
Просто экспонаты с выставки, посвящённой во-первых античным царствам юга Аравии и во-вторых йеменским евреям. К фотографиям прилагается минимум сопроводительного текста.

Южноаравийские царства 1-го тысячелетия до нашей эры: Маин, Сабея, Катабан и Хадрамаут:

На левой фотографии - Марибская плотина:

Слева направо:
- Девайс для воскурения благовоний (минус 1-е тысячелетие)
- Погребальная стела из известняка (минус 5-3 век)
- Алебастровые верблюды, посвящённые богине Дхат-Захран (-1 век)

Дальше:

Табличка с обращением к богу Дху-Самави (1 век):

- Бронзовый бык, вероятно посвящённый неуказанному богу (минус 3-1 век)
- Алебастровый бык с надписью, упоминающей несколько южно-аравийских божеств (минус 5-1 век)

- Бронзовая чаша со сценой охоты (1 век)
- Известняковый блок с надписью о ремонте дороги в Сабейском царстве (примерно -700 год)

Дальше:

Алебастровая погребальная стела женщины из Катабана (-2 век):

- Изображение головы женщины из известняка, Катабан (минус 3-2 век)
- Известняковые статуэтки из Маина (первая половина -1 тысячелетия)

- Бронзовая статуэтка молящегося мужчины (минус 3-2 век) и бронзовая статуэтка женщины, играющей на струнном инструменте (1-2 век)
- Алебастровая погребальная стела (-2 век)

Агатовая печать с изображением животного (минус 6-5 век); аметистовая печать с изображением "козлорыбы" (минус 8-6 век):

Стелы с упоминанием царей Сабеи (примерно -685 и -715):

- Руины храма бога Альмака в Марибе
- Руины храма богов Накра и Астар Дху Кадб в Ятхилле

Деревяшка с буквами южноаравийского алфавита (минус 8-5 век) и собственно алфавит:

Дальше:

- Ассирийская цилиндрическая печать из халцедона (минус 8-7 век)
- Aлебастровая погребальная стела с южноаравийской надписью (-1 или 1 век)

Глиняная табличка с клинописной надписью, Тель Бейт Шемеш (-13 век):

Бронзовые верблюды (-3 - 1 век):

- Сверху южноаравийские серебряные монеты, имитирующие греческие монеты с атрибутами культа Афины (минус 3-2 век)
- Снизу серебряные монеты из Сабеи с символами богов Альмака, Астар итд (2 век)

Торговый путь из южной Аравии в наши края:


Бронзовая табличка с южноаравийской надписью, повествующей о торговле с "городами Иудеи", Газой и прочими далёкими краями; подробнее см. в посте Михаиле Фрейкмана.

Без царицы Савской, разумеется, никак не обойтись; справа иранская иллюстрация 19 века:

Ассирийская надпись о получении дани от Самси, королевы арабов; из Сабеи; и из других мест (-728):

Дальше:

- Иудейские черепки с южноаравийскими буквами (минус 7-6 век)
- Известняковая печать с южноаравийской надписью, Тель Беэр Шева (-8 век)

Девайс для воскурения благовоний, Тель Беэр Шева и Тель Малхата (минус 8-6 век):

- Девайс для воскурения благовоний с изображением верблюда, известняк, Хурват Рогем (минус 6-4 век)
- Аналогичный девайс с Тель Михаль (минус 6-4 век)

И ещё три штуки (минус 6-4 век), правый - с Тель Лахиш:

Черепок с арамейской надписью, Тель Арад (минус 5-4 век):

Кувшинчик с чем-то маслянистым, возможно пресловутым маслом афарсемона, район Кумрана (1 век):

Дальше:

Черепок с записанными арамейским письмом североаравийскими именами, запад Хевронского нагорья (-4 век):

- Камень с заклинанием на набатейском арамейском, предназначенным для освобождения мужчины от женских чар, Хурват Ракик (примерно -100)
- Североаравийские монеты (минус 4-3 век)

- Бронзовые монеты из сирийской Босры, на правой изображён набатейский бог Душара (3 век)
- Посуда с надписями североаравийским письмом, упоминающими набатейских богов Душару, Аллат и Манат (-1 - 3 век):

- Набатейский керамический кубок, Мойят Авад (2-3 век)
- Набатейский кувшин, Мойят Авад (3 век)
- Набатейская керамическая статуэтка и светильники (-1 - 2 век)

- Набатейские миски из Авдата, Мойят Авад и Эйн Рахель (-2 - 3 век)
- Светильник, вероятно изготовленный в Петре, Мойят Авад (1-2 век)

Дальше:

- Алебастровый флакон для ароматических веществ и крышки от похожих флаконов, Эйн Рахель (1-3 век)
- Керамические флаконы для ароматического масла, Мойят Авад и Беэр Менуха (1-2 век)

- Набатейский девайс для воскурения благовоний с греческой надписью, Некарот (2-3 век)
- Фрагмент корзины и косточки маслин, Мойят Авад (2-3 век)

- Сверху серебряные и бронзовые монеты с изображением набатейского царя Ободата III
- Снизу бронзовые монеты царя Ареты IV

Набатейские могилы в Мадаин Салех:

Дальше:

Царство Химьяр, правившее южной Аравией в первой половине 1-го тысячелетия:

Здесь была его столица Зафар:

Наскальная надпись, восхваляющая царя Химьяра Дху Нуваса, с упоминанием "господина евреев" (6 век):

Ивритская надпись из южной Аравии, перечисляющая священнические череды (4-6 век):

Арабско-ивритская надпись о строительстве дома Иегуды Якуфа (4 век):

Южноаравийская надпись о строительстве дома Биньямина Абишамара (470 год):

Дальше:

Золотая и бронзовые монеты царей Аксума (550-660 год)

Керамическая посуда из Аксума:


Статуэтка и оссуарий из Аксума:

Дальше:


Так называемое "защитное письмо Мухаммеда для евреев Йемена", написанное по арабски ивритскими буквами (изначально составлено между 13 и 18 веками, данный экземпляр 19-20 век):

- Манускрипт, перечисляющий законы ритуального забоя скота по Рамбаму, с комментариями (18 век):
- Письма из каирской гнизы, связанные с йеменскими евреями (12 век):
Манускрипт Торы (15 век):

Свиток Эстер (19-20 век):

"Криэй моэд", подборка текстов из ТАНАХа и Мишны для зачитывания в синагогах на Шавуот (19-20 век):

Йеменский еврей читает молитвенник кверх ногами; мол, распространённая практика, поскольку дети учились читать группами, сидя с разных сторон от книги:

- Страница из Плача Иеремии с переводом на арабский (17 век)
- Поэзия (19-20 век)

- Манускрипт Песни песней, Рут и Экклезиаста с переводом на арамейский и арабский (18 век)
- Поэма р. Шалома Шабази (18 век)

Праздничное женское платье (примерно 1920):


Светильник и два девайса для воскурения благовоний (начало 20 века):

Фотографии: в wikimedia commons.
ГугльМэп местности.