Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Наби Муса.



(Покатался несколько дней назад по иудейской пустыне с nehag_sus. И вот результат...)

Если верить местной легенде, произошла эта история после того, как славный воин ислама Салах ад-Дин освободил от франков священный город Аль-Кудс (который неверные именуют Иерусалим). В одну прекрасную ночь привиделся Салах ад-Дину пророк Муса (которого неверные именуют Моисей). И был Муса опечален тем, что никто не приходит к его могиле. "Так ведь", - ответил Салах ад-Дин, - "никто толком не знает, где твоя могила. Хадис гласит - около красной горы, но где та гора ? Даже и евреев спрашивали; говорят, могила на другом берегу реки Урдун, а точные координаты неведомы". "Никаких проблем", - ответил Муса, - "вот тебе широта и долгота, совсем недалеко отсюда... и красная гора там действительно есть, Маале Адумим называется". И проснулся Салах ад-Дин, и записал координаты, и приступил к организации всенародного шествия...

Насколько я понимаю, современные исследователи не находят подтверждения легенде, что Саладин начало ежегодному паломничеству на предполагаемую могилу Моисея в иудейской пустыне; вполне возможно, что это было мамлюкское нововведение. Но у "автора", кем бы он ни был, могла быть вполне практическая причина для организации такого пилгримажа. Ведь каждую весну, на пасху, в священном городе Аль-Кудс собиралось большое количество христиан. И эти христиане, неровен час, могли устроить какую-нибудь бузу. Дабы предотвратить подобное развитие событий, полезно было противопоставить толпе неверных ещё большую толпу правоверных, только что вернувшихся с могилы пророка Мусы. Во всяком случае, такая гипотеза неплохо объясняет страную деталь - мусульманское паломничество "привязано" к греческому календарю, выпадая в аккурат перед пасхой... Забегая вперёд - христианская пасхальная буза в Иерусалиме так и не материализовалась, зато в 1920 году материализовалась мусульманская неби-мусная, ставшая одним из первых инцидентов зарождающегося арабо-израильского конфликта.

Как же всё-таки оказался Моисей на неправильном берегу Иордана, поинтересовался однажды Клермон-Ганно у встречных бедуинов. И те рассказали ему ещё одну легенду о пророке. Прибыли, мол, ангелы смерти в будущую Трансиорданию по душу Мусы, но тот был не лыком шит. Едва увидел ангелов - сразу на другой берег, потом в пустыню... в общем, оторвался. И вот идёт пророк по пустыне, видит - копают могилу. "Для кого ?" - интересуется. "Да так, для одного мужика примерно твоего роста. Кстати, не поможешь ли нам проверить, подходит ли могилка ?". Лёг Муса в яму; "в самый раз", говорит. "Ага !" - закричали ангелы-землекопы, - "Попался !"... Интересно, что таков же финал одной эфиопской легенды о смерти Моисея. Здесь уместно также отметить, что согласно Муджир ад-Дину в его время были разные мнения о месте захоронения Мусы, но это самое распространённое...

Так или иначе, надпись где-то в мавзолее сообщает, что последний был построен по указанию Бейбарса в 1269-70 (полный текст ниже). Султан сперва съездил в Мекку; потом без предупреждения навестил наместников в Дамаске и Алеппо; и наконец через Иерусалим и Хеврон направился обратно в Египет. Далее, согласно той же надписи, проект курировал Джамаль ад-Дин Акуш аль-Наджиби, наместник в Сирии. Со временем к мавзолею добавили другие сооружения, в частности, по Муджир ад-Дину, постройки с южной стороны в 1470-80 и минарет примерно в те же годы. Много лет спустя, в 19-м веке турки реконструировали обветшавший комплекс. В 1937-м британские власти запретили паломничество, во избежание повторения событий 1920-го года. Постепенно объект позабыли и позабросили. Говорят, что сейчас там лечат наркоманов. Или, по сведениям от anno_nin, уже не лечат.

Nabi-Musa-plan-ht-1
(Тараган)

Вид с юга:



С запада:



Вход:



Содержание этой надписи мне неизвестно:



Западная стена:



Колодец:



Южная стена с михрабом:



Юго-восток:



Мечеть:





Собственно могила:



Где-то здесь должна быть весьма длинная надпись, гласящая:

In the name of Allah, the Merciful, the Magnificent. "They only shall manage Allah's places of worship who have believed in Allah and the last day." Ordered the building of this noble sacred place over the tomb of Moses, the speaker (with God) - prayer and peace upon him, our lord, the sultan al-Malik al-Zahir, the master, the most splendid, the scholar, the just, the heavenly assisted, the victorious, the triumphant, Rukn al-Dunya wal-Din, the Sultan of Islam and the Muslims, master of kings and sultans, conqueror of the cities, annihilator of the Franks and Mongols, who wrests castles form the hands of unbelievers, heir to kingship, sultan of the Arabs, Persians and Turks, the Alexander of (his) time, master of the stellar conjunction, reclaimer of the strayers of Islam from the hands of the tyrants, king of the two qiblas, servant of the two holy sanctuaries, he who commands to give the oath to the two caliphs, Abu al-Fath Baybars, associate of the commander of the faithful, may Allah make his rule last forever. This (was) after the return of his noble mount from the pious pilgrimage (to Mecca), and his setting out to visit Jerusalem. May Allah accept (this act) from him. (This was during) the governorship of his slave and helper, the great commander, the warrior on the frontier, Jamal al-Din Aqqush al-Najibi, the governor of Syrian provinces, may Allah grant him glory. (This was in) the months of (the year) 688 (1269-70) (since) the prophetic hijra, may a most excellent prayer be upon the one who carried it out. This was under the command/supervision of the slave in need of Allah, the exalted, Muhammed bin Rahhal (?), may Allah forgive him.

Минарет в северо-западной части комплекса:



Второй этаж:



По соседству - кладбище; маленькая постройка на холме в народе известна как Макам Ситна Айша:



Несколько фотографий (большей частью из Matson Collection):

Издали, 1934-39:



1914:


(American Colony Photographers)

Примерно 1918:





1900-20:



1937:





1970:


(Моше Мильнер)

Фотографии: в picasa web albums.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Holy Place in the Making: Maqam al-Nabi Musa in the Early Mamluk Period By Hana Taragan
The Tomb of Benjamin and Other Old Testament Figures By A Petersen (from Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid, and Mamluk eras III)
Some Remarks on the Inscription of Baybars at Maqam Nabi Musa By Reuven Amitai (in Mamluks and Ottomans: Studies in Honour of Michael Winter)
Religion and culture in medieval Islam By Richard G. Hovannisian, Georges Sabagh
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 (1896) By Charles Clermont-Ganneau
Histoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn
Biblewalks.com
Zionism-israel.com
Michaelarch.wordpress.com
Отчёт ЖЖ-юзера m_k
Отчёт ЖЖ-юзера barbos91
Отчёт ЖЖ-юзера k0ev
Отчёт ЖЖ-юзера lyolik_il

Crossposted to stalker_il.
Tags: мавзолеи, мечети, некрополи и кладбища, фотоотчёты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Иерусалим - Башня Давида - Часть третья, музейная.

    В качестве дополнения к прошлогодним постам про иерусалимскую цитадель ака Башня Давида, немного о её музейном наполнении. Первым делом…

  • Волки ! Волки !

    (Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция, 2008) Сведения о том, что АОИ испытывает новый бронеавтомобиль Зеэв на базе Форда F550, разработанный…

  • Иерусалим - Армянский музей.

    Иерусалимский Армянский Музей после большого перерыва заново открылся в конце 2022-го (и как ни странно, я добрался до него уже в следующем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • Иерусалим - Башня Давида - Часть третья, музейная.

    В качестве дополнения к прошлогодним постам про иерусалимскую цитадель ака Башня Давида, немного о её музейном наполнении. Первым делом…

  • Волки ! Волки !

    (Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция, 2008) Сведения о том, что АОИ испытывает новый бронеавтомобиль Зеэв на базе Форда F550, разработанный…

  • Иерусалим - Армянский музей.

    Иерусалимский Армянский Музей после большого перерыва заново открылся в конце 2022-го (и как ни странно, я добрался до него уже в следующем…