
Автомобильные VHF-рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену приборам из серии GRC-3 и к ВСД заменили их то ли полностью, то ли почти полностью. Согласно документу периода ВСД, на тот момент по штату полагалось 10,001 таких раций, нехватка составляла 4,501, закупалось 800. Насколько я понимаю, с какого-то момента рации производились по лицензии израильским Тадираном.
Серия состояла из трёх приборов:
- "Ручной" приёмопередатчик RT-524, в АОИ МХ-524 (МХ = "махшир халки" = "часть прибора").
- "Автоматический" приёмопередатчик RT-246 (МХ-246). В отличие от ручного, он позволял настроить при помощи отвёртки до 10 частот. Затем на каждую из них можно было переключаться либо нажатием соответствующей кнопки на приборе, либо поворотом переключателя на подключённом кабелем пульте.
- Вспомогательный приёмник R-442 (МХ-442).
Простейшая конфигурация включала RT-246 или RT-524 с посадочным местом, антенной и трубкой; это называлось AN/VRC-43 или 46 соответственно (в АОИ МК-43/46); другие конфигурации получались добавлением одного или двух приёмников. В список опциональной периферии входило шифровальное устройство. Все приборы работали в диапазоне 30 - 75.95 МГц с шагом 50 кГц в режиме частотной модуляции. Приёмопередатчики выдавали 35-40 Вт; теоретически, дальность связи в идеальных условиях приближалась к 50 км.
На верхнем фото - джип с МК-43/46 (со спины они одинаковые) в 1973-м. Меньшую "коробочку" слева я не узнаю; это не RT-442 и вообще не из этой серии, но вот что... Anyway, как и в случае с МК-77, в конце 1980-х АОИ получила более совершенный прибор, но в ограниченном количестве. В 1996-м был утверждён новый кандидат; по сравнению с предыдущим, он был дешевле и позволял использовать периферию для AN/VRC-12. Согласно Розену и Нагелю, этот новый девайс начал поступать в войска в 1999-м, и примерно за 10 лет полностью вытеснил сабж. Знающие люди уточняют, что в 2011-м старые рации ещё валялись кое-где на складах.
Латрун, 2005 - RT-524 + R-442 (т.е. конфигурация VRC-47). Выкручены световые индикаторы и предохранители, отсутствует крышка разъёма X-Mode, утеряны крепежи, но не будем придираться...

Там же, RT-246 + R-442 (т.е. конфигурация VRC-12) примерно в таком же печальном состоянии:

RT-246 с отсутствующей откидной крышкой в правой части девайса. Между двумя рядами кнопок, служащих для переключения предварительно выставленных частот, хорошо виден ряд болтиков, поворотом которых эти частоты и настраивались. Если под рукой не было отвёртки, вполне сходила 10-агоротовая монета.

(70 лет войск связи)
Техники колдуют над ним же:

(70 лет войск связи)
Девайс на хафтрэке, Синай, 1973; соответствующая антенна - левая из двух (правая, вроде, для VRC-240):

(Миха Бар Ам)
Такая же конфигурация, как на заглавной фотографии, на джипе CJ-5:

Рош а-Никра, 1976:

(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
И ещё пара фотографий без даты:


На джипе M151 MUTT:


Тулкарем, 1988:

(Цвика Исраэли, Национальная фотоколлекция)

(Цвика Исраэли, Национальная фотоколлекция)
Там же, 2002:

(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)

(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
Приборы связи, отбитые у Хизбаллы в 2006-м; вероятно, их "потеряли" при выходе из Ливана шестью годами раньше.

Ссылки:
דניאל רוזן, מיכאל נגל - שבעים שנות חיל הקשר והתקשוב