Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Вади Хамам.



Километрах в четырёх к северо-западу от Тверии, у северного подножия гор Нитай и Арбель расположена небольшая деревня Вади эль-Хамам (или просто Хамам), т.е. "голубиное ущелье". Согласно википедии, деревня была основана в 1948-м бедуинами из племени Араб эль-Уарна (?), до войны жившими в долине Хула; другую часть того же племени, мол, можно найти в деревне Джиср аз-Зарка рядом с Кейсарией. Название населённый пункт позаимствовал у речки (она же Нахаль Арбель), спускающейся по узкой долине между упомянутыми горами и итоге впадающей - а куда деваться - в озеро Кинерет. Вдоль южной окраины деревни и горы Нитай течёт (ну, зимой, наверно) впадающий в Арбель ручей Савьона.

Почти полтора века назад в этих местах побывали Кондер и Китченер из британского Фонда Исследований Палестины (PEF), и отметили на северном склоне горы Нитай, к югу от будущей деревни, руины по имени Хирбет эль-Верейдат ("руины маленьких роз") - так, ничего интересного, просто груда камней, и при чём тут розы - леший знает. В наше время так же (или на иврите Хурват Врадим) заодно называют какие-то другие руины на 800 метров севернее, и дабы избежать путаницы Либнер (см ниже) предпочитает альтернативный топоним "Хирбет Вади Хамам". В начале 1920-х на груду обратил внимание известный краевед Йосеф Бреслави (Бреславский); внимательнее разглядев каменюки, он сделал вывод, что где-то под камнями должна быть синагога "галилейского типа". В 1970-е и 1980-е Хирбет Вади Хамам осматривали Гидон Форстер, Цви Илан, Юваль Шахар и Игаль Теппер. В начале нового тысячелетия на археологическую разведку пошёл Узи Либнер из Еврейского Университета; затем он перешёл к раскопкам, продолжавшимся шесть сезонов, с 2007-го по 2012-й. Одной из задач раскопок было разобраться наконец, когда появились на свет "галилейские" синагоги.

Вопрос датировки синагог "галилейского типа" восходит к исследованиям Хайнриха Коля и Карла Ватцингера в первые годы 20-го века. Исследователи обратили разведали ряд синагог в Галилее и установили их общие характеристики:
- Объекты представляли собой прямоугольные здания с входом в короткой стене, обращённой на юг, к Иерусалиму.
- Здания были построены из отёсанных камней и украшены резьбой, в основном на фасаде.
- Более крупные здания имели три входа, в центре фасада и по бокам; меньшие ограничивались центральным.
- Внутри П-образная колоннада, открытой стороной обращённая опять же на юг.
- На колонны, повидимому, опирались деревянные балки, поддерживавшие черепичную крышу.
Датировать синагоги непосредственно Коль и Ватцингер не смогли, но обратили внимание на их сходство с различными римским зданиями (храмами ?) в южной Сирии. Многие из последних на основании надписей можно было уверенно закрепить за 2-3 веками нашей эры. Таким образом, к тому же периоду следовало отнести и релевантные синагоги. Согласно установившейся классификации, более поздние синагоги (4-м век) были повёрнуты к Иерусалиму длинной стеной, к которой лепилась бима; фасад находится в одном из торцов, колонны исчезли, на полу иногда имелась мозаика. В 5-м веке триумфально вернулась базилика, к столице повернулась короткая стена с бимой, пол украсился мозаикой окончательно и бесповоротно. Знатоки, наверняка, могут уточнить и дополнить, но вряд ли я сильно наврал.

Проблемы начались в 1970-е. Виргилио Корбо и Станислао Лоффреда, францисканцы родом из Италии, раскопали одну из синагог Коля и Ватцингера - в Капернауме - и на основании археологических находок под полом датировали её концом четвёртого - началом пятого века. Затем синагогами Галилеи занялся Эрик Мейерс и почти всё у него сошлось со старой класификацией - синагога в Набратейне 2 век, а Мерон, Гуш Халав и (в некоторых отношениях аномальная, но ладно) Хурват Шема 3-й. Но тут пришла Джоди Магнес, раскритиковала Мейерса и опять всё испортила. Хурват Шема, Мерон и Набратейн она передвинула на начало византийского периода, рубеж 4-5 веков; Гуш Халав на конец 5-го века; а Капернаум аж на начало 6-го. Не осталось, "жалуется" Либнер, ни одной синагоги в Галилее, которую специалисты единогласно относили бы к римскому периоду; где же тогда молились, скажем, авторы Мишны ? Поскольку поселение в Хирбет Вади Хамам, повидимому, прекратило своё существование на стыке означенных периодов, Либнеру представилась возможность предъявить научному сообществу несомненно римскую синагогу. Кроме того, хотелось узнать побольше про галилейскую еврейскую деревню римского периода и про упадок во многих таких деревнях в четвёртом веке; а также разобраться с укреплениями на вершине горы Нитай (забегая вперёд - там я пока не был).

Античное поселение площадью 30-40 дунамов располагалось на довольно крутом участке северного склона горы Нитай. Возможно, здесь жители чувствовали себя безопаснее,чем в долине; с юга и юго-запада их прикрывала гора, с востока речка Арбель, с севера ручей Савьона. Совсем близко находится один из питающих речку Арбель источников - Айн Вади эль-Хамам или Эйн Арбель. По итогам раскопок Либнер выделил четыре периода:
- Керамика, кремиевые и каменные орудия, и одна глиняная фигурка животного периода хальколита и очень ранней бронзы (4500 - 3300 до н.э.). Современные им строения обнаружены не были.
- Судя по наличию примерно дюжины селевкидских и финикийских монет конца минус 2-го века и порядка 90 хасмонейских монет, деревня была основана на рубеже 2-1 веков до нашей эры. К этому периоду относятся кое-какие остатки строений и много керамики. В середине минус первого века в центре деревни появилось общественное здание; частично сохранились четыре комнаты в его западной части и отдельные маленькие фрагменты настенных рисунков. Возможно, это была синагога; во первых, Либнер находит некоторые параллели с синагогами в Гамле и Магдале; а во вторых, какое её общественное здание мы ожидаем увидеть в еврейской деревне ? Опять же судя по монетам, дальнейший слой разрушений примерно соответствует восстанию Бар Кохбы; считается, что последнее обошло Галилею стороной, но мало ли...
- На рубеже 2-3 веков местные опять стали строить и разбрасываться звонкими вещественными доказательствами. Поверх старого общественного здания возвели "галилейскую" синагогу. Признаки нового упадка появились в начале 4-го века. В середине века многие строения были заброшены, возможно в результате землетрясения 363-го года. В конце 4-го или начале 5-го века деревня была полностью оставлена жителями.
- С тех пор и до 20-го века - "отдельные мелкие находки".

В 1980-е Шахар и Теппер предлагали отождествить руины с античной деревней Арбель, но традиционная идентификация последней - с Хирбет Ирбид, что на километр южнее и гораздо выше - устояла. У Либнера есть другой кандидат - Мигдаль Цабайя ("башня красильщиков"). Кандидат упоминается в раввинистической литературе 3-4 веков как процветающее селение в окрестностях Тверии.

План раскопок и реконструкция деревни:

Khirbet-Wadi-Hamam-plan-l-1
(Khirbet Wadi Ḥamam: A Roman-Period Village and Synagogue in the Lower Galilee, рисунок Маркоса Эделькоппа)

Khirbet-Wadi-Hamam-reconstruction-l-1
(Khirbet Wadi Ḥamam: A Roman-Period Village and Synagogue in the Lower Galilee, рисунок Маркоса Эделькоппа)

Синагога стояла на террасе шириной порядка 15 м. Форма здания слегка неправильная - южная стена примерно на 60 см длиннее северной; внешние размеры 17.2 (север-юг) на 14.7 м; внутренние 15.4 на 12.8 м. Как и положено, вход (одиночный) на юге (или на юго-юго-востоке, но не будем придираться); внутри вдоль трёх остальных стен два ряда скамей (порядка 180 сидячих мест); налицо и П-образная колоннада с угловыми столбами в форме сердечек. Ближе к концу столетия восточная часть синагоги обрушилась и была построена заново; на этом этапе пол украсили мозаикой. В 4-м веке возле южной стены поверх мозаики добавили возвышение (биму).

Схема пола синагоги с уцелевшими шестью процентами мозаики, в том числе тремя сценами, о которых можно сказать хоть что-то определённое. На панели 4 группа строителей работала над монументальным зданием; некоторое время археологи раздумывали, не является ли изображённое здание иерусалимским храмом, но в итоге склонились к вавилонской башне. На панели 11 кто-то большой сражается с мелочью - возможно, Самсон курощает филистимлян. И наконец, колесница и морская живность на панели 12 скорее всего изображают исход из Египта.

Khirbet-Wadi-Hamam-mosaic-l-1
(Scholars.huji.ac.il)

В путь. Слева гора Арбель, справа Нитай:



Пещерная крепость в горе Арбель, повидимому, всё ещё закрыта на ремонт:





От современной деревни до античной рукой подать, но как же долго я туда забирался... Первая попытка штурма - со стороны Нахаль Арбель - закончилась позорной капитуляцией перед крутым и заросшим склоном. Оставалось идти вдоль окраины деревни в поисках места, где будет полегче перебраться через русло ручья Савьона и вскарабкаться дальше. В принципе допускаю, что можно было зайти с запада, вдоль горы. Так или иначе, потеряв примерно полчаса и одну порванную футболку, я оказался примерно в районе цели.





Цель почти достигнута:



Теперь совсем достигнута:







Улица:





Маслодавильня:







Здесь были самодеятельные копатели ?



Зачем нужна улица, если она не ведёт к синагоге ?







Много чёрных сердечек:





Впрочем, есть и белые:





И ещё раз гора Нитай:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Khirbet Wadi Ḥamam: A Roman-Period Village and Synagogue in the Lower Galilee (Chapter 1 - Introduction) By Uzi Leibner
Excavations at Khirbet Wadi Hamam (Lower Galilee): the Synagogue and the Settlement By Uzi Leibner
Khirbet Wadi Hamam in the Early and Middle Roman Periods By Uzi Leibner
A figural mosaic in the synagogue at Khirbet Wadi Hamam By Uzi Leibner, Shulamit Miller
Khirbet Wadi Ḥamam: A Roman-Period Village and Synagogue in the Lower Galilee (Chapter 4 - The Synagogue Mosaic) By Shulamit Miller, Uzi Leibner
Scholars.huji.ac.il
Tags: синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments