"Проезжая мимо Тель Каймона в 1844," - пишет "отец библейской географии" Робинсон, "мой компаньон {очевидно, Эли Смит} задался вопросом, не соответствует ли этот тель древнему Йокнеаму". И присовокупляет своё весомое мнение, что топоним Йокнеам таки мог превратиться в Каймон. Потомки, видимо, прислушались к Робинсону; они переименовали Тель Каймон в Тель Йокнеам, основали поблизости мошаву (1935) и город (1950) с соответствующим названием. В 1977-88 археологи из Еврейского Университета под руководством Амнона Бен-Тора перекопали холм в поисках древностей; ещё раз копнули силами Управления Древностей в 1993; и наконец в последние годы приступили к обустройству археологического парка.
Нашли, согласно Бен-Тору, следующее:
- Среднебронзовые погребальные пещеры колоколообразной формы, а также укрепления;
- Позднебронзовые следы неукреплённого поселения, сожжённого каким-то супостатом на рубеже 13-12 веков до нашей эры;
- Два поселения железного века, одно 12-11 веков до н.э., другое укреплённое 10-8 веков до н.э.;
- Неукреплённое поселение персидского периода;
- Греческую сторожевую башню (минус 2-1 века);
- Небольшое количество римской и византийской керамики (римское поселение было обнаружено на другом холме, чуть южнее);
- Большое неукреплённое арабское поселение (с 8 по середину 10 века);
- Франкский жилой квартал, церковь и укрепления по периметру холма;
- Следы небольшого мамлюкского поселения (14 век);
- И от османских турок несколько черепков. Было/есть мнение, что часть руин на холме следует считать постоялым двором, построенным в 18-м веке Захиром аль-Омаром, но Бен-Тор не согласен.
Что до письменных источников, в описании камапнии Тутмоса III встречается некий ῾nqn῾am. Книга Иегошуа упоминает Йокнеам целых три раза: сперва Иегошуа побеждает местного царя (12:22), потом по реке неподалёку проводят границу владений колена Звулуна (19:11), и наконец город отдают левитам (21:34). В Ономастикона Евсевия фигурирует подходящее место, названное Каммона; автор идентифицирует его с местом погребения библейского судьи Яира: "Камон (Καμών), город Иаира, где был погребен судивший Израиля; и ныне есть Каммона (Καμμωνά), селение на большой равнине, отстоящее от Легиона на 6 милиариев к С. по дороге в Птолемаиду."
В июле 1103 папа Пасхалий II подтверждает права таворского аббатства на "Caimun in terra Acon". Первому из Балдуинов приписывается возведение замка. В дальнейшем объект был центром небольшого феодального владения; ненадолго (1187-1192) достался Саладину; потом перешёл вездесущим Ибелинам. Как подсказывают знающие люди, по какой-то хронике выходит, что султан сжалился над лишившимся владений Балианом и подарил ему Каймон; повезло и нескольким другим сеньорам. Среди прочих франкских вариантов топонима Йокнеам-Каймун есть "Mons Cain"; если внимательный читатель углядел здесь библейского Каина - он не одинок; существовала традиция, что тут-то и умер Каин, после того как был по ошибке подстрелен своим прапра...внуком Лемехом. Впервые эту традицию излагает Рорго Фретеллус (1137).
29 августа 1218 где-то неподалёку аль-Муаззам одержал победу над отрядом крестоносцев, направлявшимся из Акры к Дамиетте; в 1253 владение принадлежало лорду по имени Аймар; в 1262 недвижимость оспаривали друг у друга тампиеры и госпитальеры (храмовники перетянули); возможно объект подвергся нападению мамлюков между 1263 и 1266; наконец, по договору от 1283 отошёл к Калауну. Каймун удостоили свом вниманием мусульманские историки Якут и Ибн аль-Асир; но к сожалению я не нашёл, что именно написали означенные господа.
Франкскую церковь уже благоустроили:
А вот участок к западу от церкви ещё расчищать и расчищать. В числе прочего, там естьь такая интересная дыра в земле. Лезть не стал - не был уверен, что смогу выбраться обратно.
Полуразрушенная постройка (должно быть остаток франкских укреплений, возможно подлатанный аль-Омаром):
И прочие разности:
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 3)
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle
From Saladin to the Mongols: the Ayyubids of Damascus, 1193-1260 By R. Stephen Humphreys
Later Biblical Researches in Palestine, and in the Adjacent Regions By Edward Robinson, Eli Smith
Отчёт ЖЖ юзера
Crossposted to tourism_israel.