Top.Mail.Ru
? ?
Пещера злобного Буквоеда
Иерусалим - Вифезда. 
13th-Nov-2021 12:49 am
bukvoed


(По следам экскурсий Михаила Туваля и Дениса Златопольского)

Сначала, естественно, цитата из Ионна 5:

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Можно добавить, что
- Ворота с таким названием есть у Нехемии: "И поднялся Эльйашив, первосвященник, и братья его, священники, и отстроили Овечьи ворота; они освятили их и поставили в них двери; и освятили их до башни Мэйа, до башни Хананэйла"; "А между угловой надстройкой и Овечьими воротами строили ювелиры и лоточники" (3:32); "А вторая благодарственная жертва шла в противоположном направлении и за нею я; а половина народа – на стене вверху: от Печной башни и до широкой стены, И над воротами Эфрайима, и над Старыми воротами, и над Рыбными воротами, и над башней Хананэйла, и над башней Сотни – до Овечьих ворот; и остановились они у Тюремных ворот" (12:38). Предполагается, что эти ворота находились где-то с северной стороны Храмовой горы.
- В других вариантах рукописи вместо Вифезда ("дом милосердия") объект именуется Вифзафа или Вифсаида. Исследователи гипотетизируют, что некий переписчик, плохо знакомый с местной географией, но слышавший про Вифсаиду, по ошибке вписал в её текст. Ноги Вифзафы, мол, могли вырасти из Флавия, упоминающего "холм, называемый Бецетой, лежащий против Антонии", на котором был построен жилой квартал (Иудейская война 5 4:2). Также в наиболее ранних мансускриптах отсутствует фраза про ангела.
- Ориген (3 век) уточнил, что четыре "крытых хода" окружали пруд, а пятый разделял его на две части.
- Новые детали добавил Евсевий (начало 4 века): "Вифезда (Βηθεσδά), купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв."
- Ещё одно раннее свидетельство принадлежит анонимному паломнику из Бордо (333). В отличие от своего практически современника Евсевия он как будто пишет о портиках как о ещё существующих, хотя может это такая фигура речи: "There are in Jerusalem two large pools (piscinae) at the side of the temple, that is, one upon the right hand, and one upon the left, which were made by Solomon; and further in the city are twin pools (piscinae gemellares), with five porticoes, which are called Bethsaida. There persons who have been sick for many years are cured; the pools contain water which is red when it is disturbed. There is also here a crypt, in which Solomon used to torture devils."

При патриархе Ювенале (422-458) возле пруда находилась церковь; по Феодосию (518), она была посвящена св. Марии. Анонимный паломник из Пьяченцы (570) описывает церковь св. Марии как пристроенную к одному из окружавших пруды портиков. У Софрония (начало 7-го века) впервые находим свидетельство существования традиции, что здесь Мария родилась:

Let me enter the holy Probatica {от греческого πρόβατο = овца},
where the all renowned Anna bore Mary.

And enter the church,
church of the all-pure Mother of God,
there in veneration to embrace
those walls, so dear to me.

Far be it from me, passing through the forum,
to neglect the place
where the Virgin Queen was born
in noble palace!

May I behold that floor
where the paralytic went
at the behest of the Healing Word
to lift his bed from the ground.


Автор Commemoratorium de Casis Dei обнаружил в "св. Марии возле Овечьей купели" 5 священников и 25 монашек. К периоду крестовых походов церковь, повидимому, прекратила своё существование, и взамен крестоносцы возвели возле пруда другую, посвящённую матери Марии, св. Анне. В 1172-м паломник Теодерих вскользь отметил, что в одном из окружающих пруды портиков был установлен алтарь. А в 13-м веке Эрнул, описывая Иерусалим образца 1187-го, даже разместил где-то там часовню: "In front of that Abbey {St Anne's} there is a spring that is called the Pool {or the Spring below the Pool}. Above the spring there is a chapel {moustier}; and this spring does not flow, but is in a pit below the chapel."

К концу 12 века одни пилигримы (как Иоанн Вюрцбургский, Теодерих, Иоанн Фока) упоминают Овечий пруд рядом с церковью св. Анны, тогда как другие (которых Прингл, к сожалению, не называет) явно имеют в виду Биркет Израел, находившийся непосредственно к северу от Храмовой горы. По свидетельству одного безымянного паломника (примерно 1170), альтернативный пруд показывали народу тамплиеры. Разброд и неразбериха в рядах пилигримов касательно местонахождения Вифезды продолжались ещё долгое время. В конце 15-го века Феликс Фабер ещё размещал её около св. Анны, но последующие поколения уверенно проголосовали ногами за Биркет Израил; вероятно по той простой причине, что пруды возле св. Анны были постепенно засыпаны и застроены, а сама церковь служила медресе/мечетью. В частности, под старыми рисунками и фотографиями Биркет Израил сплошь и рядом видим подпись "Вифезда". Исследователи 19-го века чуяли в этой традиции неладное и выдвигали другие гипотезы: Робинсон предлагал Гихон (благо пульсирующий источник позволял до некоторой степени объяснить феномен "возмущения воды"), а Уоррен и вроде бы Клермон-Ганно Струтион у северо-западного угла Храмовой горы.

Тем временем временем колесо истории закрутилось в неблагоприятную для Османской империи сторону, и туркам понадобилась поддержка европейских держав. За помощь во время Крымской войны, в 1856-м султан Абдул-Меджид I передал церковь св. Анны французам; в 1871-м последние купили прилегающие участки; и в 1878-м вверили недвижимость попечению "Белых отцов". Ещё в 1860-е занимавшийся ремонтом церкви архитектор Кристоф-Эдуар Мосс начал параллельно исследовать местные древности. В 1876-м или 1878-м дожди обрушили что-то к север-западу от и обнажили остатки часовни, опять же обследованной Моссом. Раскопки продолжил в 1886-м священник Леон Кре и вёл до своей смерти в 1922-м; дополнительные проводились в 1956-м и в 1960-е. К 1888-му французы обнаружили к северо-западу от церкви св. Анны два резервуара, которые было предложено (Конрадом Шиком, судя по статье из Daily Alta California) отождествить с оригинальной Вифездой; а в самом конце 19-го века наткнулись на два значительно больших бассейна, размеры которых стали более-менее ясны уже в 20-м. В 1995-м вроде бы начались очередные раскопки под руководством Клодин Дофин, но к 1999-му прервались; Дофин жаловалась на трения с Управлением древностей. Начиная с того же 1999-го подведением итогов занимался Шимон Гибсон - археологическая разведка, составление плана, изучение ранее найденных артефактов итп. Нынешние исследователи уверенно "размещают" Вифезду возле св. Анны, хотя некоторых смущает тот факт, что следы пяти портиков до сих пор не найдены. Вслед за учёными мужами переориентировались паломники, тем более что в 1934-м Биркет Израил засыпали...


(Исцеление в Вифезде на иллюстрации из Кодекса Эгберта, 10 век, via wiki)


(И на картине Мурильо, прим. 1670, via wiki)

Как уже было сказано выше, нам даны в ощущениях два больших бассейна; они "встроены" в естественную долину (т.н. Бейт Зета, спускавшаяся на юг к Храмовой горе и дальше на восток к Кидрону) и частично высечены в её склонах. Северный до сих пор почти не раскопан, да и южный только частично, но археологи нащупали некоторые "недостающие" углы и оценили размеры. Северный бассейн был почти прямоугольным - по фон Вальде, его западная и восточная стороны длиной 40 м, северная 50 м, южная 53 м; примерно такие же данные размеры приводит Гибсон. Южная сторона представляет собой плотину, сложенную из отёсанных каменных блоков; её высота около 14 м, толщина в основании 7 м, наверху 6 - 6.5 м. Возле северной стороны плотины была устроена вертикальная шахта высотой 12 м, квадратная в сечении, со стороной примерно метр. Шахта была оборудована высеченными ступеньками; ряд отверстий соединял её с северным бассейном. Наконец, из нижней части шахты канал высотой 2 м и шириной 80 см вёл в южный бассейн. Данная система, очевидно, позволяла регулиросать сток воды из северного бассейна. Южный бассейн по Дюпре via фон Вальде имел более сложную форму: 45 м по северной стороне, 50 по восточной, 47 по западной и 65 по южной. Его западная сторона (или по крайней мере северная часть западной стороны) образовывала широкую лестницу, в которой группы из нескольких ступеней высотой по 30-45 см чередовались с плоскими участками длиной примерно 2.5 м.

Мнения о датировке бассейнов имеются самые разнообразные:
- Андре Дюпре предлагал приписать сооружение обоих бассейнов первосвященнику Шимону, занимавшему эту должность на рубеже 3-го и 2-го веков до н.э., и связывал с фразой из Бен Сира 50:3: "Simon the high priest, the son of Onias, who in his life repaired the house again, and in his days fortified the temple: And by him was built from the foundation the double height, the high fortress of the wall about the temple: In his days the cistern to receive water, being in compass as the sea, was covered with plates of brass..."
- М-Ж Пьер / Ж-М Русе полагали, что северный бассейн был построен ещё Хизкиягу в самом конце минус 8-го века и фигурирует в ТАНАХе как "верхний": "И послал из Лахиша царь Ашшурский Тартана, и Рав-Сариса, и Равшакэя с большим войском к царю Хизкийау в Йерушалаим. И пошли они, и пришли к Йерушалаиму; и поднялись, и пришли, и стали у водовода верхнего водохранилища, что на дороге в поле стирающих." (Мелахим 2 18:17; см также Исайя 7:3 и 36:1-2).
- Согласно Гибсону, оба бассейна были скорее всего сооружены в начале римского периода, вероятно при Ироде; мол, вполне возможно, что у них были предшественники, но это из области гипотез.
- Фон Вальде считает, что северный бассейн персидский или старше, а южный эллинистический или римский.

Дюпре и Пьер / Русе рассматривали оба бассейна как резервуары для накопления дождевой воды; целебную купальню евангелиста Иоанна они располагали по восточную сторону бассейнов, где наличествует серия небольших помещений и резервуаров, датированных периодом со 2-го века до н.э. по 1-й н.э. Над помещениями находились остатки стен конца римского периода; из-за найденных где-то там статуэток/изображений, интепретированных как подношения, возникло предположение - стены принадлежали храму, скорее всего посвящённому Асклепию. На плане ниже обе римские фазы раскрашены жёлтым.

По Гибсону и фон Вальде, ступенчатый южный бассейн служил гигантской миквой, обслуживавшей евреев, прибывающих в Иерусалим на праздники (аналогичную функцию Гибсон приписывает Силоамскому пруду); а северный вспомогательным резервуаром (т.н. оцар) для поддержания необходимого уровня воды в этой мегамикве. И в частности, мол, южный резервуар и был той купальней, которую имел в виду Иоанн. Больные могли ожидать "возмущающего воду" ангела на плоских участках спуска; а сама легенда об ангеле могла быть порождена бурлением воды, переливавшейся через вышеописанную шахту из северного бассйна в южный. Раннюю из "жёлтых" фаз Гибсон относит целиком к началу римского периода и интерпретирует как жилой квартал. Что в конце римского периода к востоку от прудов проводились какие-то языческие ритуалы он согласен, но главный местный храм ожидал бы найти по их западную сторону, ближе к спуску в южный бассейн.

Ещё слоем выше - обозначенные розовым остатки церкви 5 века. Северо-западный угол церкви стоял на крытом резервуаре, встроенном (вероятно, при римлянах) в угол северного бассейна; юго-западный угол нависал над южным бассейном, опираясь на семь арок. Прингл указывает для церкви размеры 45 м на 18 м, и предполагает, что она была разрушена в 11-м веке, возможно при халифе аль-Хакиме. Наконец, зелёным раскрашены руины франкской часовни (15.1 м на 6.5 м), построенной поверх византийской крипты; а серым - кусочек франкской же церкви св. Анны. Гибсон и тут вносит свои коррективы. Во-первых, он интерпретирует западную часть византийской церкви как примерно квадратный атрий, тогда как собственно церковь стояла на "твёрдой земле" непосредственно к востоку от бассейнов. Во-вторых, он считает, что церковь была разрушена в ходе бурных событий первой половины 7-го века; восстановлена к концу века уже в гораздо более скромном варианте, близком к "зелёному"; и ещё раз восстановлена или перестроена крестоносцами.


(wiki)

Южный пруд; в дальней его части видны ступени, а поближе - остатки арок, поддерживавших юго-западную часть византийской церкви:





Вид на церковь крестоносцев:





Восточная часть византийской церкви и предшествовавшие ей римские купальни:











Мартириум с засыпанной мозаикой:





Римская стена и резервуар:







Обходим с севера церковь крестоносцев:











Крипта:







Римский резервуар в углу северного пруда:





Ближайшая арка заострённая, возможно крестоносцы подремонтировали:







К юго-западу от церкви св. Анны можно увидеть табличку "юго-восточный угол южного басейна":







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem (Volume 3) Denys Pringle
The Excavations at the Bethesda Pool in Jerusalem: Preliminary Report on a Project of Stratigraphic and Structural Analysis By Shimon Gibson 1,2
The Pool of Bethesda in Jerusalem and Jewish Purification Practices of the Second Temple Period By Shimon Gibson
The Pool(s) of Bethesda and the Healing in John 5 By Urban C von Wahlde
The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Healing at the Pool of Bethesda: A Challenge to Asclepius ? By Robin Thompson
The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri
Leter Biblical Researches in Palestine, and in the adjacent regions: a journal of travels in the year 1852 By Edward Robinson, Eli Smith
The survey of Western Palestine - Jerusalem By Charles Warren, C.R. Conder
BibleWalks
Comments 
12th-Nov-2021 10:50 pm (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
13th-Nov-2021 02:06 am (UTC)
Спасибо большое. В Иерусалиме успели только к Стене.
13th-Nov-2021 07:28 am (UTC)
Я сам пока в Иерусалиме в кучу мест не успел. :)
This page was loaded Apr 20th 2024, 10:46 am GMT.