Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:
  • Music:

Шаар а-Гай.



Во второй половине 19 века турки построили 17 фортов для охраны дороги Яффа-Иерусалим от всяческих "романтиков". До наших дней дотянуло по меньшей мере два. Один - в Холоне (см. предыдущий постинг). На фотографии сверху - второй уцелевший форт, он же Хурват Харсис, соседствующий с бензоколонкой "Паз" в месте, известном как Шаар а-Гай, "а по прежнему" - Баб эль-Вад. Форты очень похожи, но присмотревшись, можно найти отличия. Кроме того, как установили люди с линейками, этот второй форт немного квадратнее - 9.75 на 8.72 м.

В 1868 Виктор Герен оставил нам следующее описание дороги в районе Шаар а-Гай: Мы продолжили движение на восток по сужавшейся долине Вади Али. Дорога, или скорее тропа, петляла между двух каменных стен, вдоль русла ручья или даже по самому руслу. В этом узком проходе кучка людей могла бы легко остановить армию. По этому ущелью поднимаются с трудом, более часа. Если караван из Иерусалима встречается с другим, поднимающимся из Яффо, это может привести к заметной потере времени, даже если караваны невелики..

Год спустя Иерусалим удостоился визита двуединого монарха Франца-Иосифа. Высокий гость отправлялся в Египет, на церемонию открытия Суэцкого канала, а по пути домой вознамерился заглянуть и в наши края. Дорога Яффа-Иерусалим была непригодна для колёсного транспорта, но по такому случаю турки срочно привели её в порядок. На почётное звание бета-тестеров дороги претендуют представители американской колонии в Яффе: Floyd's horse-drawn carriage wheels were the first to travel from Jaffa to Jerusalem when the road was built in 1869. Правда, один автор - Исауи - пишет, что эта дорога была проложена в 1865, и даже приводит данные, по которым право собирать пошлины было в 1867 продано втрое дороже, чем в 1865, что свидетельствует о более интенсивном использовании дороги. То ли где-то что-то перепутано, то ли обустройство дороги проводилось в несколько этапов...

Ломанувшемуся в Иерусалим народу требовалось где-нибудь на полпути отдохнуть и подкрепиться. Поначалу, (по словам петахтиквинца Зераха Бернта, 1871) путешественникам приходилось довольствоваться пещерой. Но в 1873 первая ивритская газета радостно отрапортовала о появлении постоялого двора: The place called Bab-el-Wad at the heart of the road between Jerusalem and Jaffa, for many years has been known for its dangers to passers-by, being desolated and ideal for robbers’ hideouts. Even after the road from Jaffa to Jerusalem was paved and a wooden hut was erected to serve as a coffeehouse – there was no place for the weary traveler to rest and refresh himself. Now it has occurred to the Central Government to build a large, spacious court. Under the court stables are planned for horses, and above the court – pleasant houses, furnished with beds, tables, lanterns, couches, dining tables with a well for freshwater. Wooden huts were erected opposite for the Arabs and Peasants so that they would not mix with the Europeans. В 1875 в гостинице останавливался Монтефиорe, и посему та же газета снова уделяет объекту несколько строк: Здание построено в европейском стиле. Там нет недостатка во всём, что есть в европейских гостиницах. Есть и кошерная пища для гостей. Здесь же, видимо, собиралась вышеупомянутая пошлина.

Заведение поочерёдно арендовалось у османских властей несколькими семьями, большей частью еврейскими, в том числе в течение 15 лет - Шломо Розенталем. С появлением железной дороги постояльцев стало меньше, ну а первая мировая добила гостиницу почти окончательно. С 1918 по 1921 гостиницу арендовал Тодрос Варшавски, а после она вроде пустовала. Хотя этот господин утверждает что объект много лет принадлежал его семье и ещё функционировал в 1930-е.

В ноябре 1917 британцы, похоже, достаточно быстро и легко заняли этот участок дороги: After capturing Latron and Amnas on the morning of the 19th, the remainder of the day was spent in clearing the defile up to Saris, which was defended by hostile rearguards.

С началом боевых действий в 1947 проходившая через Баб эль-Вад дорога стала для евреев единственной, позволявшей добраться в Иерусалим. Арабские формирования, естественно, стремились не допустить, чему способствовал рельеф местности и наличие по сторонам дороги арабских деревень, в частности деревни Бейт-Махсир к югу от Баб эль-Вад. 10-11 мая 1948, в ходе Операции Маккаби, Бейт-Махсир был захвачен бригадой Арэль. С этого момента участок дороги отсюда и до Иерусалима был безопасен. К несчастью, дорога осталась перекрытой несколько западнее, в Латруне.

Ещё форт:















Внутри не очень интересно:



Компанию османскому форту составляет, как утверждает википедия, британский полицейский участок:



По которому, похоже, порой постреливали:



К югу от шоссе, там где должен находиться постоялый двор, можно обнаружить два здания. Петерсен записывает в постоялые дворы оба объекта.

Одно из зданий (назовём его, например, "восточным") стоит прямо на обочине шоссе. Вот оно на фотографии столетней давности:


(автор G.E.Franklin, стащено отсюда)

Ещё одна старая картинка:


(C)

Здание и сейчас выглядит почти как сто лет назад:











"Западное" чуть в глубине. Родственник бывшего владельца постоялого двора (см. выше) упомянул мельком о (жилом ?) доме, построенном в 1874 позади хана. Возможно, это он и есть.









Вокруг - всяческие пещеры:





Некоторые смахивают на подсобные помещения:









Колодец ?



Чуть дальше в сторону Иерусалима - ещё всякая всячина.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Shimur.org
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Where heaven touches earth: Jewish life in Jerusalem By Dovid Rossoff
The Fertile Crescent, 1800-1914: a documentary economic history By Charles Philip Issawi
War in Palestine, 1948: strategy and diplomacy By David Tal

Crossposted to tourism_israel.
Tags: каравансараи, крепости, фотоотчёты
Subscribe

  • Бронеавтомобильная гармония.

    Согласно интернету, на 10 мая 1940-го во французском Ливане среди прочей бронетехники имелось 12 бронеавтомобилей White-Laffly AMD 50; они были…

  • Налетай, подешевело 2.

    1967-й год; в кузове - французская Canon de 155C M1917; на прицепе - советская 122-мм гаубица М-30; везёт их главный герой поста -…

  • БМП в пустынном исполнении 2.

    Давным-давно в данном ЖЖ промелькнула ливийская поделка в виде 73-мм орудия 2А28 Гром, снятого с БМП-1 и установленного на самодельный лафет.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Бронеавтомобильная гармония.

    Согласно интернету, на 10 мая 1940-го во французском Ливане среди прочей бронетехники имелось 12 бронеавтомобилей White-Laffly AMD 50; они были…

  • Налетай, подешевело 2.

    1967-й год; в кузове - французская Canon de 155C M1917; на прицепе - советская 122-мм гаубица М-30; везёт их главный герой поста -…

  • БМП в пустынном исполнении 2.

    Давным-давно в данном ЖЖ промелькнула ливийская поделка в виде 73-мм орудия 2А28 Гром, снятого с БМП-1 и установленного на самодельный лафет.…