки, гдѣ ноги, гдѣ спина - что на воску. А над темъ каменемъ стоить древо масличное. И богомолцы тотъ камень лобзали все; мы и камень, и з древа части брали ветвей на благословѣние.
(Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова)

Авраам Норов (1835), и вовсе "переселил" Илию в эти края:

Против самого монастыря Св. Илии, который находится в стороне налево, показывают три пути; возле источника, под деревом – камень, на котором часто отдыхал Пророк Илия; там виден как бы отпечаток его тела на камне. Жилище Пророка было на том месте, где теперь монастырь.
(Путешествие по Святой Земле в 1835 году)

Последнее упоминание о камне синхронно (1859) оставили архимандрит Леонид Кавелин...

На правой же стороне дороги против самых ворот монастыря показывают камень, называемый ложем пророка Илии. Это камень довольно большой в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежавшего человека; маслины и другие деревья роскошно осеняют этот древний камень, а журчащий близ его, под навесом каменной часовни, источник, который также носит имя Илии, довершает восточный образ места приятного отдыха.
(Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника.)

...и британский консул Джеймс Финн:

"отдохнул... под деревом, на камне, часть которого несет на себе отпечаток, оставленный по преданию пророком Илией, на пути его к Хориву... Паломники, проходящие в то время по дороге между Иерусалимом и Вифлеемом, достигнув сего места, находящегося на полпути между двумя этими городами, набожно крестились и целовали каменное ложе Илии Пророка."

Две фотографии монастыря на рубеже 19-20 веков, из коллекции Мэтсона:

Mar-Elias-1898-1914-06757v

Mar-Elias-22856v

И сделанный 24 марта 1948-го аэрофотоснимок, из архива Яд Бен Цви:

Mar-Elias-19480324-ybz-2-hilel-birger

Мар Элиас в наши дни:



Фасад:



Могила настоятеля:





Справа - ресторан:





Левее - дверь с символом греко-православного патриархата Иерусалима:





Нам ещё левее:





Притвор:



Ворон приносит пророку печеньку Госдепа еду:



Церковь:





Северный неф:





Южный неф:







Купол:



Иконостас:



Западная стена, с иллюстрациями к биографии Илии:





Теперь обход снаружи:



Юг:





Север:







И восток:



В 1910-м рядом со входом в монастырь был установлен памятник художнику Уильяму Холману Ханту в виде каменной скамьи. Я эту "скамейку не застал; m_k сообщает, что в конце мая её разбили неизвестные вандалы.







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle (p 224)
Il devotissimo viaggio di Gervsalemme By Jean Zuallart
Sobory.ru
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Tags: фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рош а-Аин - Хурват Теэна, часть вторая.

    Неподалёку от византийского монастыря в Хурват Теэна, про который я писал уже довольно давно, тот же Амит Шадман занимался раскопками фермы…

  • Гимзо.

    Религиозный мошав Гимзо был основан в 1950-м на землях, ранее принадлежавших арабской деревне Джимзу; последняя была занята бригадой Ифтах 10-го…

  • Кфар Даниэль.

    Проезжавшие по израильскому шоссе номер 1 скорее всего обращали внимание на возвышающуюся над одним из холмов к северу от дороги внушительную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments