Согласно википедии, в 1932-м британцы оборудовали в районе Атлита лагерь, в значении "пенитенциарное учреждение". Располагался он где-то там, где позже появилась военная тюрьма номер 6, засветилась в местном фольклоре и недавно закрылась. Не следует путать "наш" объект с другим британским лагерем, для нелегальных иммигрантов - тот находился значительно западнее. Во время арабского восстания 1936-9 годов задержанных участников оного держали в том числе в интересующем нас сегодня заведении.
Ночью 16-17 августа 1938-го отряд из примерно 200 арабов напал на лагерь. Чтобы задержать прибытие подкреплений, на дорогах соорудили баррикады из камней. Основная часть отряда попытались освободить соратников, но вроде бы охрана отбилась (только в статье на yoaview.com сказано, что десятки заключённых бежали). Другие направились к жилищам персонала и ворвались в дом офицера полиции Моше Лезеровича, заместителя командира лагеря. Они захватили Лезеровича, его жену Брурию, троих детей и оказавшегося в гостях брата Брурии Элиягу Киржнера, работника местной соляной фабрики.
После прибытия подкреплений британцы начали поиски, но безуспешно. Утром 20 августа охранники кибуца Мишмар а-Эмек, километрах в 20 к юго-востоку от Атлита, заметили группу из двух взрослых и трёх детей; потом первые скрылись, а вторые дошли до ворот кибуца и оказались детьми Лезеровичей (Рахель, 12 лет, Ифрах, 8 лет, и Хагай, 2 года). При них была купюра в один палестинский фунт и записка следующего содержания: "От Юсуфа Абу Дуры, командира восставших. Арабский народ - благородный народ. Когда нас привели, Абу Дура принял нас и обращался с нами хорошо. Согласно религиозным предписаниям. Дал нам деньги на дорожные расходы. Я и мои братья были довольны. Рахель Лезерович." О судьбе родителей они ничего не знали. Как выяснилось впоследствии, троих взрослых убили практически сразу, после короткого импровизированного суда, и спрятали их останки, а затем ещё раз перепрятали. Детей Абу Дура, по некоторым данным, сперва собирался перевоспитать в мусульман; но в итоге некие более умеренные деятели настояли на их освобождении.
В дальнейшем британцы пытались "взять" Абу Дуру, но до поры до времени тому везло. В 1939-м восстание стало утихать, и Юсуф бежал в Дамаск; но в том же году, видимо при попытке вернуться в Палестину, был арестован Арабским Легионом. Его выдали властям Палестины, осудили за несколько убийств арабских старост ("признанных виновными" в сотрудничестве с британцами и евреями), и казнили в 1940-м. Тем временем началась Вторая Мировая. В том же 1940-м, 9 сентября, Хагай Лезерович погиб в Тель Авиве от итальянской бомбы.
В 1962-м в газете Маарив было опубликовано интервью с бывшим участником арабского восстания, в частности признавшимся в участии в нападении на лагерь. Генеральный инспектор полиции поручил офицеру Шломо Бен-Элькане заняться поиском тел Моше, Брурии и Элиягу. В итоге Бен-Элькане удалось добыть наводку, и летом 1963-го останки были обнаружены в яме возле бывшей деревни Эйн Худ или нынешнего посёлка Эйн Ход. Тела перезахоронили на кладбище в Ришон ли-Ционе.
Остатки дома Лезеровичей и других домов, видимо тоже жилья охраны лагеря, находятся по восточную сторону 4-го шоссе, южнее перекрёстка с дорогой номер 721.
Другой дом:
Ещё один:
И ещё:
Резервуар:
Сторожевая вышка:
Ещё одна вышка стоит к западу от 4-го шоссе, практически на обочине шоссе 721:
Всё...
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Gilihaskin.com
Mekolmakom.com