Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:
  • Music:

Эйн Афек.



Много в наших краях Афеков хороших и разных. Один, как повествует Иегошуа 19:29, принадлежал в стародавние времена колену Ашера. Некоторые исследователи размещают этот город на Тель Кабри. Большинство, однако, предпочитает Тель Курдана, у истоков реки Нааман, по соседству с Крайот; посему холм также известен как Тель Афек, а небольшой заповедник, на территории которого он расположен, именуется Эйн Афек.

Во времена чуть менее давние землями в этих местах владели тамплиеры и госпитальеры. В 1154 король Балдуин утвердил передачу последним имения, именуемого Рекордана (Recordane / Recordana / Ricordana). Центр имения располагался, очевидно, на Тель Курдана. Боас мельком упоминает обнаруженные на склоне холма остатки здания размером 90 на 53 м.; раскопки, по его словам, там пока не проводились. Недвижимость включала также мельницы на реке Нааман. Тамплиерское имение Док (Doc) впервые упоминается в соглашении с госпитальерами об использовании реки для орошения и приведения в действие мельниц (1201). Тамплиерская усадьба располагалась ниже по течению, на Тель Даук.

Как и следовало ожидать, столь близкое соседство храмовников и иоаннитов имело своим результатом разногласия по земельному водному вопросу. Тамплиеры пристроили к своей мельнице плотину. Госпитальеры тут же принялись жаловаться во всевозможные инстанции - мол во-первых их мельницу заливает, а во-вторых плотина препятствует перевозкам по реке. В 1235 стороны заключили новое соглашение, выжимку из которого любезно предоставляет Кардиффский Университет:

Arnold (очепятка ?) de Périgord, master of the Temple, and Guérin, master of the Hospital, conclude an accord on the waters and mills of the Nahr Kurdaneh (River Belus) at Acre. 25 May 1235, at Acre.

This dispute was over the river water and the mills on the river which flows down from Recordane through Acre [the Belus or Nahr Kurdaneh]. It had been a long quarrel, finally settled by the mediation of good men.
a) The Templars can hold back the water [with sluices] above their mills until it rises to the mark on the Hospital’s mill. It can only run higher than this with the Hospitallers’ permission. If the water rises above the mark, it must be corrected at once on the Hospital’s request; unless it rises because of the weather.
b) The master of the Hospital and the brothers promise not to hold back the river water to the damage of the Templars nor let it go in a single rush to damage the house of the Temple.
c) Both houses may bring their boats up from Acre to the sluice of the Templars’ mill. Here the Hospital may unload what they have brought here and load their boats again above the sluice and come and go freely to their own mill. They may have 1 boat above and 1 boat below the sluice and can have more, but if they damage the sluice they must repair the damage.
d) Neither house should do anything to impede the boats on the river.
e) The Temple may raise the banks on the Hospital’s land if they are not high enough, but only to the said mark.
Witnesses: Hugh, archbishop of Nazareth, Ralph, bishop of Acre, and the nobleman Odo, constable of the kingdom of Jerusalem.


Впоследствии возникли ещё какие-то неувязки, урегулированные в очередном соглашении, от 1262. К тому времени у франкских мельников была уже более серьёзная проблема - в гости зачастили мамлюки. Молин пишет, что обa объекта были повреждены в 1253; затем мамлюки снова посетили Док (1263) и Рекордану (1267). У Элленблюма список покороче - Док в 1253 и Рекордана в 1270. Владельцы, однако, не отчаялись - мельницы видимо были отремонтрованы и снова фигурируют в договоре с мамлюками от 1283 как франкские; мельница в Рекордане предположительно продолжала обслуживать новых владельцев некоторое время после 1291.

Рекордана служила также "сборным пунктом" армий крестоносцев; так, в ноябре 1217 участники пятого крестового похода отправились оттуда в поход на Бейт-Шеан. У Кингтона-Олифанта написано, что в 1228 в Рекордане гостил отправившийся в шестой крестовый поход император Фридрих II. Что странно, учитывая прохладные отношения Фридриха с Римом и госпитальерами. Источник информации, похоже - продолжатели Вильгельма Тирского... разобрать, что там в точности сказано, мне увы не по силам.

Итак, в верхнем течении реки Нааман должны быть две мельницы. Даже самый беглый осмотр местности позволяет обнаружить одну из них, "мельницу Курдана", в нескольких сотнях метров от одноимённого холма. Другая много лет скрывалась от науки. Резонно было предположить, что сохранившаяся мельница - госпитальерская мельница в Рекордане, тогда как конкурентов следует искать ниже по течению, ближе к Тель Даук. Но к счастью для археологов, в 1999 выдался особенно засушливый год, и в 370 м выше по течению обнажились остатки ещё одной мельницы. Посему учёные мужи сделали поворот на 180 градусов и провозгласили сохранившуюся мельницу тамплиерской. Интернет сообщает, что мельница была восстановлена в 18 веке при Захире аль-Омаре и что ей успел немного попользоваться Наполеон. Функционировало предприятие до 1925 года.

Ein-Afek-mill-plan-ps-1
(Прингл)

Крестоносцы снабдили мельницу двухэтажной башней (11 запад-восток на 9.9 м север-юг). В первоначальном варианте перекрытие между первым и вторым этажом было деревянным. Более поздние строители (1260-е ?) заменили его на каменный крестовый свод. При всех преимуществах подобного решения, оно имело и свои недостатки - две из трёх амбразур в северной стене и единственную в южной пришлось замуровать.



Вход, с западной стороны:





Избушка на крыше - британский пост:



Замурованная амбразура в южной стене. Нижняя часть амбразуры расширялась в виде стремени, что видимо должно было уменьшить "мёртвую зону" под амбрразурой.



Пара интересных каменных блоков у входа. На одном, как будто, метка каменотёса ?





Внутри. Единственная сохранившаяся амбразура в северной стене:



Собственно мельница. Башня скромно спряталась за деревом. Франкская мельница состояла из трёх секций, одна к северу (слева) от башни и две к югу. В османский период к южной части добавили ещё две секции.



Северная часть мельницы:



И южная:



Справа - османская присторойка:





Франкские секции:



Поток воды, бивший из небольшого проёма в дальней стене камеры, приводил в движение горизонтально расположенное колесо. Последнее посредством оси, проходившей через отверстие в своде, вращало жернова.



Плотина раздора:





Насосная станция 30-х годов:



И Тель Курдана / Тель Афек. На вершине - обзорная площадка. Вокруг, на первый взгляд ,ничего интересного не видно. Надо будет как-нибудь присмотреться повнимательнее.



И старая открытка:


(via)

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas
Frankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem By Ronnie Ellenblum
Secular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The Holy Land: an Oxford Archaeological Guide By Jerome Murphy-O'Connor
Unknown crusader castles By Kristian Molin
A History of the Crusades, Volume II By Kenneth M. Setton
History of Frederick the Second, Emperor of the Romans By Thomas Laurence Kington-Oliphant
The land of the Bible: a historical geography By Yohanan Aharoni
Eerdmans dictionary of the Bible By David Noel Freedman, Allen C. Myers, Astrid B. Beck
Early Mamluk diplomacy, 1260-1290 By Peter Malcolm Holt
The claim of dispossession: Jewish land-settlement and the Arabs, 1878-1948 By Aryeh L. Avneri
הנימפיאה התכולה: הנרקיס של עין אפק - שרה גולד
הנחל שהניע טחנות קמח, היום בקושי זורם - פאדי עיאדאת

Crossposted to tourism_israel.
Tags: крепости, мельницы, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…