Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

  • Mood:

Иерусалим - Сгоревший дом.



В результате Шестидневной войны у профессора Иерусалимского университета Нахмана Авигада появилась возможность покопаться под еврейским кварталом старого города, чем он и занимался с 1969-го по 1982-й год. В 1970-м в список обнаруженных объектов попала часть нижнего этажа дома со следами пожара, по всей видимости произошедшего в ходе осады / штурма Иерусалима (и конкретно "верхнего города") римлянами в 70-м году н.э. (зона раскопок B). Впоследствии находка стала маленьким музеем, который так и назвали "сгоревший дом", или "дом {семьи} Катрос" (об этом чуть ниже). Вход в музей находится на улице Тиф'эрет Исраэль, почти угол Мисгав ла-Дах.

Верхний город иродианского Иерусалима был расположен к западу от Храмовой горы и города Давида, на более высоком холме. Северную часть этого холма в наши дни занимают еврейский и армянский кварталы старого города; южная часть, оставшаяся снаружи средневековых и османских городских стен, известна теперь как гора Сион. Флавий рассказывает, что после разрушения храма верхний город благодаря топографии продержался ещё месяц (Иудейская война 6 8):

Так как Верхний город, вследствие своего крутого положения, не мог быть взят без валов, Тит, в 20-й день Лооса, разделил войско по шанцевым работам. Тяжела была доставка леса, ибо для постройки прежних укреплений, как выше было сказано, вся окрестность города, на сто стадий кругом, была совершенно обнажена. Все четыре легиона воздвигали свои сооружения на западной стороне города, против царского дворца, между тем как вспомогательные отряды и остальная масса войска работала вблизи Ксиста, моста и той башни, которую Симон построил как опорный пункт в борьбе с Иоанном и назвал своим именем...

Наконец, после восемнадцатидневной работы, в седьмой день месяца Гарпея, валы были окончены и машины на них установлены. Многие из мятежников считали уже город потерянным и, оставив стены, отступили в Акру, другие побрели в подземные ходы, значительное же число, выстроившись в ряд, старалось воспрепятствовать установке машин. Но и над ними римляне вскоре восторжествовали, не только благодаря своей силе и большой численности, но главным образом потому, что они со свежими, бодрыми силами боролись с приунывшими и изнемогшими. Когда часть стены была разрушена и некоторые башни поддались ударам таранов, защитники сейчас же разбежались, да и самих тиранов охватил страх, далеко не соответствовавший опасности...

Между тем римляне заняли стены, водрузили свои знамена на башнях и при ликующих рукоплесканиях запели победную песню. Конец войны оказался для них гораздо легче, чем можно было ожидать по ее началу. Им самим казалось невероятным, что последней стеной овладели они без кровопролития, и они сами недоумевали, что не нашли здесь ожидаемого противника. Тогда они устремились с обнаженными мечами по улицам, убивая беспощадно все попадавшееся им на пути, и сжигая дома вместе с бежавшими туда людьми. Они грабили много; но часто, вторгаясь в дома за добычей, они находили там целые семейства мертвецов и крыши, полные умерших от голода, и так были устрашены этим видом, что выходили оттуда с пустыми руками. Однако, искреннее сожаление, которое они питали к погибшим, не простиралось на живых: всех, попадавшихся им в руки, они умерщвляли, запруживая трупами узкие улицы и так наводняя город кровью, что иные загоревшиеся дома были потушены этою кровью. С наступлением вечера резня прекратилась, огонь же продолжал свирепствовать и ночью. В восьмой день месяца Гарпея солнце взошло над дымившимися развалинами Иерусалима. За время осады город перенес столько тяжких бед, что если бы он от начала своего основания вкушал столько же счастья, то был бы поистине достоин зависти. Но ничем он не заслужил столько несчастья, как тем лишь, что воспитал такое поколение, которое его ниспровергло.


Авигаду удалось раскопать только часть здания, видимо представлявшую собой его хозяйственное крыло. Судя по керамике под полом, здание было построено в первом веке. На полу нашли монеты, последние из которых датируются четвёртым годом восстания. Таким образом, дом почти наверняка был разрушен в ходе осады Иерусалима. Это могло произойти в ходе вышеописанного штурма верхнего города, как и предположил Авигад. Позже Гилель Гева (см. статью в конце поста) счёл более вероятным, что дом был разграблен и сожжён ещё до штурма - не то внесла свой вклад римская осадная артиллерия, после чего подключились мародёры; не то "справились" свои.

В помещениях собрали много разной посуды, в том числе каменной (это подсказывает, что владельцы дома уделяли большое внимание ритуальной чистоте); и каменные гирьки, на дной из которых была вырезана надпись "{д} бар Катрос", т.е. "{принадлежит} сыну Катроса". Отсюда гипотеза, что дом принадлежал одной из семей священников, на которые в довольно резких выражениях "наехал" Талмуд:

Горе мне от семьи Бейтос - горе мне от их палок,
Горе мне от семьи Ханин - горе мне от их слов,
Горе мне от семьи Катрос - горе мне от их пера,
Горе мне от семьи Исмаила, сына Фиахи - горе мне от их кулаков,
Все они первосвященники, а их сыновья казначеи,
а их зятья - начальники, а их рабы палками бьют народ.

(ВТ Песахим 57А, почти идентичный фрагмент есть в Тосефта Мегилот 13)





Камни на переднем плане - сточный канал:





Раскопанный фрагмент дома - маленький дворик (1), несколько небольших помещений (2-5), кухня (6) и миква (7).



На фотографиях - профессор Авигад и две здешние находки - наконечник копья (комната 2) и рука, принадлежавшая молодой женщине (кухня 6):



В реале представлены помещения 1-4. На первом плане первой фотографии - номер 2:





Номер 4:





Номер 3:



Кухонная утварь, найденная в помещении 6 и переставленная в номер 1:



Витрина с посудой и другими мелкими находками:



Справа налево; посуда для готовки:



Столовая посуда, в том числе каменная:



Монеты, форма для изготовления оных, ювелирные изделия и светильники:



Неудавшийся снимок наконечника копья, чернильницы и гирек:



Каменная гиря с надписью "бар Катрос":



Ещё гири и столовая посуда:





Флаконы для духов:



Каменная посуда для перетирания:



Большие кувшины для хранения припасов:





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The "Burnt House" in Light of the Publication of the Final Report By Hillel Geva
Jerusalem - The Upper City during the Second Temple Period
Tags: музеи, фотоотчёты
Subscribe

  • Артаба.

    (По следам похода с археологом Аароном Тавгером) К юго-востоку от арабской деревни Дир Абу Машаль находится покрытый маслинонасаждениями холм…

  • Хирбет Тибна.

    (По следам похода с археологом Аароном Тавгером) Поход по юго-западу Самарии начинался западнее поселения Неве Цуф / Халамиш и заканчивался в…

  • Махане Исраэль.

    К северо-востоку от Афулы, между посёлком Ахузат Барак и кибуцем Доврат, в чистом поле стоит двухэтажный остаток религиозного сельхозпоселения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments