?

Log in

No account? Create an account
Пещера злобного Буквоеда
Иерусалим - Церковь св. Стефана. 
7th-Oct-2020 09:38 am
bukvoed


Согласно Деяниям апостолов 6, через некоторое время после смерти Иисуса некоторые его последователи (в тексте они названы "эллинистами", предположительно имеются в виду грекоязычные евреи из диаспоры) стали жаловаться на ущемление при "ежедневном раздаянии потребностей". Чтобы проследить за справедливостью раздачи, по совету апостолов были выбраны семь представителей-диаконов, в числе прочих некто Стефан. Дальше мы узнаём, что помимо исполнения диаконских обязанностей Стефан "совершал великие чудеса и знамения в народе" и, хуже того, побеждал в спорах. Раздосадованные оппоненты написали на него донос в Синедрион с обвинением в богохульстве. В ответ Стефан произнёс обличительную речь, заявил перед первосвященником, что "Всевышний не в рукотворенных храмах живет", назвал присутствующих "Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!"... в итоге разбирательство завершилось то ли вынесением смертного приговора, то ли линчем, но в любом случае побиением камнями. Таким образом, Стефан считается первым христианским мучеником...

В 415-м (по другим данным в 417-м) году Лукиану, скромному приходскому священнику из Кафар Гамалы, явился во сне рабби Гамлиэль. Хотя и фарисей, Гамлиэль упоминается в Деяниях в положительном свете; он заступается за апостолов перед Синедрионом в главе 5; в главе 22 заявлен как учитель Павла; православная церковь почитает его как "праведного" (наряду, например, с ветхозаветными патриархами)... Итак, рабби Гамлиэль является Лукиану и сообщает, где похоронен Стефан, а также сам Гамлиэль, его сын Авивос (Хавив ?) и племянник Никодим (добавив, что трое последних крестились); и указывает немедленно сообщить координаты иерусалимскому патриарху Иоанну. Лукиан медлит, но после ещё двух явлений наконец передаёт сообщение. Могилу открывают, воздух наполняется благоуханием, в окрестностях исцеляются 73 больных; по указанию Иоанна останки Стефана переносят в Иерусалим, в церковь Агиа Сион.

Спустя некоторое время к северу от города, на предполагаемом месте гибели Стефана, начали строить церковь, возможно по инициативе патриарха Ювеналия, возможно при финансовой поддержке императрицы Евдокии. В 439-м церковь освятили и перенесли туда останки святого. В 443-м Евдокия попала в опалу и отбыла в Иерусалим, где и прожила последние 17 лет жизни. Среди прочих дел - как например улучшение городских стен - она то ли завершила работы над церковью св. Стефана, то ли перестроила последнюю. В 460-м Евдокия

приготовила к освящению в пятнадцатый день июня еще неоконченный храм Святого Первомученика Стефана; отделив ему большие доходы, она поставила во главе всего устроения Гавриила, и обошла все созданные ею церкви, освящая их и отделяя для каждой достаточное количество доходов. Когда исполнилось четыре месяца после освящения, она, распорядившись благочестно и богоугодно, предала дух в руце Божии месяца октября в двадцатый день, четырнадцатого индиктиона.
(Житие св Евфимия, 51)

"Святой Стефан был побит камнями за вратами Галилейскими, где находится его церковь, построенная госпожею Евдокией, супругою императора Феодосия", - отрапортовал в начале 6 века паломник Феодосий. Его коллега Антонин из Пьяченцы (примерно 570) добавил: "Она же укрепила базилику и гробницу святого Стефана и сама погребена, возле гроба святого Стефана. Между обеими гробницами по прямому направлению двадцать шагов. Святой же Стефан почивает за воротами, в расстоянии одного полета стрелы, по дороге, обращенной к западу, спускающейся к Иоппе и к Кесарии Палестинской и к Диасполю..." Кхм... автор имеет в виду дорогу, подходящую к городу с севера, через Наби Самуэль ? Сюда же подошьём Евагрия Схоластика (конец 6 века): "Сверх того, возобновляя стены Иерусалима, в расстоянии от него на одну стадию воздвигла величайший, по высоте и красоте; превосходный храм в честь перводиакона и мученика Стефана, где, по переселении в жизнь нестареющую, была и положена". В церкви была также похоронена внучка Евдокии, которую тоже звали Евдокия.


(Мученичество св. Стефана, иллюстрация из минология Василия II, 979-989, wiki)

Предположительно церковь, построенная Евдокией, была разрушена в ходе персидского вторжения 614-го года. К 638-му рядом появилась часовня; около неё патриарх Софроний похоронил 10 казнённых мусульманами христианских пленных. Источник начала 9-го века упоминает лепрозорий при св. Стефане, с двумя клерками и 15 больными. Возможно именно из-за лепрозория церковь пропадает из паломнических отчётов. Далее она фигурирует как ориентир в описаниях осады Иерусалима крестоносцами. Несколько лет спустя Зевульф сообщил, что церковь разрушена: "The stoning of St. Stephen took place about two or three arbalist-shots without the wall, to the north, where a very handsome church was built, which has been entirely destroyed by the Pagans." Ешё несколько лет спустя Даниил упоминает объект, но не его состояние:

И есть там пологая гора вблизи от дороги, на расстоянии примерно версты до Иерусалима, — на той горе ссаживаются с коней все люди, и кладут там крестные поклоны, и поклоняются святому Воскресению на виду у города {тут уже определённо Наби Самуэль ака "гора радости"}. И испытывает тогда всякий христианин огромную радость, видя святой город Иерусалим, и слезы льются тут у верных людей. Никто ведь не может не прослезиться, увидев эту желанную землю и видя святые места, где Христос Бог наш претерпел страсти нас ради, грешных. И идут все пешком с радостью великою к городу Иерусалиму. И стоит здесь, по левую руку от дороги, когда там проходишь, церковь святого Стефана Первомученика: на том месте Стефан Первомученик был побит иудеями, там находится и гроб его.

К 1158-му церковь св. Стефана была очередной раз отстроена и передана аббатству св. Марии Латинской. В 1172-м её посещает паломник Теодерих:

Passing by the great cistern of the Hospitallers, before you reach the northern gate, you find, upon a hill, the church of St Stephen, the protomartyr, who, when he was cast out of that gate and stoned by the JEws, saw the heavens opened in that place. In the middle of the church there is a place raised on the steps enclosed by an iron screen, in the centre of which is a venerable altar of hollow form which stands at the place where he was stoned and where the heavens opened above him. The church is subject to the abbot of St Mary Latin.

В 1187-м церкви снова не повезло. Согласно письму аббата св. Марии Латинской Факундуса (1189), её разрушили мусульмане. А вот Эрнул в начале 13 века пишет, что церковь разрушили сами христиане, поскольку она была близко к стенам и могла быть использована противником; но, странное дело, при этом не тронули расположенную рядом госпитальерскую конюшню; поэтому, продолжает автор, впоследствии паломники - которым мусульмане разрешали посещать город, но не жить там - использовали эту конюшню для ночлега. То ли из-за разрушения церкви, то ли из-за того, что мамлюки закрыли северные ворота для паломников, к концу 13-го века возникает традиция о гибели св. Стефана на восточной окраине города; первым её фиксирует Рикольдо да Монтекроче (1288-91).


(Джованни Баттиста Лучини, примерно 1680, wiki)

В 1881-м, пишет Прингл, руины церкви крестоносцев были обнаружены в ходе "частных раскопок"; в 1882-м участок был приобретён доминиканцами; раскопки продолжились, и к востоку от франкской церкви раскопали византийскую. Затем поверх древних каменюк построили монастырь; в 1892-м султан разрешил построить новую базилику; последняя была освящена в 1900-м. В монастыре разместилась Библейская Школа (École biblique et archéologique française de Jérusalem), основанная в 1890-м усилиями Мари Жозефа Лагранжа.

План, показывающий франкскую церковь, примыкающие строения и место византийской церкви. Средневековая церковь имела единственный неф длиной 21 м и шириной 7.4 м при толщине стен 1.3 м; и скромный притвор шириной 1.7 м. К северной стене примыкало сводчатое строение шириной 6 м разделённое на три помещения, восточное из которых сообщалось с церковью. Дальше шла серия из по меньшей мере четырёх сводчатых строений, возможно упомянутые Эрнулом госпитальерские конюшни.

Jerusalem-St-Etienne-plan-pc-1
(Прингл)

Византийская церковь:

Jerusalem-St-Stephen-plan-i2u-1

Jerusalem-St-Stephen-plan-i2u-2

Итак, заходим...







На постаменте - годы освящения базилики Евдокии (460) и современной церкви (1900):



Церковь:













Св. Стефан - справа:



Орган:





Итд:





Немного археологической добычи:















Монастырь на фотографии из коллекции Мэтсона, 1898-1946:

Jerusalem-St-Etienne-1898-1946-mpc-04860v

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem (Volume 3) By Denys Pringle
A Westward Slant: Avitus' Latin Translation of Lucian on the Inventio of Stephen's Relics By Carole C. Burnett
Comments 
25th-Oct-2020 11:01 am (UTC)
Я искал что-нибудь по памятнику. Вот такую публикацию нашел, если интересно.


http://www.santosepulcro.va/content/ordineequestresantosepolcro/it/dalla-terra-santa/aggiornamenti-dalla-terra-santa/la-statua-del-primo-diacono-e-primo-martire-del-cristianesimo--n.html
25th-Oct-2020 03:34 pm (UTC)
Спасибо. Теперь ясно, почему на старых фотографиях там пустой постамент.
This page was loaded Dec 5th 2020, 12:08 am GMT.