Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Хирбет Банат Бар.



(По следам похода с Мидрешет Арей Гофна)

Цреда упоминается в ТАНАХе в качестве родины Иеровоама из колена Эфраима, первого царя северного/израильского царства. Как повествует книга Царств (Мелахим I 11), Иеровоам хорошо проявил себя во время строительных работ в Иерусалиме, и царь Соломон назначил его начальником над работниками из потомков Иосифа. И, возможно, рос бы он потихоньку из прорабов в министры, но вмешались ещё более высокие инстанции:

И было, вышел в то время Яровам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. На поле их было только двое. И схватился Ахийа за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков, И сказал он Яроваму: возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: "Вот, Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен; А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради Йерушалаима, города, который Я избрал из всех колен Исраэйлевых, Потому что они оставили Меня и стали поклоняться Ашторэт, божеству Цидонскому, и Кемошу, божеству Моавитскому, и Милкому, божеству сынов Аммоновых, и не пошли путями Моими, чтобы делать то, что праведно в очах Моих и (соблюдать) уставы Мои и законы Мои, как делал Давид, отец его (Шеломо).

Следующее, что мы узнаём - Соломон попытался убить Иеровоама, и последнему пришлось бежать в Египет. Совпадение ? Не думаю (С). Вернулся он после смерти мудрейшего из царей, и сразу присоединился к "израильской" делегации, ведущей переговоры с наследником Рехвамом. Отец твой конкретно достал народ своими мегапроектами, резанули правду-матку делегаты; неплохо бы уменьшить планы на следующую пятилетку. Фигвам, ответил неразумный Рехавам, я вам за такую наглость ещё увеличу нормы выработки. Израильтяне пожали плечами, разошлись по шатрам, а когда Рехавам прислал к ним своего чиновника, то разошлись совсем, забросали посланца камнями, и выбрали Иеровоама царём. Дальше Иеровоам испортил себе карму, но речь не о том...

Вернёмся к тексту. Итак, Цреда - родной город Иеровоама; а согласно "ватиканскому кодексу" Септуагинты - город, который Иеровоам укрепил и превратил в свою "базу". Больше про Цреду в ТАНАХе ни слова. Правда, в Диврей а-ямим 2 4:17 говорится, что медные изделия для храма отливали "между Суккот и Церэйдатой"; а в параллельной фразе из Мелахим 1 7:46 то же самое происходит между Суккотом и Цартаном; отсюда гипотеза, что Цреда = Цередата = Цартан, а по последнему есть ещё зацепки. Кроме того, в Шофтим 7:21 Гидеон гонит мидьянитян "до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата". Mного лет спустя, во время восстания маккавеев, Йоси сын Йоазара из Цреды занимал пост председателя (наси) Синедриона; но учитывая прошедшие сотни лет и измененившиеся границы еврейского "ишува" - не факт, что это та же самая Цреда.

В 1923-м знаменитый американский археолог Уильям Олбрайт отправился изучать Самарию, и обнаружил возле подковообразного изгиба-меандра речки Шило (Вади Дир Балут), к югу от нынешнего поселения Пдуэль, источник, который местные жители называли Эйн Середа. Внутри же подковы располагались руины, т.н. Хирбет Балата; и Олбрайт предположил, что это Цреда и есть. Некоторое время спустя Альбрехт Альт изучил Хирбет Балата повнимательнее, не нашёл там керамику старше византийского периода, и выразил своё несогласие. В 1930-32 Олбрайт сделал второй заход и вынужден был признать нестыковку. Вместо Хирбет Балата он предложил расположенную восточнее деревню Дир Гасана - на окраине деревни обнаружился овражек по имени Халлет Серида, а раскопки принески керамику начиная с железного века. Олбрайт также вскользь упоминает название Вади Серида, возможно часть речки Шило ? В 1973-м израильский археолог Моше Кохави провёл в этих краях разведку и нашёл подходящие черепки совсем неподалёку от Хирбет Балата - в Хирбет Банат Бар, на вершине гряды, лежащей на северном берегу речки Шило напротив "подковы"; так в список возможных Цред попал сегодняшний сабж. Ещё один кандидат - деревня Сурда, расположенная к северо-востоку от Рамаллы.

Один из аргументов в пользу Хирбет Банат Бар - две небольшие крепости железного века, вроде как охранявшие дороги к объекту с севера и с юга. Казалось бы, зачем так укреплять поселение, не выглядящее большим или важным ? Но если здесь родина главного мятежника и/или его укреплённая база - это уже совсем другое дело. Другой довод - топографического и лингвистического характера. Согласно библеисту и лингвисту Тур-Синаю, "цреда" следует понимать как открытая и/или сухая. Словосочетание "эцба цреда" по крайней мере со времён Мишны обозначает средний палец - мол, именно потому, что он выделяется на фоне более коротких сотоварищей. Можно ли сказать, что "наша" гряда торчит среди окружающего пейзажа, наподобие самого длинного пальца ? Хм... может быть...

Старт - у ворот поселения Пдуэль:



Нам примерно на юг; на ту гряду, что в центре и левой верхней части кадра:





Рукотворная выбоина ака "сафлуль":



Судя по карте, перед нами Вади аш-Шамият - правый приток (после сильных дождей) речки Шило:



Немного вверх по "течению", потом вверх по склону:





Нарциссы:



На склоне ниже нас - крепость железного века, известная среди местных арабов как "Хиндак"; на заднем плане снова Пдуэль:





Традиционный обход:









Внутри:



Ворота ?





Всё выше и выше:







Вершина взята !



Продолжение гряды на восток:



У южного подножия гряды - подкова-меандр речки Шило; на правом краю кадра виднеется ещё одна крепость, к которой мы вскоре направимся; в правом верхнем углу поселение Бейт Арье:



Каменоломня:



К услугам желающих перебраться на южную сторону гряды - естественный подземный переход:







Немного граффити:



Маленькие семейные маслодавильни ака "бодедот":





Колодец:





Дальше:



Остатки построек:





Ещё маслодавильня:



Спускаемся по седловине к крепости, мимо ещё одной группы построек:









Пришли:









Продолжение следует...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
דביר רביב ונתנאל אלינסון - המדריך למטייל בשומרון, כרך ב - מערב שומרון וגוש שילה
נתנאל אלינסון - הצְרֵדָה: המקום שבו החל פיצולו של עם ישראל
Some Archaeological and Topographical Results of a Trip through Palestine (1923) By W. F. Albright
Archaeological and Topographical Explorations in Palestine and Syria (1933) By W. F. Albright
BibleWalks
Tags: крепости, фотоотчёты
Subscribe

  • Маалюль.

    Сегодняшний объект - две церкви и мечеть, оставшиеся от арабской деревни Маалюль, к западу от Назарета. По всей видимости, история деревни…

  • Хурват Ракит.

    Хурват Ракит, или по-арабски Хирбет Руктия / Рахтие / Кахтие (возможно "руины дикого голубя"), находится примерно на полпути между Далият…

  • Рас Али - Мельницы.

    32-километровая речка Ципори начинается в районе Назарета и течёт примерно на северо-запад, пока не впадает в Кишон. На интересующем нас в данный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments