Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:
  • Music:

Харам Сидна Али.



Комплекс Харам Сидна (т.е. господина нашего) Али расположен на берегу моря к югу от Арсуфа. Дальше будут две длинные цитаты, посвящённые Али и его могиле - одна из "Цветущих садов жизнеописания аль-Малика аз-Захира", биографии Бейбарса пера Мухи ад-Дина ибн Абд аз-Захира, конец 13 века; другая из "Славной истории Иерусалима и Хеврона" Муджир ад-Дина аль-Улайми, писавшего на двести лет позже.

Султан посетил гробницу праведного шейха Али бин Алима, похороненного рядом с Арсуфом. Этот же шейх Али бин Алим был одним из праведников, знаменитых своими чудесами и знамениями. Одним из его чудес было то, что хотя он и был похоронен у ворот Арсуфа, ни одна свинья не могла войти в его гробницу. Когда же (свинья) приближалась к гробнице, она разворачивалась и отходила от входа в нее. Однажды, Ибн Балиян (вероятно, Жан д'Ибелин – синьор Арсуфа в 1236-1258 гг. – М.Ч.) – правитель Арсуфа – преисполненный пренебрежения к шейху выпил вина у его гробницы и (в тот же миг) его рука отсохла. Он прожил (после этого) три дня и умер. С того дня франки начали почитать (гробницу шейха).
Рассказывают об этом (шейхе) – да помилует его Аллах – что однажды его слуга вошел к нему в его келью (хильва) и услышал его произносящего: "О Аллах! Я не согласен!" (Слуга) вышел, и войдя снова опять услышал (шейха) говорящего: "О Аллах! Я не согласен!" После этого (снова войдя к нему) он услышал его говорящего: "Я согласен". Слуга же остался в недоумении от этих слов. Когда же пришел смертный час шейха, слуга обратился к нему: "Будь милостив и (объясни) мне нечто услышанное от тебя ранее и не дающее мне покоя". Сказал (ему шейх): "Хорошо. Всевышний – да будет он восхваляем и возвеличен – пообещал мне помиловать тысячу людей из тех, которые посетили меня. Но я не согласился на это. Тогда он пообещал мне помиловать две тысячи из них, но я (снова) не согласился и потребовал, чтобы все посетившие меня люди были избавлены Аллахом от мук адского пламени. И только (когда Он принял это) - я согласился".
(Еще рассказывают), что однажды (мимо гробницы шейха) проплывал корабль на котором находился (пленник)-мусульманин. И спросил он (корабельщиков) о шейхе, и те сказали ему: "Это гробница праведного человека". И воззвал (пленник): "О Аллах! Если этот твой раб действительно обладает святостью и является праведником, то освободи меня!" И начал он кричать громким голосом а франки-(корабельщики) начали его бить. Корабль же встал на месте и простоял три дня пока они не отпустили его. Он же сошел на берег у гробницы (этого шейха). Этот же шейх – да помилует его Аллах – весьма знаменит и о нем написано в книгах.

(Ибн Абд аз-Захир в переводе Михаила Чернина)

Среди знаменитых святых Палестины есть великий и почитаемый саид, лидер лидеров и первый среди учёных, саид людей ордена (тарика), благословенный, человек множества достоинств и чудес, лидер священной войны за Аллаха, преданный Аллаху, Абу'л Хасан Али ибн Алил, известный всем как Ибн Алим... Славу его имени невозможно переоценить. Его репутация блестяща, как дневной свет. Его род восходит к командиру правоверных Умару ибн Хаттабу, да пребудет с ним Аллах; он Али сын Алила сына Мухаммеда сына Юсуфа сына Якуба сына Абд аль-Рахмана сына почитаемого саида, аскета, постоянно постившегося и молившегося, одного из друзей Пророка (сахаба), Абдаллы, сына нашего господина, командира правоверных, Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба аль-Кураши, да пребудут молитвы Аллаха сним и со всеми друзьями Пророка... Могила нашего господина Али ибн Алила находится на берегу солёного моря около Арсуфа. Над ней большое и почитаемое святилище (машхад) с высоким минаретом. Все жители окрестностей находятся под его защитой. Одна из особенностей этого саида в том, что франки верят в него и признают его святым. Я слышал, что когда франки проплывают мимо его могилы, они обнажают головы и кланяются. Он умер в субботу, 12 Раби 1 474 (20 августа 1081).
Когда аль-Малик аз-Захир Бейбарс разбил там лагерь в день завоевания Яффы и Арсуфа, он посетил могилу, принёс обеты, совершил подношения, молился, и Аллах помог ему завоевать страну.
Каждый год летом паломники направляются к могиле из мест близких и далёких. Собирается так много людей, что только Аллах может их сосчитать. Они тратят много денег и собираются около могилы, чтобы прочитать о рождении пророка Мухаммеда... В наши дни [святилище] было под опекой нашего господина, нашего шейха, примера для слуг Аллаха, имама аскетов и благословения слуг Аллаха, последователя Шафии Шамс ад-Дина Абу'л Ауна Мухаммеда аль-Гази, жителя Джальджулии, главы ордена Кадирии в землях ислама, подарка Аллаха человечеству. Он отремонтировал мавзолей, организовал паломничества и сделал это место прекрасным. Он покрыл могилу мрамором в 886-м году (1481-2). До того могила была деревянной. Он вырыл колодец во дворе мечети, пока не достиг вод источника. Тогда он построил над западным холлом (иван) башню для священной войны, ради Аллаха, да славится он, и поместил в неё оружие для боя с крестоносцами, да поразит их Аллах. [Башня] была завершена после 890 года. [Он также совершил] другие праведные дела, [за которые] Аллах наградил его драгоценными одеждами и продлил его жизнь. Наш господин Абу'л Аун аль-Гази умер в месяц Раби 2 в 910-м году (1504) в городе Рамла.

(Муджир ад-Дин аль-Улайми в моём корявом переводе английского перевода из статьи Тараган)

Согласно легенде, "Шамс ад-Дин... замуровал в стену черный камень правосудия... тот, кто не мог в темноте коснуться этого камня, считался виновным." (С) torick.com. А ещё как будто по мнению самаритян здесь место захоронения первосвященника Эли (см там же и у Тараган).

С какого-то момента народ присвоил могиле и построенному вокруг неё комплексу почётное звание "Харам". Заодно народ, видимо, решил - такой важный человек просто обязан сражаться с крестоносцами. Хотя по Муджир ад-Дину (см выше) Али умер за 20 лет до первого крестового похода, разные печатные и сетевые тексты - следуя, вероятно, каким-то традициям - объявляют его то помощником Саладина, то мамлюком. Совсем загадочный вариант записал в позапрошлом веке Кондер: "This building was erected, it is said, by Melek ed-Dhahr Bibars in honour of Aly ibn Aleim, who is said to have defended the town when attacked by that Sultan". Петерсен называет Харам Сидна Али одним из важнейших мусульманских святых мест в наших палестинах (если, конечно, исключить из рассмотрения Иерусалим и Хеврон). До сороковых годов здесь каждое лето проводился фестиваль (мавсим аль-харам) с участием жителей Яффы и прибрежной равнины. По соседству с мечетью Кондер отметил "земляную (mud) деревню среднего размера с источниками на севере", именуемую, как и мечеть, Аль-Харам Али ибн Алим (но чаще просто Аль-Харам). В 1948-м деревня и комплекс был заброшены. Ходят слухи, что на рубеже 1980-х / 1990-х последний служил прибежищем некой "женщине в чёрном" и её дочери; однажды в бурю минарет частично обвалился и женщина погибла. Так или иначе, в начале 90-х объект был возвращён мусульманам, отремонтирован и с тех пор снова в строю.

Комплекс в плане прямоугольный, размером 56 на 44 м, со входом с севера. На одной линии с входом - проход в большой внутренний двор, 40 на 15 м. Справа (к западу) от прохода находится минарет высотой примерно 25 метров. Минарет восьмиугольный, на квадратном основании, сродни мамлюкскому в Явне, однако куда более новый, поскольку пал жертвой ПМВ в ноябре 1917-го, был восстановлен, по вышеупомянутым слухам был снова повреждён бурей и снова отремонтирован.



Объект в 1920-3; минарет отсутствует:

Sidna-Ali-1920-23-ybz-1
(Архив Яд Бен Цви)

Тогда же, собственно могила:

Sidna-Ali-1920-23-ybz-2
(Архив Яд Бен Цви)

Аэрофотоснимок, 1938-40:

Sidna-Ali-1938-40-ybz-1
(Архив Яд Бен Цви)

Аэрофотоснимок комплекса и деревни, 1947:


(wiki)

1949:


(wiki)

1960-70:

Sidna-Ali-1960-70-ybz-1
(Архив Яд Бен Цви)

На заглавной фотографии - объект с северо-запада; ниже вид с запада, юга и юго-востока:







Вход:



Надпись над входом, по Петерсену, повествует о ремонте, выполненном в 1926 году. Ремонтировали также в 1950 и 1991-2.



Слева от входа:



Прямо - минарет и проход во внутренний двор:







Галерея с крестовыми сводами, окружающая внутренний двор, возможно часть оригинальной мамлюкской постройки. Остальные здания были пристроены позже. Второй этаж османский. Деревянные пристройки, надо полагать, совсем недавние.







У южной стены (справа на снимке) - помещение, в котором находится могила Али:





Где-то в недрах галереи, позади могилы, должна быть надпись, по всей вероятности османская:

"Это могила султана всех наделённых знанием и главы святых, достигшего совершенства, солнца мира и моря великолепия и щедрости, того, чьи чудеса знамениты и чьим благословением наслаждается всё человечество, шейха Али сына Алима сына Мухаммеда сына Юсуфа сына Якуба сына Абд ар-Рахмана, сына великолепного спутника (Мухаммеда) Абд Аллы, сына принца правоверных, нашего господина Умара аль-Хаттаба аль-Фарука, из клана Курейш, да будет Аллах доволен им. Он умер в субботу, 12 Раби 1, года 474."

Кладбище на берегу моря, к северо-западу от мечети:





Теперь пройдём немного на север, где вплотную к нынешнему национальному парку Аполлония находится бывший мандатный пост береговой охраны. Заметим, что в списке "фортов Тегарта" значится 2nd Class Police Station в Герцлии, построенный компанией "Строительный синдикат Пласт(ина)" на втором этапе программы PBP; идёт ли речь об этом здании или о другом, не дожившем до наших времён - я пока не уверен. Так или иначе, 25 ноября 1945 горячие еврейские парни из Пальмаха устроили на пост налёт; продолжение истории включало беспорядки, обыски, аресты и обсуждение в парламенте. Сейчас в здании располагается интернат для горячих еврейских парней трудных подростков "Мицпе ям".





Январь 1946:


(BBC)

Крупный план со следами налёта:



К югу от мечети можно обнаружить несколько заброшенных строений, вроде остатков молодёжного лагеря:















Дальше на юге виднеется что-то похожее на водонапорную башню:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Some Principal Muslim Religious Buildings in Israel By L.A. Mayer et al.
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
The Tomb of Sayyidna ‘Ali in Arsuf: the Story of a Holy Place By Hana Taragan
Hadashot-esi.org.il
The survey of western Palestine
Histoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J.-C.: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn
גד קרויזר - הטיגארטים - הקמת מצודות המשטרה הבריטית בארץ ישראל 1938-1943


Crossposted to stalker_il.
Tags: мавзолеи, мечети, некрополи и кладбища, фотоотчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments