
(По следам похода с Летающим Верблюдом)
Хурват Бейт Лойя хорошо известна краеведствующим израильтянам благодаря своим мозаикам; и в то же время довольно малопосещаема - на отшибе, нужно долго ехать по грунтовкам, и к тому же здесь полигон. Объект находится примерно в двух километрах к северу от мошава Амация, на вершине пологого холма высотой 400 метров над уровнем моря. В 1899-м здесь побывал Р.А.С. Макалистер и описал несколько пещер. В 1961-м при прокладке дороги были обнаружены две погребальные пещеры на восточном склоне холма; год спустя их раскопал Йосеф Наве из Управления Древностей и Музеев, и нашёл в одной ивритские надписи конца железного века. В 1970-е Иегуда Даган разведал поселение на вершине, и обнаружил там периоды с эллинистического по мамлюкский. В 1979-83 Йотам Теппер и Й. Шахар занимались исследованием местных подземных сооружений - резервуаров, маслодавилен, колумбариев, загонов для животных итд; большая их часть датируется эллинистическим и римским периодами. В декабре 1983-го и мае 1986-го исследователи из Иерусалимского Университета во главе с Йосефом Патрихом и Йорамом Цафриром раскопали на западной окраине поселения византийскую церковь. Последние раскопки проводила с 2005-го ещё одна экспедиция Иерусалимского Университета под началом Орена Гутфельда, при участии мормонской Kimber Academy.
После пещеры Саломеи мы быстро вышли на грунтовую дорогу и потом довольно долго шли по ней на север:



Теперь немного на запад:

Пришли:

Одеон:

Дальше:

Прямо - маслодавильня:


Налево - миква, похоже заодно служившая входом в катакомбы:

Непонятная каменюка:

Ещё дальше:



И ещё дальше:



Опять непонятная каменюка:

Колумбарий:



В угловых ямах, наверно, что-то хранили ?

Церковь с юго-востока. Она представляла собой трёхнефную базилику с притвором и боковыми помещениями. У всего вышеперечисленного был мозаичный пол. В какой-то момент изображения людей и большая часть изображений животных были разбиты и заменены "заплатками". Патрих и Цафрир считают, что церковь была построена примерно в 500-м и функционировала до 8-го века; и что расколотили фигуры сами христиане по приказу мусульманского правителя. На первом плане видим маслодавильню, примыкавшую к восточной части южной стены церкви. К западу от притвора находился атрий, и вокруг него дополнительные строения. Предположительно комплекс представлял собой монастырь.

С юго-запада:

Главный зал (18.6 на 12.1 м) с северо-запада. Из притвора в зал вели три входа (центральный шириной 1.7 м, боковые по 1 м).

Южный неф:


В центре нефа - большой медальон с изображением рыбаков:

Северный неф:


Медальон с изображением корабля:

Центральный неф. Надпись у входа гласит: "Azizos and Cyriacos, with their blessing, dedicated the sanctuary". Где-то в восточной части нефа находится другая надпись: "The offering of Azizos".




Притвор к западу от главного зала:


К северу от притвора - помещение, предположительно служившее основанием колокольни; здесь цитата из пслама 121: "Господь охранять будет исход твой и приход твой".


К востоку от означенного помещения и к северу от главного зала - часовня (7.5 на 4.2 м):

"Espanagia dedicated the mosaic to the repose and memory of Aetius":

"The Lord Jesus Christ, give repose to your maidservant Theclon":

На юге тоже два небольших помещения:

Во втором (4.1 на 3.5 м) находился баптистерий; и опять надпись: "Light for the rigtheous in all".

Атрий:


В центре атрия - какой-то хитрый колодец:



Где-то рядом валяется маслодавильный агрегат:

В пяти метрах к северу от церкви находится византийская погребальная пещера. Возможно там были похоронены основатели монастыря, и им же принадлежат упомянутые в надписях имена. В мамлюкский период пещера была вскрыта грабителями.


Всё:

Теперь к следующей цели...

Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 1)
Antiquities.org.il