Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:
  • Music:

Тель Цафит.



Поскольку ещё полвека после первого крестового похода египтяне сохраняли за собой Аскалон, факт досадный сам по себе; поскольку из означенного Аскалона периодически совершались набеги на Иерусалимское королевство; и поскольку со всем этим безобразием надо было что-то делать - в 30-е и 40-е годы двенадцатого века король Фульк возвёл на южных окраинах государства несколько замков. Один из этих замков располагался на вершине холма Тель Цафит (215 метров над уровнем моря), к востоку от нынешнего Кирьят Малахи. Построенная в 1142 году крепость своим названием - Бланшгард (Blanche Garde, также Alba Specula или Alba Custodia) - "белая стража" - была обязана, надо полагать, известняковым скалам, украшающим склоны холма. По Вильгельму Тирскому, замок имел прочный фундамент из квадратных камней и четыре башни, а гарнизон - богатыри, не мы. В середине 19 века Emmanuel Guillaume Rey набросал план замка; в квадратный внутренний двор со стороной всего 16 метров он вписал центральную башню, а снаружи разместил ещё какие-то укрепления. Боас центральную башню считает маловероятной, идея внешних укреплений нравится ему больше.

Поначалу замок оставался во владении короля, но во второй половине 60-х перешёл к семье Брисбар (Brisebarre). Если верить Lignages d'Outremer, произошло следующее. Братья Готье, Ги и Бернар Брисбар, старший из которых был лордом Бейрута, попали в плен к сарацинам. Последние потребовали выкуп; мать братьев собрать нужную сумму не смогла. Порешили, что братьев отпустят изыскивать недостающие деньги, а в гарантах останется мать. Тут-то и вмешался король, которому приглянулась богатая бейрутская сеньория. Его величество запретил вассалам ссужать деньги братьям Брисбар, пока те не согласились наконец обменять Бейрут на гораздо более скромный Бланшгард. Есть, впрочем, мнение, что автор рукописи что-то в этой истории напутал...

Предположительно, рядом с замком со временем возникло поселение. В 1187 замок, ясен пень, достался Саладину, и в 1191 был разрушен во избежание нового захвата франками. В 1241 сарацины вернули руины Бланшгарда крестоносцам, и уже в 1244 забрали обратно. Впоследствии здесь находилась арабская деревня Тель ас-Сафи - "чистый холм" - отсюда и ивритское Тель Цафит. Деревня была занята в июне 1948 в ходе операции Ан-Фар.

Но более известен Тель Цафит как предполагаемый библейский Гат. ТАНАХ упоминает этот город более тридцати раз (не считая частичных тёзок Морешет-Гат, Гат-Хефер, Гат-Римон и Гитаим). Впервые мы обнаруживаем объект в Иегошуа 11:21-22: "И пришел Йеошуа в то же время, и истребил анаков {великанов} с горы, из Хэврона, из Девира, из Анава и со всех гор Йеуды, и со всех гор Исраэйльских: с городами их разгромил их Йеошуа. Не осталось анаков в земле сынов Исраэйля, только в Азе, в Гате и в Ашдоде остались они." Чуть позже, в главе 13, Гат фигурирует как часть филистимлянского "пентаполиса": "Йеошуа же состарился, вошел в лета (преклонные); и сказал ему Г-сподь: ты состарился, вошел в лета (преклонные), а земли осталось еще очень много для овладения. Вот земля оставшаяся:... пять князей пелиштимских: азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский..." Согласно Шмуэль 1 5:8, в городе некоторое время пребывал трофейный ковчег завета, с обычными печальными последствиями для здоровья горожан.

Oсобенно часто Гат всплывает в связи с различными этапами биографии царя Давида. То юный герой побеждает местного культуриста (можно погипотетизировать на тему о его происхождении от вышеупомянутых "анаким") Голиафа; то бежит от Шауля к здешнему царю Ахишу (Шмуэль 1 21:11 и 27:2); то после смерти Шауля восклицает: "Не сообщайте в Гате, не возвещайте на улицах Ашкелона, чтобы не радовались дочери Пелиштимлян, чтоб не ликовали дочери необрезанных" (Шмуэль 2 1:20); то во время мятежа Авшалома отряд наёмников во главе с Итаем Гатиянином остаётся верен Давиду (Шмуэль 2 15:19)...

Согласно Мелахим 2 12:18, "Хазаэйл, царь Арамейский, поднялся и пошел войною на Гат, и захватил его"; а если верить Диврей а-Ямим 2 26:6, царь Иудеи Узиягу "вышел, и сразился с пелиштимлянами, и разрушил стену Гата, и стену Йавнэ, и стену Ашдода". Наконец, в 712-м году до нашей эры царь Ассирии Саргон II в ходе кампании против мятежного Ашдода отчитался о взятии Гата (видимо, союзного или подконтрольного Ашдоду); после этого город исчезает из письменных источников.


* Osmar Schindler, David und Goliath, 1888, wiki.
*И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата; рост его – шесть локтей с пядью. И шлем медный на голове его, и в кольчугу одет он, и вес этой кольчуги – пять тысяч шекэлей меди. И медные щитки на ногах его, и дротик медный за плечами его. И древко копья его, как ткацкий навой, а клинок копья его в шестьсот шекэлей железа.
(Шмуэль 1 17:4)


* Неизвестный художник, 16 век, wiki.
*И взял Давид голову Пелиштимлянина, и принес ее в Йерушалаим...
(Шмуэль 1 17:54)

David-feigns-lunacy-before-Achich-Harding-Bible-12c-1
*Библия Хардинга, 12 век.
*И поднялся Давид, и убежал в тот же день от Шаула, и пришел к Ахишу, царю Гата. И сказали Ахишу слуги его: ведь это Давид, царь страны! Ведь ему пели в хороводах и говорили: "Поразил Шаул тысячи свои, а Давид – десятки тысяч свои!" И принял Давид слова эти в сердце свое, и весьма убоялся Ахиша, царя Гата. И притворился пред ними безумным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего, зачем же привели вы его ко мне? Не хватает мне безумных, что вы привели этого, чтобы он сумасбродствовал предо мною? Разве может этот входить в мой дом? И ушел Давид оттуда, и убежал в пещеру Адулламскую...
(Шмуэль 1 21:11)

Идентификация Гата с Тель Цафит была впервые предложена в 1863-м Джейсом Портером. Первые раскопки провели в 1899-1900 Блисс и Макалистер. Нашли они мало интересного (но Боаз упоминает остатки ворот к северу от замка крестоносцев, возможно часть внешних укреплений замка). В начале 20 века Гуте и следом Олбрайт предложили было перенести Гат значительно южнее, на Тель Эрани. Потомки покопались в предложенном месте, следов филистимлян не нашли, и вернули Гат на Тель Цафит. Но пока суд да дело, наивные сионисты успели поверить Олбрайту, и именно поэтому соседи Тель Эрани - город Кирьят Гат и кибуц Гат - называются так, как называются. Когда Гат пребывал на Тель Эрани, Тель Цафит предлагали идентифицировать с другими библейскими городами. В частности предлагалась Ливна (из Иегошуа 10:29) - ведь логично же разместить "белый город" там же, где "белый замок" ?

И перешел Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Маккэйды к Ливне, и воевал против Ливны. И предал Г-сподь и ее в руки Исраэйля, и царя ее; и поразил он острием меча ее и всех людей, которые в ней; никого не оставил в ней уцелевшим. И поступил с царем ее так же, как поступил с царем Йерихо. И перешел Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Ливны в Лахиш, и расположился возле него станом, и воевал против него.

После Блисса и Макалистера Тель Цафит пережил несколько беглых осмотров и одно стихийное бедствие в лице Моше Даяна. В 1996 холмом занялся профессор Аарон Меир из Бар-Илана, и занимается до сих пор. Нашли кучу следов обитания, начиная с халколита. Черепок с именем, похожим на "Голиаф". Докопались до башни замка. Нарыли средневековых пуговиц. Особо Меир отмечает ров, огибающий холм с юга - 2.5 км длиной, 8 метров шириной и 5 глубиной; ров этот, по мнению Меира, был выкопан осаждавшей город армией, возможно армией арамейского царя Хазаэля (Мелахим 2,12:18). Площадь города Меир оценивает в 100 акров.

Считается также, что холм отметился на карте из Медвы как Сафита. Отсюда, видимо, и растут ноги у топонима Тель ас-Сафи. В 2008 Тель Цафит объявили национальным парком.

Update: В 2011 в ходе очередного сезона раскопок нашли любопытный алтарь. А в 2015-м - городские ворота.

Итак, приступим к обходу холма. Рядом со стоянкой - колодец. Довольно глубокий:





И резервуар с куском акведука:





Раскопки, обозначенные на карте "зона Д" (железный век):



Белые скалы. Холм, таким образом, не является идеальным телем (т.е. "культурным холмом", образовавшимся из остатков древних городов), а имеет в своей основе холм природный... ну да ладно.







Колумбарий:



Интересный камешек. Рядом - табличка "конгломерат окаменелостей".





Пещера:





"Зона Ф". Укрепления бронзового века...



...и франкская башня:



Если покопаться в этой куче каменюк, можно найти несколько отёсанных блоков:







Арабская могила:







Вид на восточную часть холма:



Подойдя поближе, обнаруживаем мечеть:







"Зона А" - железный век:









Колодец:



Местная фауна:



Уходим...





Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Tell es-Safi/Gath Archaeological Project
Gath of the Philistines in the Bible and on the Ground: The Historical Geography of Tell eṣ-Ṣâfi/Gath By Yigal Levin
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Crusader archaeology: the material culture of the Latin East By Adrian J. Boas
The Leper King and His Heirs: Baldwin IV and the Crusader Kingdom of Jerusalem By Bernard Hamilton
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petræa By Edward Robinson, Eli Smith
The survey of western Palestine by C.R. Conder, H.H. Kitchener
The battle for Palestine 1917 By John D. Grainger
A century of biblical archaeology By Peter Roger Stuart Moorey
Отчёт ЖЖ-юзера m_k
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10
Отчёт ЖЖ-юзера javax_slr
Tags: крепости, мечети, фотоотчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments