Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

  • Mood:

Иерусалим - Монастырь Креста.



Иерусалимский Монастырь Святого Креста (он же Дир ас-Салиб или Дир ас-Мусалаба) - один из самых известных и фотогеничных в наших краях. Массивное, напоминающее крепость здание расположено в небольшой долине (долина креста / эмек а-мацлева) на расстоянии около двух километров к западу от Яффских ворот старого города. Сейчас здесь по существу центр города; чуть севернее - здание Кнессета; чуть западнее - Музей Израиля; но к счастью вокруг оставили достаточно открытого пространства и зелёной природы...

По традиции, в этом месте росло дерево, послужившее для изготовления так называемого истинного креста, на котором был распят Иисус. Более полное изложение сюжета начинается с 18-й главы книги Бытия, в которой три ангела сообщают Аврааму о грядущем рождении сына; и следующей 19-й главы, в которой (племянника Авраама) Лота спаивают и совращают его же дочери. Легенда гласит, что ангелы оставили Аврааму три посоха; что позже Лот обратился к Аврааму за советом, как искупить грех; и тогда, мол, Авраам передал ему посохи, велел посадить их в Иерусалиме и поливать водой из Иордана; и если посохи расцветут - это будет знаком, что прощение получено. Так Лот и поступил, и в итоге из посохов выросло тройное дерево - кедр, сосна и кипарис; при Соломоне дерево срубили для строительства иерусалимского храма, но так и не использовали; а что стало с ним ещё тысячу лет спустя, мы уже знаем.

Ранняя история монастыря туманна. Как это часто бывает, уже в наше время (1969-73) ремонт монастыря перерос в изучение последнего греческим археологом Афанасиосом Экономопулосом. Согласно статье Б. Хурцилавы, под полом церкви были обнаружены фрагменты мозаики, а также могилы, и в одной из последних бронзовая монета братьев-императоров Аркадия и Гонория (395-408); Экономопулос датировал некоторые находки концом 4-го века, другие 6-7 веками. Посему, исследователи не сомневаются, что в византийские времена здесь был монастырь или хотя бы церковь; но поиски в документах того периода не увенчались успехом. Традиции - те есть, и даже в избытке. Одна гласит, что данный участок земли в 4-м веке был то ли куплен царём Иберии Мирианом, то ли получен последним в дар от Константина Великого; позже, при царе Вахтанге Горгасали, на участке был посторен монастырь. Другая - что монастырь был основан Константином или Еленой, а может быть Юстинианом или Ираклием, или же обновлён одним из последних. Хурцилава полагает, что основателем (ктитором) монастыря мог быть дукс Палестины Бакур Ивер, которого мы недавно вспоминали в связи с монастырём в Бир эль-Кут. Был ли объект изначально связан с традицией о древе креста, также неясно.

Далее византийский монастырь был разрушен - не то персами, не то арабами, а может и халифом аль-Хакимом. Его восстановление в 11-м веке даёт нам, наконец, первое упоминание - в 1138-м в колофоне к грузинскому манускрипту Иоанна Златоуста монах Прохор (св. Прохор Грузин) говорит о себе как о строителе святилища животворящего креста. Другой манускрипт, 1140-го года, был затем скопирован "в Монастыре Креста... построенном руками нашего благословенного отца и руководителя Прохора" (спонсором, видимо, был царь Баграт IV). В 1101-3 английский паломник Зевульф упомянул объект как частично разрушенный:

The church of the Holy Cross, about a mile to the west of Jerusalem, in the place where the holy cross was cut out, and which was also a very handsome one, has been similarly laid waste by the Pagans; but the destruction here fell chiefly on the surrounding buildings and the cells of the monks, the church itself not having suffered so much.

Но всего на несколько лет позже его русский коллега Даниил обнаружил грузинский монастырь в полном порядке:

А от того места до Честного Креста одна верста. И есть за горою, на запад от Иерусалима, место, где было высечено подножие Христово, к которому пригвоздили пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Место то огорожено стеной, и внутри выстроена церковь большой высоты, во имя Честного Креста; исписана красиво вся. А под великим алтарем, глубоко под трапезой, и находится пень древа того честного. И хорошо укреплено и облицовано над пнем тем плитами белого мрамора. И оконце проделано против дерева того, по форме круглое. Это Иверский монастырь.


(Царица Савская и балка из того самого дерева, Пьеро делла Франческа, 16 век, wiki)


(Обретение креста Еленой, Ян ван Эйк, 16 век, wiki)

Аналогично, в 1180-е Иоанн Фока упомянул "монастырь Ивиров, в черти которого, говорят, было вырублено древо честного креста"; место означенного древа и церковь/монастырь на этом месте фигурируют и в других источниках периода крестовых походов - Рорго Фретеллус, Теодерих итд. С другой стороны баррикад секретарь Саладина Баха ад-Дин сообщил, что в сентябре 1192-го к султану прибыло грузинское посольство с просьбой вернуть принадлежавшие им ранее святые места. Конкретно про Монастырь Креста он не сказал ни слова; но похоже, что на рубеже 12-13 веков далёкая метрополия оказала поддержку "нашему" объекту. Так, во всяком случае, можно объяснить появление на одной из колонн церкви портрета Шота Руставели, казнохранителя царицы Тамары. Есть легенда (да, опять...), что Руставели провёл в этом монастыре последние годы жизни и/или был там похоронен, но (да, опять) никакой сколько-нибудь достоверной информации на этот счёт.

В 1268-м монастырь прихватизировал приближённый султана Бейбарса, суфийский шейх Хадир аль-Михрани, и превратил в завию, а настоятеля Луку казнил. Но в 1305-м грузинско-византийское посольство сумело убедить султана Калауна вернуть объект. В последующие годы грузинская община в целом и монастырь в частности пользовались покровительством мамлюкских властей. Долгое время монастырь процветал; так, в 1340-е анонимного английского паломника поили здесь "лучшим вином в больших кувшинах" итп. Но в середине 15-го века Грузия пришла в упадок и распалась; а правившие Палестиной с 16-го века турки-османы были менее расположены к грузинской церкви, чем мамлюки. По этим, очевидно, причинам монастырь постепенно захирел. Уже в 1480-3 заглянувший в монастырь немецкий паломник Феликс Фабер застал печальную картину - монахи с жёнами (ась ?) живут бедно в маленьком монастыре при церкви, и пилигримы тщетно пытаются добыть в их хижинах хоть что-нибудь съестное. В 17-м веке Франческо Кварезми нашёл объект вроде бы в лучшем состоянии:

...beautiful and spacious, paved in mosaic work and embellished with various Greek pictures. Moreover, the monastery is now indeed large, fortified and commodious; but formerly it was much larger, as its ruins demonstrate. It is much exposed to the incursions of the Arabs; they are frequently directed there and trouble the inhabitants.

В 1643-4 настоятель Никифор ещё нашёл средства на ремонт церкви и обновление росписей. Но долги продолжали накапливаться; монахов, напротив, оставалось всё меньше; и в итоге в апреле 1685-го объект был выкуплен греческим патриархом Досифеем. Но заселить монастырь по прежнему было особенно некем, там жили два-три монаха, иногда по-прежнему грузины; в 1840-е Базили обнаружил одинокого игумена, опять-таки грузина. В 1855-1908 здесь располагалась греческая семинария, а затем наступил очередной упадок. В 1970-е, как мы уже знаем, объект отремонтировали и заодно изучили.





Ведущая к монастырю пешеходная улица носит, естественно, имя Руставели:





Объект с юга:





Непонятно что делающая на крыше одинокая колонна:



С запада:





С севера:





С востока:





Нам сюда:





Внутри:





Здесь был магазин:











Дальше:





Внутренний двор:







Лот, поливающий триединое дерево:



В недрах монастыря:











В музее темно, не считая моей вспышки:



Карты далёких азиатских стран:





Теперь в церковь; над входом в последнюю - снова Лот и дерево:







Церковь представляет собой трёхнефную базилику размером 24.05 на 14.25 м, ширина центрального нефа 6.2 м, боковых 2.6 м.







Можно заметить, что фреска Христа Пантократора справа от иконостаса разделена на две части; дотошные люди выяснили, что на вырезанной полосе раньше был портрет грузинской царицы 16 века Мариам Дадиани.



Так это было:

Monastery-of-the-Cross-per-1

Мария "Одигитрия":



Над дверью - Мария, Иисус и Иоанн Креститель:





Мозаика:









Над входом - надпись на греческом и грузинском, сообщающая о росписи церкви при настоятеле Никифоре. Грузинский текст:

Расписан и освящен святой сей пречистый храм Животворящего Креста по изволению и помощью всепрославленного и всесветлого Дадиани Леона, рукой и испытанием сильных невзгод всенедостойного настоятеля (монастырей) Креста и Голгофы Никифора Чолокашвили сына Омана, уповающего и преданного сему монастырю, который сделал и (возобновил) купол и святой алтарь собственными честными средствами в короникон 331 (1643 г), аминь. Крест, помилуй грешного протоирея Григола, аминь.

Греческий текст:

Расписан и возобновлен сей божественный храм честного Креста, издержками и пособием светлейшего владетеля Леонта Дадиани и содействием и трудами преподобнейшего иеромонаха и архимандрита господина Никифора, рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория сына Неофила и иеродиакона Герасима, сына Мины, в лето в лето от Христа 1644, месяца января 11-го дня.

Справа от двери - предположительно (почему ?) Пётр Ивер, возможно внук Бакура; ещё правее и выше царь Соломон.



К сожалению, части фресок не повезло:

На западной стене находились ныне утраченные росписи: над входным проемом - ростовой образ прп. Прохора Грузина, южнее двери - образы равноапостольных Константина и Елены, на сев. половине - груз. царей св. Мириана, св. Вахтанга Горгасали и Баграта IV, с именем к-рых связаны основные этапы строительства К. м. На крайних отрезках стены были изображены современники архим. Никифора - приближенные кн. Дадиани и групповой портрет братии К. м. Ктиторский портрет семьи Дадиани размещался в вост. части юж. стены храма. На зап. стене были выполнены образы равноапостольных Константина и Елены и легендарных основателей обители, а также современников архим. Никифора. Этот ряд изображений объединен идеями утверждения прав грузин на К. м. как его основателей и первых строителей и связи груз. Православия со Св. землей.
(Мамиствалишвили, Томадзе)

Но перейдём к уцелевшим; спасибо Элеоноре Гороховской за схему, позволившую мне разобраться в сфотографированном. Самая известная фреска изображает Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, и у их ног - маленького Руставели; выше Михаил Синадский и Никита (Халкидонский ?). Портрет Руставели впервые упоминает епискип Тимофей Габашвили (1758). В 1960-м монастырь посетила группа исследователей творчества Руставели из Грузинской ССР; они с трудом обнаружили портрет под слоем тёмной краски и полуподпольно очистили. В 2004-м фреска снова была повреждена (неизвестные вандалы соскоблили лицо); и затем восстановлена художником Хаимом Капчицем.



Господи, помилуй Шота, украсившего эту церковь. Аминь. Руставели.



Пётр и Павел; и ещё один портрет, с надписью "Расписавшему сей храм Гавриилу Патарадзе, архидьякону Драндскому и родителям его, да простит Господь грехи. Аминь."



А вот основатели знаменитых монастырей в Иудейской пустыне Евфимий и Савва; над ними Василий Великий и Иоанн Златоуст; внизу же ещё два маленьких человечка:



Евфимий Иверский и Георгий Иверский:



Феодор Студит и Иаков Персиянин:



Артемий (?) и ещё кто-то:



Георгий Победоносец и Феодор Тирон; последнего мы тоже вспоминали в связи с Бир эль-Кут:



Дмитрий Солунский и Нестор из Газы:



Архангелы Михаил и Гавриил:



Мария и Елизавета:



Вверху Анастасия Римляныня, внизу Пахомий и архангел Рафаил:



Афанасий и Кирилл Александрийские:



Мокий, Феодосий и пророк Даниил:



Григорий Богослов и ещё кто-то:



Серапион Синдонит:



Христина, Мария, Афанасий Афонский, Исидор Пелусиот:



Пророк Софония:



Иоанн Креститель и Захария:



Давид и Соломон, над ними жертвоприношение Исаака:



Северная стена и проход в ризницу:







За углом - небольшое помещение, изображения на стенах которого иллюстрируют историю того самого дерева: ангелы дают Аврааму посохи; Лот убегает из Содома; Авраам передаёт посохи Лоту; Лот сажает дерево; Лот поливает дерево; много лет спустя дерево рубят; делают крест; и используют для казни Иисуса. Под полочкой с распятием есть круглая отметка, обозначающая место, где росло дерево; мне не удалось её сфотографировать по причинам мизантропического характера.





Бонус: монастырь с востока, конец 19-го века:

Monastery-of-the-Cross-late-XIX-yc-1

И с запада, 1920-33:


(Коллекция Мэтсона via wiki)

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
Василиос Цаферис - Монастырь Святого Креста в Иерусалиме 1,2
Яна Чехановец - Грузинская Церковь на Святой Земле
Бесик Хурцилава - Кем и Когда Основан Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Tsaritsyn-tours.com
Э. Мамиствалишвили, Н. Томадзе - Крестовый Монастырь (Pravenc.ru)
The library of the Palestine Pilgrims' Text Society
BibleWalks
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Обретение образа Шота Руствели. levakov 1,2,3
Отчёт ЖЖ-юзера nakaryak
Отчёт ЖЖ-юзера dan_il
Отчёт ЖЖ-юзера sewa7
Tags: мозаики, фотоотчёты, фрески, церкви и монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments