
..."Но любим мы его не за это" (С). Иными словами, древнее селение Арбель знаменито ныне не синагогой, не текстилем, и даже не беседой рабби Хии и рабби Шимона о грядущем избавлении Израиля, а прежде всего местными пещерами, где с давних пор любили скрываться от властей представители неконструктивной оппозиции.
Про первый акт, в исполнении селевкидов с маккавеями, мы читаем в книге имени последних...
Когда Димитрий услышал, что Никанор и воины его пали в сражении, послал Вакхида и Алкима во второй раз в землю Иудейскую и правое крыло с ними. И отправились они по дороге в Галгалы и расположились станом при Месалофе, что в Арвилах, и, овладев им, погубили множество людей. В первом месяце сто пятьдесят второго года расположились они станом у Иерусалима, но снялись и пошли к Верее с двадцатью тысячами мужей и двумя тысячами конницы.
...и, почти слово в слово, у Флавия:
После того как Деметрию было сообщено о смерти Никанора и о гибели всего его войска, он вторично послал Бакхида с ратью в Иудею. Последний выступил из Антиохии, прибыл в Иудею и расположился лагерем при галилейском городе Арбелах. Тут он осадил множество иудеев, бежавших в тамошние пещеры, и захватил их, а затем быстрым маршем двинулся на Иерусалим.
Правда, некоторые исследователи (см. статью Либнера про гору Нитай) считают, что "по текстуальным и географическим соображениям" Галилея не подходит, и изначально в книге Маккавеев было прописано что-то другое - например, по гипотезе Бецалеля Бар Кохбы, "гора Бейт Эль"... Гораздо подробнее описывает тот же Флавий выковыривание Иродом из пещер хасмонейских "партизан":
Три отряда пехоты и один эскадрон конницы царь отправил вперед к деревне Арбеле, а сорок дней спустя, он выступил сам с остатком войска. Неприятели, однако, не устрашились его наступления, а встретили его с оружием в руках, ибо они обладали опытностью воинов и смелостью разбойников. В начале сражения они своим правым крылом заставили левое крыло Ирода поддаться назад. Но быстрым поворотом своего правого крыла Ирод пришел на помощь своим, остановил бегущих и, устремившись навстречу преследовавшему неприятелю, остановил его жаркое нападение до тех пор, пока неприятель, во избежание решительного боя строем против строя, не обратился в бегство.
Он их преследовал до Иордана под безостановочной резней и значительную часть их уничтожил; уцелевшие остатки рассеялись по ту сторону реки. Галилея таким образом избавилась от этого бича; остались еще те, которые скрывались в пещерах, и для начала борьбы с ними потребовался продолжительный отдых для войска. ...
Эти пещеры, находясь в отлогих горах, были неприступны ни с какой стороны: только очень узкие, извилистые тропинки вели вверх к ним, а скалы, на которых находились их отверстия, отвесно ниспадали вниз в зияющие пропасти. Эта недоступная местность делала царя долгое время беспомощным. Но, наконец, он придумал чрезвычайно опасное средство. Он приказал сильнейших своих воинов опускать вниз в ящиках на канатах для того, чтобы они могли проникать в отверстия; здесь они рубили разбойников вместе с их семействами и бросали пылающие головни в тех, которые сопротивлялись. Охотно бы Ирод захватил в свои руки некоторых из них живыми, он с этой целью предложил им через герольда самим выйти к нему. Но никто не сдавался добровольно и даже из побежденных многие предпочитали смерть плену. Один старик, отец семерых детей, следующим образом убил последних вместе с их матерью за то, что они, доверяясь царским обещаниям, упрашивали его выйти из пещеры. Он стал у входа пещеры, приказал им выходить по одиночке и заколол каждого отдельно появлявшегося сына. Ирод, потрясенный этой сценой, за которой он издали наблюдал, простирал свою правую руку к старику и умолял его пощадить своих собственных детей. Но старик и слышать его не хотел: резкой бранью он напомнил Ироду о его низком происхождении, умертвил еще свою жену над трупами детей и, швырнув их вниз по отвесной стене, сам вслед за ними бросился в бездну.
Таким образом Ирод овладел пещерами и их обитателями.
Флавий, готовясь встретить римлян, в свою очередь укрепил "пещеру Арбелы":
Я также укрепил в Нижней Галилее города Тарихеи, Тивериаду, Сепфорис, селения же Арбельскую Пещеру, Вирсувии, Селамин, Иотапату, Кафарат, Ком, Соганы, Иафу, и Итабирийскую Гору. Я также сделал в них запасы хлеба и оружия для безопасности в будущем.
Петерсен, ссылаясь на Цви Илана, сообщает, что кое-где в пещерах были обнаружены следы описанного периода, включая миквы. Попадаются и следы более ранние. Большая часть местных пещер, пишет он, были обитаемы с пятого-второго веков до н.э., а некоторые - с железного века.
Те укрепления, которые сейчас называют "крепость Арбель", получили свою долю экшена в османский период. А было дело так. В 1517 османский султан Селим, только что победивший мамлюков, возвращался к себе на север и по пути остановился в Дамаске, куда тотчас же потянулись делегации со свежезавоёванных территорий - выяснять, как будет устроена новая вертикаль власти. Выслушал всех Селим, и "по традиционной версии" (Уинслоу) назначил одного из ливанских вождей, друза по имени Фахр ад-Дин ибн Утман, "султаном горы", тогда как его соседей - только эмирами. Потомки удачливого вождя - род Маан - последующие сто с лишним лет правили то большим, то меньшим куском Ливана и окрестностей, пребывая то в лучших, то в худших отношениях с османскими властями. К началу 17 века Фахр ад-Дин II существенно расширил подконтрольную территорию и даже баловался самостоятельной внешней политикой. К 1630-м его амбиции оказались уж совсем неприемлемыми для Порты. Против него выступил губернатор Дамаска Ахмад Кучук; закончилась эта история пленением, отправкой в Стамбул и казнью (1635). Род Маан на сём не пресёкся, но и так высоко, как при Фахр ад-Дине II, более не взлетал.
Это самая блистательная эпоха друзов. Вся страна — от северных [отраслей] Ливана, от высот Джиббет-Бшарра и Аккара, от верховьев Оронта по берегу моря до Кармеля, с плодоносной долиной Баальбека, с приморскими городами Батруном (Вотрисом у древних греков), Джубейлем (древним Библосом), Бейрутом, Сайдой и Суром (Виритом, Сидоном и Тиром), Аккой (Сен-Жан д’Акр, древняя Птолемаида), а на восток — до верховьев Иордана, до Сафеда и Тиверии (Тивериады) — вся эта богатая и живописная страна, с воинственными своими племенами, признавала его власть. Эмиры антиливанские искали его покровительства; турецкие паши его боялись и оставляли в покое. (Базили)
Касательно нашего объекта, читаем у турецкого путешественника Эвлии Челеби:
At a distance of a cannon's range to the west of this lake is a barren rock which pushes its summit into the sky, with a watch-tower... In the year [ommitted] some Druzes, the vile people of the son of Ma'an hid themselves with their spoils [in this tower]. Kucuk Ahmed Pasha sent an army [against them] which dug a hole in the summit of the high mountain and fired into those caves, where upon the accursed inmates of those caves were scared to death. The caves were taken and safe conduct was granted. The wealth of Croesus which was brought out from there was divided amongst the Muslim ghazis. It is a wondrous fortress, difficult of access. Its gate looks towards the west. The rock has been so cut that a way for only one man was opened. It is impossible to approach it from elsewhere. Arriving at the gate one has to ascend by a scaling ladder to the height of a minaret, thus gaining access through the gate. The caves are profusely gilded from within and painted in many colours. Water gushes forth from the rocks. Each cave could take a thousand persons. The caves communicate with each other. The high mountain is honeycombed from top to bottom with similar caves. At present they are not inhabited.
(via Quarterly of the Department of Antiquities)
В память о тех событиях и о своих вероятных строителях, в народе объект был известен как Калат ибн Маан - и оказался тёзкой замка в Пальмире (посему, вношу предложение - переименовать Арбель в Южную Пальмиру). Впрочем, кто и когда в точности его построил, не вполне ясно. Ранние исследователи приметили где-то в крепости карниз с изображениями львов; впоследствии карниз попал в иерусалимский Рокфеллеровский Музей. Карниз навёл Кресвелла, а за ним Петерсена, на мысль, что здесь могло не обойтись без Бейбарса, питавшего слабость к означенному животному. А уже потом, добавляет Петерсен, и друзы могли достроить, тем более что камни в разных частях стены использованы немного разные. Документальных подтверждений мамлюкской версии, однако, нет. Другая версия (Лейбнер) - что карниз изначально украшал одну из окрестных синагог (кроме вышеупомянутой, есть ещё руины синагоги между горой Нитай и деревней Хамам).
Слева гора Арбель, справа гора Нитай (к слову, названная по имени мудреца Нитая а-Арбели, вероятно местного уроженца). На вершине последней, в правом верхнем углу снимка, видна стена, возможно посторенная по указанию Иосифа Флавия во время восстания (см выше). Как-то я пытался добраться до неё, но не слишком преуспел...

Доска в память о старшем сержанте Зоаре Минце, погибшем в Ливане в 96-м году:

Ужос-ужос-ужос:

Безумству храбрых поём мы:

Мы, естественно, пойдём другим путём. Где размеченная тропинка, скобы итп:


Далеко-далеко на горе пасутся ко...

Ась ?

Пещеры:




Ещё не крепость...


Внутри, опять же, ко...:

Камешки попадаются серьёзные и, видимо, древние:

Вот теперь крепость:

Вообще-то туда нельзя:

Но если очень хочется...




Под одной из решёток - резервуар:

Башня:


Примерно там же:



Верхний этаж:

Он же изнутри:



Лестница:

Фотографии из архива Кресвелла:
Гора Арбель, вид снизу:

И просто ручей:

Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Two Medieval Castles and their position in Muslim Fortification By Andrew Petersen (from Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid, and Mamluk eras)
Settlement and history in Hellenistic, Roman, and Byzantine Galilee By Uzi Leibner
The Structure, Date and Function of the Har Nitai Fortification By Uzi Leibner et al
Lebanon: war and politics in a fragmented society By Charles Winslow
The Encyclopaedia of Islam, new edition: Supplement, Volumes 3-4 By Clifford Edmund Bosworth
Survey of Western Palestine, volume I
The Quarterly of the Department of Antiquities in Palestine, Volume 5
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера
Crossposted to zamki-mira.