Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Иерусалим - Тель эль-Фул.



Тель эль-Фул, т.е."бобовый холм", расположен в 5 километрах к северу от исторического Иерусалима (если считать по прямой от центра старого города), на окраине арабского квартала Бейт Ханина; его высота метров 30 над окружающей местностью и 862 над уровнем моря; более-менее плоская вершина тянется на 150 м с севера на юг и 90 с запада на восток. Объект принято идентифицировать с городом Гив'а (опять же "холм") из надела колена Биньямина, а также с "составными формами" Гиват Биньямин, Гиват Шауль, и Гиват Элоим. Впрочем, не все с этой идентификацией согласны. Ситуацию изрядно запутывает наличие у того же колена города Гева. Есть мнение, что Гева и Гив'а - одно и то же место; однако Исайя упоминает оба в одном предложении: "Прошли они проход, в Гэве остановились на ночлег, дрогнула Рама, Гива Шаулова разбежалась" (10:29).

В 19-й главе книги Судей некий левит с гор Эфраимовых остановился в вышеупомянутой Гив'е на ночлег, и местные жители пожелали "познать" гостя, в итоге же затрахали до смерти его наложницу. Опечаленный левит разрезал тело наложницы на части и разослал иноколенным израильтянам. Возмущённый народ потребовали у колена Биньямина выдать негодяев. Последовал отказ, затем - используя современную терминологию - гражданская война. Воинственные биньяминяне в количестве двадцати шести тысяч бойцов дважды наносили поражение четырёхсоттысячному (я только пересказываю) народному ополчению; но с третьей попытки "большевики" заманили "отказников" в засаду и разгромили, а заодно расправились с городами, семьями и скотом; уцелели лишь шестьсот воинов, укрывшиеся в пустыне, "в скале Римон". На этом народ остановился; во избежание полного коленоцида шестьстот получили прощение. Оставалась одна маленькая проблема - на предвоенном собрании израильтяне успели поклясться не выдавать дочерей за биньяминян, так что последним всё ещё грозило вымирание. К счастью, после тщательной проверки выяснилось, что на собрание не явились жители Явэш-Гилада; прогульщиков перебили и изъяли четыреста девиц; недостачу же разрешили возместить посредством умыкания невест из Шило. Так наступил гражданский мир; а через некоторое время, в Шмуэле I, первым царём Израиля (Авимелеха Гидеоновича считать не будем) становится Шауль, житель Гивы и представитель недобитого колена...

Много веков спустя Гив'а Шаулева упоминается у Флавия:

Тит подвигался через Самарию в Гофну, за­воеванную еще его отцом (IV, 9, 9) и снабженную теперь гарнизоном. Здесь он переночевал и на следующее утро двинулся дальше. Маршируя целый день, он к вечеру разбил лагерь на месте, называемом иуде­ями на их родном языке «Шиповой долиной», возле деревни Гават­саула (что обозначает холм Саула) на расстоянии около тридцати стадий от Иерусалима. Отсюда он с шестьюстами избранных всадников от­правился на разведку, желая ознакомиться с укреплениями Иерусалима и настроением иудеев и попытаться вместе с тем, не сдадутся ли они со страха без борьбы при одном его появлении; ибо он знал, как это и было в действительности, что народ, находившийся под гнетом мятежнической партии и разбойников, жаждал мира и только потому бездействует, что чувствует себя бессильным.
Иудейская война 5:2:1

Зануды обратят внимание на то, что в другом труде, пересказывая сюжет про наложницу, Флавий указывает меньшее расстояние; не имел ли он в виду две различных точки ?

Левиту, однако, пришлось не по вкусу предложение остановиться на ночевку у чужеземцев (город был тогда еще в руках хананеян), и он настаивал на том, чтобы им пройти еще двадцать стадий до какого-нибудь своего города. Это предложение было принято, и путешественники добрались наконец до Гавы в колене Веньяминовом.
(Иудейские древности 5:2:8)

История про левита и наложницу в картинах. Вот они с трудом нашли в Гив'е ночлег (Гербранд ван ден Экхоут, 1640-е):



И вот что из этого вышло (Джустиниано дельи Аванчини, 1839):



Тело на патологоанатомическом столе (Джеймс Тиссо, 1896-1902):



Прощёные биньяминяне умыкают девушек из Шило (Библия Мациевского, 13 век):



В 19 веке великий и могучий Эдвард Робинсон вплотную занялся идентификацией библейских топонимов. В первый свой визит (1838) он обнаружил к северу от Иерусалима маленькую полуразрушенную деревню Джеба или Джаба, и в деревне - квадратную башню, что-то похожее на церковь и отдельные отёсанные каменные блоки. Гева ли это или Гив'а, задумался Робинсон, и поначалу рассудил в пользу второй - поскольку несколько западнее находилась деревня ар-Рам, которая упоминается в истории с наложницей ("переночуем в Гиве или в Раме", говорит левит слуге) и, вероятно, была расположена недалеко от Гив'ы. Однако в 1843-м некий немецкий теолог Гросс предложил идентифицировать Гив'у с Тель эль-Фул; насколько я понимаю, он интерпретировал слова левита как "переночуем в Гив'е, а если не сложится, продолжим на север и переночуем в следующем поселении, Раме"; и стало быть Гив'а должна быть не восточнее, а южнее Рамы. В более позднем издании своей книги Робинсон указал, что ознакомился и согласился с точкой зрения Гросса; а также добавил, что она лучше соответствует Флавию - Тель эль-Фул действительно находится по дороге из Гофны (Джифна) в Иерусалим, более-менее на правильном расстоянии от последнего (5 км / 185 м = 27 римских стадий), тогда как Джаба - несколько дальше, в районе 40 стадий, и в стороне от главной дороги. На холме Робинсон обнаружил прямоугольную башню древнего вида из необработанных камней, обвалившуюся и превратившуюся в подобие пирамиды.

Небольшие раскопки на Тель эль-Фул провёл ещё в 1868-м Чарльз Уоррен. Более значительные - в 1922-м и 1933-м Уильям Олбрайт; отчёт по второму сезону был опубликован только в 1960-м его учеником Лоренсом Синклером. Чтобы прояснить некоторые детали, Пол Лэпп в 1964-м добавил ещё один сезон. Олбрайт, Синклер и Лэпп приняли идентификацию Тель эль-Фул как Гив'ы царя Шауля. Датировки у Синклера и Лэппа несколько расходятся; но в общем оба пишут о поселении, прекратившем своё существование в 12-м веке до нашей эры; и затем о серии крепостей - сперва конца 11 / начала 10 веков, т.е. предполагаемая столица Шауля (т.н. "крепости I и II"), потом 8-6 веков ("крепость III"), и наконец 4-1 веков ("крепость IV").

Так Лэпп изображает крепости II и III; как видим, на основании одной раскопанной башни и фрагментов стен исследователи реконструируют крепость II как прямоугольную, длиной порядка 50 м и шириной порядка 35 м.

Tel-el-Ful-fortress2-ne2-1
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)

Tel-el-Ful-fortress3-ne2-1
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)

Среди несогласных с Гроссом, Робинсоном и Олбрайтом - и исследователи из 19 века, как Кондер (кажется, отождествлявший Гив'у, Геву и Джабу); и наши современники, как Патрик Арнольд и Исраэль Финкельштейн. Последний считает, что значительных размеров крепость на Тель эль-Фул - малообоснованная реконструкция на основе скромных находок; мол, в 11-10 веках на холме располагалось лишь маленькое поселение; за ним последовала башня, предположительно представлявшая собой ассирийский укреплённый пункт 7-6 веков; и эллинистическая деревня/башня 3-2 веков. В качестве имени для объекта Финкельштейн предлагает Пара из списка городов Биньямина в Иегошуа 18:23, а также постоенную селевкидским полководцем Вакхидом крепость Паратон из 1-й книги маккавеев (9:50).

Вскоре после раскопок Лэппа, в 1965-м, на холме началось строительство дворца для короля Иордании Хуссейна. Завершить процесс не успели. Ранним утром 6 июня 1967-го после непродолжительного боя объект был занят 95-м танковым батальоном из бригады Арэль. То ли из уважения к Хуссейну, то ли по иным причинам, "скелет" несостоявшегося дворца не тронули, и он украшает вершину до наших дней. За 50 лет до ШДВ здесь тоже был экшн в виде османской контратаки 26-27 декабря 1917 года, которую британцы благополучно отбили.

Объект в 1917-19, коллекция Мэтсона:

Tel-el-Ful-1917-19-05995v

Англичане хоронят турецких солдат:

Tel-el-Ful-1917-dead-ottoman-soldiers-02233v

Tel-el-Ful-1917-dead-ottoman-soldiers-02232v

1924, Яд Бен Цви; на переднем плане отряд мандатной полиции:

Tel-el-Ful-police-training-1924-ybz-1

1931, коллекция Мэтсона; видны руины древней башни:

Tel-el-Ful-1931-22167v

1967, сразу после ШДВ, Яд Бен Цви; к сожалению, только часть вершины попала в кадр:

Tel-el-Ful-Shuafat-19670614-ybz-1

Объект находится в паре сотен метров к северо-западу от перекрёстка улицы Екутиэль Адам с 60-м шоссе; нехитрый алгоритм "ехать по данной улице на запад и искать подходящий поворот направо" привёл меня к расположенному у южного подножия холма образовательному учреждению (?) с абсолютно пустой по случаю выходных парковкой.



Теперь совсем небольшое восхождение:





Строительный мусор на западном склоне:



Бейт Ханина:





Какие-то подсобки:





Дальше:



Ещё немного вверх:



Дворец с северо-запада:



С запада:



С юго-востока:



С востока:



Интерьер:





Здесь был вход ?



В левом нижнем углу кадра виден спуск в подвал:



Туда-то я и направляюсь:









Обратно:



Теперь лестница наверх:





Второй этаж:





Вид на Писгат Зеэв:





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 2)
Biblical Researches In Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea, A Journal of Travels in the Year 1938 (Volume 2) By Edward Robinson, Eli Smith (1841)
Biblical Researches In Palestine, and in the Adjacent Regions, A Journal of Travels in the Year 1938 (Volume 1) By Edward Robinson, Eli Smith (1856)
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al
Excavations and Results at Tell el-Fûl (Gibeah of Saul) By W. F. Albright
An Archaeological Study of Gibeah (Tell el-Fûl) By Lawrence A. Sinclair
Gibeah: The Search for a Biblical City By Patrick M. Arnold
Tell el-Ful Revisited: The Assyrian and Hellenistic Periods (With a New Identification) By Israel Finkelstein
Antiquities.org.il
Dictionary of Battles and Sieges: P-Z By Tony Jaques
How Six-Day War Left Hashemite House’s Dreams of Jerusalem Palace in Ruins By David M Green
Tags: дворцы, фотоотчёты
Subscribe

  • Кфар Йона, Янув - Дома Набулси.

    Посреди парка в городке Кфар Йона стоит добросовестно обнесённый забором особняк, некогда принадлежавший арабской семье Набулси из, естественно,…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • Мишмар Давид - Мемориал инженерных войск.

    Посёлок Мишмар Давид был основан в 1948-м как кибуц и назван в честь американского полковника и первого израильского генерала Давида Маркуса.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments