Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Хамат Гадер - Яд ле-Шив'а.



С подписанием 20 июля 1948-го года израильско-сирийского соглашения о перемирии боевые действия на означенном фронте Войны за независимость (см. 1,2) официально завершились; Египет, Ливан и Иордания пришли к аналогичным договорённостям с сионистским образованием ещё в марте-апреле. Линия перемирия была недалека от согласованной в 1923-м англичанами и французами границы между их мандатными территориями. Однако в отличие от прочих фронтов, на момент подписания сирийская армия ещё контролировала небольшие участки территории мандатной Палестины, по плану раздела относившиеся к еврейскому государству. Израиль, понятно, требовал эти участки; Сирия, тоже понятно, не соглашалась. В качестве компромисса в соглашении были прописаны демилитаризованные зоны, без указания их государственной принадлежности. Таких зон было три - одна на самом севере, возле кибуца Дан; другая - узкая полоса на восточном берегу Иордана от озера Хула до Кинерета, с заходом на западный берег в районе моста Бнот Яаков и захваченного сирийцами посёлка Мишмар а-Ярден; третья, самая большая, вдоль юго-восточного берега Кинерета. Нюанс состоял в том, что израильтяне рассматривали означенные ДМЗ как свою территорию, только демилитаризованную; тогда как сирийские визави были готовы лишь считать их ничьей землёй; в плане демилитаризации обе стороны позволяли себе некоторые вольности. В начале 1951-го Израиль приступил к осушению озера Хула и прилегающих болот (через 40 лет озеро восстановили по экологическим соображениям, но речь сейчас не об этом). Сирийская реакция на работы в ДМЗ приняла форму обстрелов, и всё заверте... Самым масштабным событием последующих месяцев был бой за Тель Мутила в начале мая. В итоге, хотя ДМЗ на бумаге никто не отменял, фактически Израиль и Сирия поделили их, примерно в соотношении примерно 4 к 1. В 1952-3 между сторонами даже были какие-то контакты на тему формализации получившегося расклада, но договориться не удалось.

Теперь вернёмся немного назад и рассмотрим юго-восточную часть южной ДМЗ. В этом месте граница мандатной Палестины, и следом за ней граница ДМЗ, образовывала узкий "хвост", протянувшийся на восток. "Хвост" включал деревню Эль-Хама и ведущую к ней дорогу; с юга он был ограничен долиной Ярмука, с севера возвышались Голаны. Вечером 4 апреля 1951-го года АОИ выслала из Самаха в район деревни патруль - две машины с офицером и сержантом полиции и 19-ю солдатами в полицейской форме. По некоторым источникам, армия отреагировала на сведения о появлении в тех местах сирийских солдат в гражданском. На сайте kineret.org.il пишут, что в СВО были против; что большая часть солдат являлись новобранцами (тироним) из 52-го батальона Голани; что для большей убедительности маскарада вместо знакомых "чешских винтовок" им выдали использовавшиеся полицией (?) британские; что на состоявшемся в тот же день заседании комиссии по перемирию в Рош Пине израильский представитель сообщил о намерениях и запросил в сопровождающие наблюдателей ООН; и что последние отправились в путь, но в Самахе то ли не стали их ждать, то ли вообще про них не знали. По википедии, патрулём руководил по радио с лёгкого самолёта офицер разведки СВО. Инструкции вроде бы гласили, что в случае проблем с сирийцами следует просто вернуться.

Как бы то ни было, в начале шестого патруль был действительно остановлен сирийским дозором; после дискуссии с последними командир (будучи плохо проинструктированным ?) решил продолжить путь; несколько минут спустя (17:24) машины подверглись обстрелу с позиций над дорогой. Одна развернулась и отступила; другая вышла из строя, семеро из находившихся в ней погибли, двое попали в плен. Оба пленных и тела погибших были переданы Израилю тей же ночью, при содействии наблюдателей ООН. На следующий день впервые с момента окончания Войны за независимость была применена авиация АОИ; Спитфайры и Мустанги атаковали бывший британский полицейский форт и другие позиции в районе Эль-Хамы, очевидно без особого успеха; так, по свидетельству будущего комадующего ВВС Бени Пеледа, бомбы падали "где угодно, кроме цели"; по сирийским данным, погибли двое гражданских. Обе стороны подали жалобы в ООН. События вошли в историю как "инцидент в Эль-Хаме". В итоге означенная Эль-Хама вошла в те 20% ДМЗ, что фактически остались за Сирией до ШДВ. Тем не менее, согласно "вражеским голосам", к 1956-му деревня прекратила своё существование.

Мемориал Яд ле-Шив'а (память о семерых), посвящённый погибшим в инциденте солдатам, находится на обочине бывшей дороги в Эль-Хаму (теперь это дорога номер 7599, ведущая в парк Хамат Гадер), метрах в двухстах от перекрёстка Хамат Гадер, где данная дорога ответвляется от 98-го шоссе. Мемориал был выполнен в 2015-м году скульторами Ювалем Луфаном, Ахиамом Лифшицем и Эсти Сехайек Ар-Лев, по инициативе Луфана и местного гида Гиля Бренера.

Демилитаризованные зоны; нас интересует самый низ карты, где хорошо виден вышеописанный "хвост":


(wiki)

"Хвост" на карте 1942 года:


(wiki)

Мемориал состоит из трёх базальтовых глыб; на одной из них видны отмеченные красным следы пуль.











Совсем рядом с перекрёстком, но по 98-му в направлении Голан - бывший сирийский (а до того, вроде, французский) пограничный пост. Он же вторая остановка на "тропе Эли Коэна". Над украшающими некоторые остановки "тропы" базальтовыми скульптурами, кстати, работал тот же Юваль Луфан; но здесь ничего подобного не видно.





"Боец Мосада Эли Коэн проезжал этот КПП на дороге в эль-Хаму 7.10.1962 {немного не согласуется с датами в разрешении на фото ниже} и в другие даты во время службы в Сирии в 1962-1965 гг."



Разрешение на проезд:



На стенах одного из помещений - фотографии Эли Коэна и документов, связанных с его деятельностью:



В Египте:



В Израиле:



В Сирии:





Арест и суд:



Казнь:



Другие помещения выглядят так:









Внизу виднеется долина Ярмука и мост Джиср эль-Хауи на железнодорожной линии Хайфа - Дар'а, взорванный Хаганой в 1946-м:







Фотографии: в wikimedia commons 1,2.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Kineret.org.il
Nakba-online.tripod.com
Jewishvirtuallibrary.org
Yadlashiryon.com
Timesofisrael.com
Tags: мемориалы, фотоотчёты
Subscribe

  • Аргаман - Бидат аш-Шааб.

    Среди прочей добычи профессора Адама Зерталя в ходе археологической разведки гор Менаше оказалось несколько обнесённых каменными оградами…

  • Джифтлик - Форт.

    Некоторые форты Тегарта строилась не с нуля, а были получены путём доработки существовавших зданий. Самый наглядный пример - форт Джифтлик в…

  • Хамат Гадер - Железнодорожная станция.

    (По следам поездки с Кешет Йонатан) После Самаха османская железная дорога поворачивала на восток, возвращалась к реке Ярмук, долго и трудно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments