Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Магдала.



Можно ли по озеру Кинерет доплыть до Магадана ? Не торопитесь с ответом; согласно некоторым манускриптам Евангелия от Матфея, накормив четыре тысячи голодных семью хлебами и небольшим количеством рыбы (не путать с пятью тысячами, пятью хлебами и двумя рыбами), Иисус "вошел в лодку и направился в землю Магаданскую" (15:39). В других экземплярах указан более привычный нам вариант "магдалинская"; а в параллельном отрывке из Марка (8:10) значится "далмануфская". Насколько я понимаю, больше о городке Магдала в Новом Завете речь не заходит. Правда, все четыре евангелия упоминают среди последователей Иисуса женщину по имени Мария Магдалина, и её прозвище традиционно понимается как "уроженка/жительница Магдалы". Сказано, что Иисус изгнал из Марии семь демонов; что она пришла с ним в Иерусалим, присутствовала при смерти и погребении, и первая увидела воскресшего Иисуса. Позднее в западной традиции Мария по какой-то причине стала отождествляться с Марией из Вифании из Иоанна 11:1; с безымянной грешницей из Луки 7:37; а также, вероятно, "позаимствовала" детали биографии у отшельницы 5 века Марии Египетской; отсюда распространённое представление о ней как о раскаявшейся блуднице, хотя в первоисточниках такой информации нет...

Но вернёмся к вероятной родине Марии. Место под названием "Мигдаль Нунайя" (башня рыбы) упоминается в Вавилонском Талмуде (Песахим 46а) в контексте обсуждения ферментации теста - мол, на последнюю уходит столько же времени, сколько на пешую прогулку из Мигдаль Нунайя в Тверию. Сюда же иногда добавляют Мигдаль Цабайя (башня красильщиков) из Иерусалимского Талмуда (Таанит 1:5, 4:5), но есть и другое мнение. Многие исследователи также отождествляют Мигдаль Нунайя с Тарихеей (очевидно, от ταρίχη - засоленная рыба). Вначале одни учёные мужи вслед за Плинием (Естественная история 5:15) располагали Тарихею на южном берегу озера, на холме Керак ака Тель Бейт Йерах (как Робинсон); другие (как Уоррен) выступали за её "перенос"; в наше время, кажется, "северяне" лидируют с большим отрывом. Тарихея вскользь упоминается в Географии Страбона (16:2:45); и многократно у Флавия:

- (Автобиография 32) Тарихея находилась в 30 стадиях (185м * 30 = 5.55км) от Тверии.

- (Иудейские древности 14, а также Иудейская война 1) в 52-м году до н.э. римский наместник в Сирии Гай Кассий Лонгин (один из будущих убийц Цезаря) зачем-то вмешался в межиудейские разборки, взял Тархихею и захватил там тридцать тысяч пленных.

- (Иудейские древности 20, а также Иудейская война 2) В 54-м н.э. император Нерон отдал Агриппе II "часть Галилеи, Тивериаду и Тарихею, равно как перейский город Юлиаду и двадцать четыре окрестные деревни".

- (Автобиография 18) Спасаясь от организованного Иоанном из Гисхалы покушения, Иосиф бежал из Тверии в Тарихею.

- (Иудейская война 2, а также Автобиография 26-30) Автор рассказывает, что некие горячие головы ограбили управляющего Агриппы и доставили экспроприированное ему в Тарихею. Он, мол, хотел потихоньку вернуть всё царю; но народ что-то заподозрил, возмутился и собрался предъявить чёрную метку линчевать. Тогда капитан Сильвер Иосиф обратился к участникам бузы:

Эти сокровища я не имел в виду ни послать к Агриппе, ни присвоить и себе, ибо никогда я не буду считать своим другом вашего противника или личной выгодой то, что вредит общим интересам. Но я видел, что ваш город, о граж­дане Тарихеи, в высшей степени нуждается в защите и не имеет никаких запасных денег для сооружения его стен, вот почему я решил из боязни пред тивериадцами и другими городами, претендующими на эту добычу, сохранить втайне этот клад для того, чтобы на эти средства выстроить вам стену. Если вы этого не одобряете, то я прикажу привести сюда добытое добро и отдам его на разграбление; если же я имел в виду вашу пользу, то казните вашего благодетеля !

Так ему удалось привлечь на свою сторону местных; лидеров же продолжавших возмущаться иногородних он пригласил в дом типа на переговоры, велел "бичевать их до тех пор, пока не обнажатся их внутренности", и на сём инцидент был исчерпан. Между прочим говорится, что тарихеян было до сорока тысяч, и что в короде был ипподром.

- (Иудейская война 3) В конце концов Веспасиан пришёл разбираться, соорудил укреплённый лагерь между Тарихеей и Тверией, и - прослышав, что возле Тарихеи собирается большая толпа - выслал против оной Тита во главе 600 всадников, а затем отправил вслед подкрепления. Воодушевив солдат речью о том, что хотя иудеи "сражаются за свободу и отчизну; но что для нас может быть выше, чем слава и стремление опровергнуть мнение, будто мы, властители мира, нашли в иудеях достойных противников ?" Тит атаковал, многих убил, другим же удалось убежать в город. Внутри иудеи, привычно разделившись на (склонных сдаться) местных и (более упорных) пришлых, приступлили к прениям о дальнейших своих действиях. Пока шла дискуссия, Тит ворвался в Тарихею со стороны озера. Заканчивается эта история решением Веспасиана разделить пленных опять же по месту жительства; местных, очевидно, пощадить; иногородних якобы тоже простить и разрещить уйти в Тверию. "Здесь он приказал стариков и слабых в числе 1200 убить; из молодых он избрал 6000 сильнейших, чтобы послать их к Нерону на Истм. Остальную массу, около 30400 человек, он продал, за исключением тех, которых подарил Агриппе."


(Мария Магдалина на картине Доменико Робусти, 1598-1602, wiki)


(Мария Магдалина и воскресший Иисус в представлении Альберта Эдельфельта, 1890, wiki)

По Принглу, паломники периодически упоминали Магдалу начиная с 6-го века, и церковь в ней примерно с 8-го; один анонимный источник приписывает строительство церкви Елене. В начале 12-го Даниил задокументировал
вблизи от моря Тивериадского... дом Марии Магдалины, там исцелил ее Христос от семи бесов; и зовется то место Магдалия. Дом Марии Магдалины видел Бурхард с горы Сион в 1283-м. Десять лет спустя Рикольдо да Монтекроче на полпути между Табхой и Тверией посетил "Migdalum, the village of Mary Magdalene, next to the lake of Gennesareth. There we wept and cried, because we found the beautiful church not destroyed but roofed {как это понимать ?}; and there we sang and preached the Gospel of Mary Magdalene." В 1626-м францисканец Франческо Кварезми последний раз упоминает дом Марии, с чужих слов - мол, некоторые утверждают, что его можно там увидеть.

Примерно в 1740-м Ричард Поукок посетил "Магдол" к северу от Тверии (и указал, что по его мнению это не "Магдалум из Писания"); за ним последовали Яспер Зеетцен (1807, "маленькая мусульманская деревня Мадждиль"), Джеймс Силк Бэкингем (1816, "маленькая деревня Мигдаль, где живут несколько магометанских семей"), Иоанн Буркхардт (1821, "убогая деревня Эль Медждель"), Эдвард Робинсон (1838, "убогая маленькая мусульманская деревня, выглядящая как руины, без признаков древности"), Соломон Малан (1857, "маленький хутор Магдала" плюс более детальное описание домов), Изабель Бёртон (1875, "двадцать жалких хижин" плюс упоминание могилы шейха Эль Аджами) и Кондер (1881, "Эль Медждель, деревня из глины и камня, 80 мусульман"). По Шумахеру, на 1887-й год в деревне проживали 170 "душ"; британцы в 1945-м насчитали 360. В 1948-м деревня была оставлена жителями и разрушена. Возвращаясь немного назад, неподалёку поселилась группа немецких католиков. Вскоре они передумали, и в 1910-м участок перекупили сионисты из России, основавшие там "Усадьбу Москва". У этих тоже не сложилось, земля снова была перепродана, и в итоге возникло селение Мигдаль, на 1922-й насчитывавшее 51 жителя (42 еврея и 9 мусульман); сейчас Мигдаль - местный совет с почти двумя тысячами жителей.

Шейберг пишет, что первые раскопки в районе Маджделя провёл в начале 20-го века некий немецкий архитектор R Lendle на купленной им земле; вероятно, он было одним из вышеупомянутых католических поселенцев ? Результаты, видимо, никогда не публиковались. Вскоре после 1935-го францисканцы тоже приобрели себе участок. Виргилио Корбо и Станислао Лоффреда копали этот участок в 1971, 1973 и 1976-7. Среди находок был большой комплекс с (сильно повреждёнными) мозаичными полами, вероятно византийский монастырь; фрагмент римского кардо; площадь, окружённая колоннадой; башня, акведук и чуть севернее - большая "городская вилла" первого века, тоже с мозаичными полами. К востоку от кардо обнаружилось здание первого века из отёсаных базальтовых блоков, размером 26.8 на 23.8 м, с открытой на север П-образной колоннадой из семи колонн (две угловые - в форме сердца), скамьями в пять ярусов у северной стены, полом из базальтовых блоков и каналами для воды. Согласно Шейберг, здание идентифицировали как не то синагогу; не то нимфеон; не то синагогу, переделанную в нимфеон. Прингл упоминает руины церкви, а также камень с крестом и датой 1389. Францисканцы насобирали неуказанное количество монет (из них многие периода восстания), грузил для рыболовных сетей, ранней римской керамики итп. В итоге раскопки были прерваны из-за высокого уровня грунтовых вод. В 1991-м обмелевшее озеро обнажило ещё одну башню в 150 метрах от берега, возможно основание маяка. На рубеже тысячелетий, жаловалась Шейберг, историческая Магдала была заброшена, в отличие от "мужских" локаций вроде Капернаума. Управление Древностей, впрочем, время от времени наведывалось в эти места, например в 2002-м, 2006-м, 2007-м и 2010-м; и предъявляло находки от греков до крестоносцев. Францисканцы тоже копнули в 2007-8.

В 2006-9 католическая организация с мексиканскими корнями Легионеры Христа в несколько приёмов приобрела участок земли на берегу Кинерета к северу от францисканского, с намерением построить паломнический центр. В июне 2009-го археологи из Управления Древностей под началом Дины Авшалом-Горни приступили к обязательным "спасательным" раскопкам, и быстро наткнулись на античную синагогу. Год спустя к раскопкам присоединились специалисты из Universidad Anáhuac México Sur и Universidad Autónoma de Mexico во главе с Марселой Сапата-Меса. В 2014-м объект открыли качестве археологического парка, вместе с частью будущего паломнического центра. Работы над последним ещё продолжаются...

Мадждель в конце 19 века:


(The Holy Land Photographed By Daniel B. Shepp, 1894, via wiki)

Ещё; на переднем плане - макам Мухаммеда эль-Аджами:


(wiki)

1898-1914:

Magdala-1898-1914-mpc-07023v
(Коллекция Мэтсона)

1898-1946:

Magdala-1898-1946-mpc-07447v
(Коллекция Мэтсона)

План раскопок. Учёные мужи сообщают, что Магдала была в основном построена при Хасмонеях и доросла до максимума в начале римского периода. До основания Тверии Антипой примерно в 18-м году н.э. это был единственный город на западном берегу Кинерета. Похоже, что в ходе Великого восстания западные кварталы были заброшены, тогда как восточные (в частности у францисканцев) продержались до 2-го века.

Magdala-excavations-plan-mzm-1
(Сапата-Меса et al)

Синагога (раскопки Управления Древностей, зона C). Вход с запада вёл в прихожую; к востоку от последней находилось квадратное главное помещение, окружённое приподнятой галереей. В строительстве здания выделили три этапа; его функция на самом раннем, в середине первого века до н.э., не установлена; возможно, синагогой оно стало чуть позже. Так или иначе, перед нами одна из немногочисленных синагог периода второго храма.



Вход:



Здание с северо-запада:



Прихожая с севера:



Здание с востока, виден мозаичный пол галереи:







Внутри синагоги добыли интересную прямоугольную известняковую штуковину размером 0.6 на 0.5 на 0.4 м на коротких ножках, украшенную рельефом меноры и другими изображениями. Мордехай Авиам и следом за ним некоторые другие исследователи предполагают, что скорее всего штуковина была основанием столика для чтения Торы.



Фреска:



Пристройки:



Квартал рядом с синагогой (зоны C и E):







На табличке написано, что где-то здесь был рынок:



Жилой квартал немного южнее (мексиканские раскопки, зона A, начало римского периода):







Здесь был "дом с миквами":









Миквы:





Под попавшим в некоторые из предыдущих кадров навесом - мозаика:



К востоку - ещё один жилой квартал (мексиканские раскопки, зона B, начало римского периода):







И ещё один (мексиканские раскопки, зона C, греческий и начало римского):









Потом портовые сооружения (мексиканские раскопки, зона D, начало римского периода):





И это порт (раскопки Управления Древностей, зона A) ?







До нынешнего Кинерета ещё идти и идти...



Это здание называется Duc in Altum (глубина); отсылка к Луке 5:4 - "Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова".













Внизу часовня, слегка стилизованная под античную синагогу; пол - настоящая древняя мостовая:





Несколько череззаборных фотографий францисканского участка в нескольких сотнях метров к югу вышеотчитанного; насколько я понимаю, он перманентно закрыт.







Бонус: Магдала на карте Кристиана ван Адрихема, 1590 (север слева):

Adrichom-Holy-Land-Map-1590-rmc-1-crop1

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Magdala Archaeological Project (2010-2012): A Preliminary Report of the Excavations at Migdal By Marcela Zapata-Meza et al
Recent Archaeological Excavations at Magdala and the Galilee of Jesus By Santiago Guijarro
From Synagogue Furnishing to Media Event: The Magdala Ashlar By Steven Fine
The Resurrection of Mary Magdalene: Legends, Apocrypha, and the Christian Testament By Jane Schaberg
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
Gazetteer of of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
A description of the East, and some other countries by Richard Pococke
A Brief Account of the Countries Adjoining the Lake of Tiberias, the Jordan, and the Dead Sea By Ulrich Jasper Seetzen
Travels in Palestine Through the Countries of Bashan and Gilead, East of the River Jordan By James Silk Buckingham
Travels in Syria and the Holy Land By Johann Ludwig Burckhardt
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea : a journal of travels in the year 1838 by Edward Robinson, Eli Smith
Magdala: a day by the Sea of Galilee. [With] Bethany, a pilgrimage By Solomon Caesar Malan
The inner life of Syria, Palestine, and the Holy Land by Isabel Burton
The survey of western Palestine (Volume 1) By C R Conder et al
Quarterly statement - Palestine Exploration Fund
Tsaritsyn-tours
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера janataha
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Tags: мозаики, синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Бронеавтомобильная гармония.

    Согласно интернету, на 10 мая 1940-го во французском Ливане среди прочей бронетехники имелось 12 бронеавтомобилей White-Laffly AMD 50; они были…

  • Из-за острова на стрежень... 2

    Давным-давно у меня был небольшой пост про артиллерийские баржи, использовавшиеся американской армией в дельте Меконга. Как выяснилось, компанию…

  • БМП в пустынном исполнении 2.

    Давным-давно в данном ЖЖ промелькнула ливийская поделка в виде 73-мм орудия 2А28 Гром, снятого с БМП-1 и установленного на самодельный лафет.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments