От хайфского морского музея перейдём к его соседу, носящему странное на первый взгляд название "Музей нелегальной иммиграции и ВМФ". Странность отчасти объясняется вынужденной неточностью перевода; в ивритском оригинале названия вместо "нелегальной иммиграции" используется слово "аапала", обозначающее отнюдь не абстрактное пересечение государственной границы в обход паспортного контроля, а конкретно еврейскую иммиграцию в мандатную Палестину сверх британских ограничений и вопреки оным. Тема "аапалы" уже поднималась в данном ЖЖ - в посте, посвящённом лагерю для нелегалов (да, тех самых) в Атлите - так что не буду повторяться. По понятным причинам, подавляющее большинство "маапилим" прибывали в Палестину морем, на добытых сионистскими организациями кораблях. С провозглашением независимости Израиля некоторые из этих кораблей вошли в состав новорождённого ВМФ, что делает название музея ещё менее странным.
Как и положено музею ВМФ, среди его экспонатов есть несколько настоящих всамделишных кораблей; в том числе один послуживший сионизму и на ниве нелегальной иммиграции, и в составе военного флота; с него и начнём. Экспонат был заложен 23 сентября 1941-го компанией Stockton Construction Co. on Thornaby для британского флота в качестве танкодесантного судна (Tank Landing Craft Mk 2) TLC-147, и завершён в декабре 1942-го. Весной 1943-го его переоборудовали в носитель РСЗО (Landing Craft Tank (Rocket)), с сопутствующим переобозначением LCT(R)-147, и в июне отправили на средиземноморский театр. В мае 1945-го экспонат вычеркнули из состава ВМФ; в 1946-м продали некой итальянской компании для перевозки сельхозпродукции (под названием Michael Parma); и наконец к концу года перепродали шведам, на поверку оказавшимся сотрудниками "Мосад ле-Алия Бет" - основной из сионистских организаций, занимавшихся доставкой нелегалов. 17 сентября 1947-го года бывший танкодесантник отплыл из итальянской Формии с небольшим экипажем под началом капитана Ицхака Ландауэра и 434 пассажирами. Официально он назывался "Фарида", а неофициально "Аф Аль Пи Хен" ("вопреки"). Как и большая часть кораблей "маапилим", на подходе к берегам Палестины он был обнаружен (26 сентября) и перехвачен (27 сентября). Экшен включал столкновение (в самом что ни на есть буквальном смысле) с британским эсминцем. В итоге "Фариду"/"Аф Аль Пи Хен" взяли на абордаж и отвели в Хайфу; пассажиров депортировали в лагеря на Кипре. После образования Израиля экспонат был зачислен в ряды в качестве тренировочного судна. В 1958-м или 1959-м корабль демобилизовали уже окончательно, и в 1969-м определили в музей.
Носовая рампа:
Корма:
Обход корабля, начиная с "юта":
Радиорубка:
Мостик:
Да, это импровизированный гальюн:
Результат столкновения с британским "перехватчиком":
Бак:
Трюм:
Второй сегодняшний экспонат - катер Мивтах (311). Экспонат был построен компанией Constructions Mécaniques de Normandie в Шербуре, и прибыл в Хайфу 25 декабря 1967-го. В первой своей инкарнации это был артиллерийский катер типа Саар-1, с основным вооружением из трёх 40-мм пушек Бофорс; в таком виде он встретил ВСД и принял участие в морском бою при Латакии 7 октября 1973-го. Вскоре после войны "Мивтах" проапгрейдили до ракетного катера типа Саар-2 с противокорабельными ракетами Габриэль. В 1979-м катер получил противолодочное оборудование; очевидно, на каком-то этапе Габриэль заменили на RGM-84 Harpoon. Наконец, в 1996-м "Мивтах" был демобилизован и передан в музей.
"Мивтах" в Шербуре, апрель 1967-го:
(wiki)
С пушечным вооружением, 1968-73:
(wiki)
С ракетами, 1974:
(wiki)
В музее:
Внутрь:
Гидролокатор:
Радиорубка:
Боевой информационный пост:
Наверх нельзя:
Моторное отделение:
Дальше:
Корма; ПУ противокорабельной ракеты RGM-84 Harpoon и противолодочное оборудование:
Ещё немного палубы:
Отдельно стоящая строенная установка ПКР Габриэль, аналогичная той, что видна выше на фото 1974-го года:
Продолжение следует...
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Hnsa.org