В 1937-м мэр Тель Авива Исраэль Роках обратился к мандатным властям с задумкой открыть в городе собственный аэропорт, поскольку в условиях арабского восстания (1936-9 годов) добраться до ближайшего аэропорта в окрестностях арабского Лода могло оказаться рискованной затеей. Британцы согласились; 23 сентября 1938-го аэропорт был торжественно открыт, и вместе с ним - ежедневная авиалиния в Хайфу. В 1940-м в автокатастрофе погиб Дов Хоз, заместитель мэра и большой сторонник развития авиации; в результате объект получил название Сде Дов. В ходе Войны за независимость аэропорт стал базой воздушной службы Хаганы, плавно перешедшей в ВВС Израиля. 15-го мая четвёрка египетских Спитфайров атаковала аэропорт; один из самолётов был сбит огнём ПВО. После 1948-го аэропорт поначалу использовался мало; но в 1959-м сюда перебралась 100-я транспортная эскадрилья; и тогда же компания Аркиа, ранее летавшая в Эйлат из Лода, стала делать то же самое из Тель Авива. С тех пор и до недавнего времени ВВС и гражданские компании использовали объект совместно.
Тем временем Тель Авив рос, земля дорожала, и всё чаще выдвигалась идея убрать отсюда шумные летающие штуковины, а освободившуюся территорию продать под застройку. После долгих раздумий, дискуссий, согласований, судебных процессов и законотворческих инициатив, 1 июля 2019-го аэропорт был закрыт. Вся релевантная гражданская деятельность перешла в аэропорт имени Бен-Гуриона (бывший Лод). Военная - всё та же 100-я эскадрилья (незадолго до того поглотившая 135-ю) и разные наземные подразделения - в Хацор. К февралю 2020-го ВПП и прочие сооружения были разрушены. Выжила только командно-диспетчерская вышка, которую предполагается сохранить как историческую и вписать в будущий жилой квартал.
1938, работы над ВПП:
(wiki)
Ангар:
(wiki)
Short Scion идёт на взлёт:
(Коллекция Мэтсона)
1939, будущие пассажиры:
(wiki)
2012:
(wiki)
(Марк Нейман, Национальная фотоколлекция)
План:
(wiki)
Наши дни:
У ворот - небольшой мемориал в память о 8 бойцах, погибших при египетской бомбардировке 15 мая 1948-го:
Ворота гостеприимно
Внутри практически пусто:
Немного златоцветов:
Большие лужи освоены водоплавающими птицами. Знающие люди подсказывают, что это нильские гуси.
В центре пустыря одиноко стоит диспетчерская вышка:
Значит, нам туда дорога...
В целом, картина ожидаемая:
Связь:
Кондиционер:
Кухня:
Газовая плита почему-то обнаруживается в другом помещении:
Жилая комната:
Санузел:
На лифт рассчитывать не приходится...
Внизу что-то есть:
Теперь наверх:
То есть сюда:
На юге видим электростанцию Ридинг:
На западе море; между башней и морем когда-то была ВПП, но теперь от неё совершенно ничего не осталось:
На северо-востоке - Тель Авив:
Прожектор ?
Всё, пора домой...
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.