Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Железнодорожная станция Хайфа Мизрах.



История появления на свет османской 1050-мм Хиджазской железной дороги уже рассматривалась в давнем посте, посвящённом станции Кфар Иегошуа. Как мы знаем, в сирийском городке Дар'а от основной хиджазской линии Дамаск - Медина ответвлялась другая, к хайфскому порту; строившаяся с 1903-го и открытая в 1905-м, она успела послужить для доставки из-за границы материалов для завершения работ на основной линии. Западный отрезок вспомогательной линии, от Хайфы до Самаха, впоследствии стал известен как "железная дорога (Изреэльской) долины". Конечная хайфская станция была построена к 1904 году. Торжественное открытие линии Хайфа - Дар'а 15 октября 1905-го сопровождалось срыванием покровов со стоящего рядом монумента. Алон пишет, что изначально станция представляла собой небольшое одноэтажное строение; вскоре здание разрослось и обзавелось вторым этажом, и теперь служит пристанищем финансовому отделу израильской железной дороги. Только, мол, в 1907-8 завершилось строительство более впечатляющего двухэтажного здания, увенчанного часовой башенкой. Автор ссылается на исследование, проведённое архитекторами Либерти и Ар-Ной.

В 1913-м Хайфу соединили дополнительной 1050-мм веткой с Акко. Потом случилась Первая Мировая, и в 1917-18 османская Палестина постепенно перешла под британский контроль. В процессе продвижения на север англичане приспосабливали под свои нужды османскую железнодорожную сеть; в частности, к концу 1918-го (Коттерелл) или в январе 1919-го (Алон) турецкая военная линия Бейт Ханун-Лод-Тулкарем-Хадера была перепрошита на "стандартную" 1435-мм колею, на юге соединена с британской военной линией через Синай, а на севере доведена до "нашей" Хайфы. В 1920-м армия передала местные железные дороги новой государственной компании Palestine Railways, под началом генерального менеджера Уорсли Холмса. Станция Хайфа была выбрана для размещения головного офиса компании; вероятно, причиной было её местонахождение на стыке 1050-мм и 1435-мм линий, а также в непосредственной близости от порта. Заодно она стала "нулевой точкой", от которой отмерялись расстояния до всех прочих железнодорожных объектов. Неподалёку, в 5.6 км по пути на Акко, расположились железнодорожные мастерские "Кишон"; по понятным причинам к ним проложили двойную 1435/1050-мм колею. "Дорога долины" больше не была единственной связью палестинской железнодорожной сети с внешним миром - по бывшей бейтханунской линии теперь ходили поезда в Кантару на Суэцком канале, а в 1942-м новая военная линия (HBT) соединила Хайфу с Бейрутом и Триполи; одним словом, Хайфа ненадолго стала транспортным узлом международного масштаба.

Город и порт росли, и в 1937-м в полутора километрах к северо-западу от существующей станции добавили новую - "Хайфа Центр"; а к названию старой добавили "Восток". В 1940-м, ввиду "тесной, пыльной, нездоровой и уязвимой ситуации" офисы PR начали перебираться выше по склону - в дом, арендованный у богатой семьи Хури; освободившееся место с радостью заняла армия. На практике станции досталось, но позже - 8 сентября 1946-го организация Эцель повредила некое техническое сооружение в восточной её части, а 20-го взорвала главное здание, которое с часовой башенкой. Ревизионисты во главе с Йоэлем Кимхи (ака Азриэль) на заранее угнанном автомобиле подвезли к станции бочку взрывчатки, закатили внутрь, установили таблички с предупреждениями на трёх языках, привели в действие механизм и скрылись, опять же выкрикивая предупреждения. Затем один из участников акции позвонил начальнику станции. Прибыли сапёры, привязали к бочке верёвку и потащили наружу; в процессе вытаскивания бомба взорвалась. Жертв не было. Здание частично обрушилось и посему теперь выглядит намного скромнее.

Вообще на железных дорогах сперва во время арабского восстания, а затем с активизацией еврейской борьбы за независомость происходило много всякого... Это "всякое" плавно перешло в межобщинную войну в Палестине, она же первый этап войны за независимость Израиля. Хайфа была смешанным городом с близким по численности еврейским и арабским населением, и быстро познакомилась с реалиями межэтнического конфликта. Станция Хайфа Восток находилась в арабском районе, посему вскоре еврейские сотрудники перестали выходить на работу. Вышеупомянутый "дом Хури", напротив, располагался прямо на "линии фронта"; к югу от него периодически оперировал арабский снайпер, но дом имел несколько входов с разных сторон, и видимо до поры до времени добраться до офиса могли все. 21 апреля Хагана (бригада Кармели) начала наступление на арабские кварталы. Генеральный менеджер Артур Кирби писал, что в опустевшем "доме Хури" заняли позиции "иракцы" (очевидно, из Арабской освободительной армии); к следующему утру их выбила Хагана; в какой-то момент дом загорелся. Согласно другому сотруднику PR Обри Милстейну (вроде подрабатывавшему на Хагану), на чердаке засел арабский снайпер и укрепил свою позицию кипами бумаг из архива компании; чтобы его выкурить бойцы Хаганы подожгли объект. Так или иначе, большая часть дома сгорела, и среди прочего архив. К вечеру 22-го Хагана контролировала город, за исключением британского "анклава" в районе порта; к концу месяца подавляющее большинство арабского населения, включая арабских железнодорожников, бежало. После боёв за Хайфу и закрытия в конце апреля депо в Лоде PR фактически перестала существовать. Кирби организовал временный офис на станции Хайфа Центр; последние его усилия были направлены на выдачу зарплаты персоналу. 15 мая компания официально самоликвидировалась; железнодорожные объекты в Хайфе были переданы муниципалитету.

В последние месяцы существования Palestine Railways её сионистская часть начала готовиться к независимости. Один из высокопоставленных сотрудников, Моше Пайкович (старший брат Игаля Алона, командира Пальмаха, впоследствии министра) позаботился о том, чтобы с эвакуацией британцев практически весь подвижной состав оказался на "еврейских" станциях; а также о том, чтобы в процессе эвакуации Хагана имела возможность наложить лапу на некоторое количество транспортируемых боеприпасов. Ицхак Нисенбаум отвечал за организацию управления будущими "Израильскими железными дорогами". И. Эфрати и сын Пайковича Дрор Алон занялись срочным обучением еврейских машинистов и кочегаров, которых поначалу было очень мало. Повидимому, в последние дни мандата эта "компания в компании" с благословения Кирби перешла к действиям. По сообщению газеты Palestine Post за 5 мая, премеьера состоялась днём раньше: "Carrying the blue-white flag and run by an all-Jewish crew, the first Jewish railway train was met on its arrival here by cheering crowds. The train drove from Haifa to Hadera - 40 kilometres - without incident.". Послевоенные ИЖД под началом Пайковича вслед за Кирби разместили свой головной офис на центральной станции. Восточная станция продолжала полноценно функционировать до 1990-х, когда там перестали останавливаться пассажирские поезда. Объект вроде бы всё ещё используется для обслуживания порта; здесь сортируются и ночуют составы; обитают (как уже говорилось выше) кое-какие отделы ИЖД; и - the last but not the least - с 1983-го работает железнодорожный музей (1,2). Взамен выбывшей, начиная с 1975-го в городской черте Хайфы открылось несколько новых пассажирских станций; теперь их целых шесть (правда, пара штук - хорошо забытые старые). Расстояния ИЖД продолжает отмерять от "Хайфа Восток"...

Схема линий Palestine Railways в конце ВМВ:

RW-Palestine-British-WW2-pc-1
(Коттерелл)

Так выглядела станция первые несколько лет; справа "хиджазский" монумент:

HR-Haifa-c1910-hri-1

Новые здания:

Haifa-East-RW-station-postcard-eby-1

С подписью в музее железной дороги долины слегка накосячили:



1914:

Haifa-East-RW-station-1914-alm-1

Вид с моря, предположительно в конце ПМВ:

HR-Haifa-WWI-q-hri-1

Примерно 1918 (во всяком случае, не раньше):

Haifa-East-RW-station-c1917-awm-1

Haifa-East-RW-station-c1918-awm-1

1919; на переднем плане 1050-мм паровозы La Meuse и Arnold Jung:

HR-La-Meuse-0-10-0T-No-2435-Jung-1212-1907-No-71-haifa-1919-hri-1

1925-46:


(wiki)

1940-е:

Haifa-East-RW-station-1940s-hri-1

1945:


(Золтан Клугер via wiki)

После взрыва:


(wiki)



Наши дни. Улица Хативат Голани, мечеть Истикаль и - справа - восстановленное главное здание (для определённости присвоим ему номер 1):



Другие ракурсы:







Здесь о подрыве станции в 1946-м:



А здесь о первом начальнике израильской железной дороги, Моше Пайковиче-Алоне:



Монумент:





Здание слева от столба пусть будет номер 2:



Номера 1 и 2 с "внутренней" стороны:











Этому объекту - рядом с 1 - присвоим номер 3; здесь находится часть экспозиции железнодорожного музея:





Неужели начальник станции ютился в крохотном домике на отшибе ?



Основная часть музея - с противоположной стороны путей, наиболее ценные экспонаты в бывшем депо (4):



5:



6:



Бонус: дом Хури; теперь на его месте стоит офисное здание.

Haifa-Khouri-house-wh-1

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
אלי אלון - סיפורה של תחנת הרכבת חיפה מזרח
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell
Arthur Kirby and the Last Years of Palestine Railways, 1945-1948 By Walter Rothschild
Tags: железные дороги, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments