Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

bukvoed

Мицпе Офир.



Мицпе Офир - обзорная площадка в юго-западной части Голанских высот, с видом на Кинерет. Площадку оборудовал Джимми Шааль из "голанского" мошава Гиват Йоав в память о своём сыне, умершем в 17 лет от болезни печени. От обзорной площадки ведёт на юг помеченная синим тропинка, и по этой последней можно за считаные минуты дойти до мирно ржавеющих останков сирийской пушки. Eщё несколько минут неспешного хода приводят к паре сирийских же бункеров; википедия называет эти укрепления Скуфия, по имени ближайшей сирийской деревни, прекратившей существовать в 1967-м.

Ещё несколько южнее более ста лет назад находилось сельхозпоселение (мошава) Бней Иегуда; забегая вперёд, до этого места я не дошёл; может как-нибудь в другой раз... В 1886-м группа религиозных евреев из Цфата и Тверии купила там землю при поддержке Лоренса Олифанта. По разным причинам (среди которых смерть Олифанта и некая эпидемия) они покинули поселение примерно в 1889-м; попытка возродить его год спустя оказалась очень краткосрочной. Ещё одна попытка была предпринята группой из десяти семей в 1898-м. К 1920-му в мошаве оставалось только одна семья; после того, как двое членов семьи, Фрума Бернштейн и её сын, были убиты в ходе арабских волнений 1920-го года, второй сын покинул поселение, и последнее снова обезлюдело. В 1972-м восточнее оригинальной Бней Иегуды (насколько я понимаю, как раз на месте вышеупомянутой деревни Скуфия) появилось коммунальное поселение с тем же названием.

Collapse )
bukvoed

Тверия - Часть вторая.



(Старый пост про Тверию перерос разрешённые ЖЖ 5000 символов и размножился делением)

Теперь, когда самое главное для милитариста - крепостные стены - фотоотчитано, можно перейти ко всякой гражданской фигне. Начну с археологического парка и его главной фичи - античной синагоги. Согласно Вавилонскому Талмуду, в Тверии было 13 синагог; археологам пока удалось найти лишь одну (если не считать две в Хамат Тверия). В 1978-м при подготовке к строительству гостиницы наткнулись на древности; Ариэль Берман копнул поглубже в 1978-9, обнаружил означенную синагогу и датировал её концом византийского или началом раннего исламского периода; дополнительные раскопки провёл Александр Он в 1989-м. По статье Гехта, объект строили в два этапа. Сперва он представлял собой маленькое квадратное здание из базальта, 10 на 10 м, с четырьмя колоннами и полом из каменных плит; вход скорее всего был с севера. Позже вокруг добавили галерею, размер достиг 20 на 20 м; тогда же пол украсили мозаикой - в центре с цветным рисунком, в галерее простой чёрно-белой. Сохранившаяся часть мозаики содержит надпись "Проклос, сын Криспоса, основал", окружённую венком. Гехт считает возможной значительно более раннюю датировку, чем Берман, возможно начиная с рубежа 4-5 веков, и это он про второй этап. Когда синагога прекратила использоваться, тоже неясно; но в 11-м веке поверх неё построили другое здание.

Collapse )
bukvoed

А-Он - Памятник турецким лётчикам.



Примерно в 1910-м османская военная верхушка заинтересовалась новой игрушкой - самолётом. В 1911-м первых двух кандидатов в лётчики отправили на обучение во французскую авиашколу Блерио. В 1912-м началось строительство собственной авиашколы в стамбульском районе Айястефанос (позднее Ешилькёй). Интерес к авиации был подстёгнут итало-турецкой войной 1911-2 годов и балканскими войнами 1912-3 годов. Итоги боевых действий (ну, за исключением второй балканской) оказались так себе; чтобы приподнять дух подданных, верхушка решила организовать перелёт по маршруту Стамбул – Эскишехир – Афьон – Конья – Улукышла – Адана – Алеппо – Хомс – Бейрут – Дамаск – Иерусалим – Эль-Ариш – Порт-Саид – Каир – Александрия. Дальше лететь было некуда - Ливию потеряли в результате уже упоминавшейся итало-турецкой - но и так набиралось порядка 2500 км. Для перелёта были выбраны два самолёта - Blériot XI, носивший имя "Muavenet-i Milliye" (Общество национального развития), и Deperdussin TT "Prens Celaleddin" (Принц Джалалетдин); и соответственно два экипажа - пилот Фетхи-бей плюс наблюдатель Садык-бей, и пилот Нури-бей плюс наблюдатель Исмаил Хаккы-бей.

8 февраля 1914 года в 9:15 оба экипажа отправились в полёт из Ешилькёй; на проводах присутствовал младотурецкий триумвират в полном составе - Талаат-паша, Джемаль-паша, и разумеется военный министр Энвер-паша. Фетхи и Садык на Блерио без особых приключений добрались до Бейрута. 19 февраля они направились в Дамаск, но из-за проблем с двигателем быстро вернулись; следующая попытка, 24 февраля, завершилась успехом; большая часть маршрута, порядка 1700 км, была позади. 27 февраля Фетхи и Садык вылетели в Иерусалим, но после преодоления ещё примерно 100 км их самолёт упал к востоку от озера Кинерет. Иногда в аварии обвиняют сильный ветер, но достоверной информации о её причине нет. Оба лётчика погибли, и на следующий день были похоронены возле мавзолея Саладина в Дамаске. Нури и Исмаил Хаккы столкнулись с большим количеством технических проблем; только 9 марта они приземлились в Яффе. 11 марта при взлёте "Принц Джалалетдин" упал в море; пилот погиб; наблюдателя удалось спасти. Тело Нури-бея доставили в Дамаск и также похоронили возле мавзолея Саладина.

Военное министерство отправило в путь третий самолёт, Blériot XI по имени "Ertuğrul", с экипажем из пилота Салим-бея и наблюдателя Камиль-бея; но тот быстро сошёл с дистанции, упав в море возле города Эдремит к юго-западу от Стамбула (очевидно, он следовал по изменённому маршруту), на этот раз без жертв. Однако и третья авария не стала концом предприятия. На деньги, собранные населением города, был куплен ещё один Блерио XI, "Edremit". Этот самолёт был доставлен морем в Бейрут. 1 мая Салим и Камиль вылетели оттуда в Иерусалим. 9 мая они прибыли в Каир, совершили там несколько демонстрационных полётов, и наконец 22 мая достигли конечной цели - Александрии; там самолёт погрузили на корабль и вернули в Стамбул.

В память о троих погибших лётчиках был построен памятник на месте, где разбился самолёт Фетхи и Садыка. Есть и мемориал в Стамбуле. Родной город Фетхи, Мегри, переименовали в Фетхие; кроме того, в честь всех троих были названы деревни в провинции Афьон (Фетхибей, Садыкбей и Нурибей); а также были выпушены медали.

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина 3.

Radio-SCR-536-1948-70y-1
(Борис Карми, 70 лет войск связи)

Американская рация SCR-536, в АОИ МК-536. По Розену и Нагелю, на 15 апреля 1948-го имелось 445 экземпляров. Из ТТХ - диапазон частот 3.5-6 МГц (для изменения рабочей частоты требовалось установить соответствующие "кристаллы" в передатчике и приёмнике), амплитудная модуляция, мощность 0.17-0.25 Вт, масса порядка 3 кг.

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина 2.

D279-062
(Национальная фотоколлекция)

Жизнь израильского пехотного связиста в 1948-м могла быть тяжёлой в самом прямом смысле, поскольку рация SCR-300 американского производства весила внушительные 17 килограмм. Из прочих ТТХ - диапазон частот 40-48 МГц, частотная модуляция, мощность 0.5 Вт, дальность связи порядка 5 км. В АОИ сабж называли сначала МК-20, потом МК-300. Согласно Розену и Нагелю, к 15-му апреля 1948-го имелось 125 экземпляров. Бааль-Шем пишет про 450 экземпляров в октябре. Сабж использовался на уровне батальона и роты, а также на лёгких самолётах. Опять же по Розену и Нагелю, девайс оставался на вооружении до ШДВ, но под конец использовался в основном в подразделениях артиллерии и территориальной обороны. Заглавная фотография сделана возле арабской деревни Бейт Натиф в октябре 1948-го.

Collapse )
bukvoed

Хирбет Балата.



(Продолжение похода с Мидрешет Арей Гофна)

Предыдущий фотоотчёт заканчивался крепостью на седловине между холмами. К востоку от нас - излучина речки Шило, что на заглавной фотографии (сделанной, правда, с другого ракурса); и внутри излучины - Хурват Балата. Как мы помним, Альт и затем Олбрайт не нашли здесь довизантийскую керамику, и стало ясно, что "железновечная" Цреда Иеровоама бен Навата - не здесь. Но некоторые исследователи считают, что здесь могла находиться "хасмонейская" Цреда Йоси бен Йоазара. Возможно, за прошедшую почти сотню лет тут нашлась хасмонейская керамика ? Другие учёные мужи голосуют клавиатурами за Сурду возле Рамаллы.

Collapse )
bukvoed

Хирбет Банат Бар.



(По следам похода с Мидрешет Арей Гофна)

Цреда упоминается в ТАНАХе в качестве родины Иеровоама из колена Эфраима, первого царя северного/израильского царства. Как повествует книга Царств (Мелахим I 11), Иеровоам хорошо проявил себя во время строительных работ в Иерусалиме, и царь Соломон назначил его начальником над работниками из потомков Иосифа. И, возможно, рос бы он потихоньку из прорабов в министры, но вмешались ещё более высокие инстанции:

И было, вышел в то время Яровам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. На поле их было только двое. И схватился Ахийа за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков, И сказал он Яроваму: возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: "Вот, Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен; А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради Йерушалаима, города, который Я избрал из всех колен Исраэйлевых, Потому что они оставили Меня и стали поклоняться Ашторэт, божеству Цидонскому, и Кемошу, божеству Моавитскому, и Милкому, божеству сынов Аммоновых, и не пошли путями Моими, чтобы делать то, что праведно в очах Моих и (соблюдать) уставы Мои и законы Мои, как делал Давид, отец его (Шеломо).

Следующее, что мы узнаём - Соломон попытался убить Иеровоама, и последнему пришлось бежать в Египет. Совпадение ? Не думаю (С). Вернулся он после смерти мудрейшего из царей, и сразу присоединился к "израильской" делегации, ведущей переговоры с наследником Рехвамом. Отец твой конкретно достал народ своими мегапроектами, резанули правду-матку делегаты; неплохо бы уменьшить планы на следующую пятилетку. Фигвам, ответил неразумный Рехавам, я вам за такую наглость ещё увеличу нормы выработки. Израильтяне пожали плечами, разошлись по шатрам, а когда Рехавам прислал к ним своего чиновника, то разошлись совсем, забросали посланца камнями, и выбрали Иеровоама царём. Дальше Иеровоам испортил себе карму, но речь не о том...

Вернёмся к тексту. Итак, Цреда - родной город Иеровоама; а согласно "ватиканскому кодексу" Септуагинты - город, который Иеровоам укрепил и превратил в свою "базу". Больше про Цреду в ТАНАХе ни слова. Правда, в Диврей а-ямим 2 4:17 говорится, что медные изделия для храма отливали "между Суккот и Церэйдатой"; а в параллельной фразе из Мелахим 1 7:46 то же самое происходит между Суккотом и Цартаном; отсюда гипотеза, что Цреда = Цередата = Цартан, а по последнему есть ещё зацепки. Кроме того, в Шофтим 7:21 Гидеон гонит мидьянитян "до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата". Mного лет спустя, во время восстания маккавеев, Йоси сын Йоазара из Цреды занимал пост председателя (наси) Синедриона; но учитывая прошедшие сотни лет и измененившиеся границы еврейского "ишува" - не факт, что это та же самая Цреда.

В 1923-м знаменитый американский археолог Уильям Олбрайт отправился изучать Самарию, и обнаружил возле подковообразного изгиба-меандра речки Шило (Вади Дир Балут), к югу от нынешнего поселения Пдуэль, источник, который местные жители называли Эйн Середа. Внутри же подковы располагались руины, т.н. Хирбет Балата; и Олбрайт предположил, что это Цреда и есть. Некоторое время спустя Альбрехт Альт изучил Хирбет Балата повнимательнее, не нашёл там керамику старше византийского периода, и выразил своё несогласие. В 1930-32 Олбрайт сделал второй заход и вынужден был признать нестыковку. Вместо Хирбет Балата он предложил расположенную восточнее деревню Дир Гасана - на окраине деревни обнаружился овражек по имени Халлет Серида, а раскопки принески керамику начиная с железного века. Олбрайт также вскользь упоминает название Вади Серида, возможно часть речки Шило ? В 1973-м израильский археолог Моше Кохави провёл в этих краях разведку и нашёл подходящие черепки совсем неподалёку от Хирбет Балата - в Хирбет Банат Бар, на вершине гряды, лежащей на северном берегу речки Шило напротив "подковы"; так в список возможных Цред попал сегодняшний сабж. Ещё один кандидат - деревня Сурда, расположенная к северо-востоку от Рамаллы.

Один из аргументов в пользу Хирбет Банат Бар - две небольшие крепости железного века, вроде как охранявшие дороги к объекту с севера и с юга. Казалось бы, зачем так укреплять поселение, не выглядящее большим или важным ? Но если здесь родина главного мятежника и/или его укреплённая база - это уже совсем другое дело. Другой довод - топографического и лингвистического характера. Согласно библеисту и лингвисту Тур-Синаю, "цреда" следует понимать как открытая и/или сухая. Словосочетание "эцба цреда" по крайней мере со времён Мишны обозначает средний палец - мол, именно потому, что он выделяется на фоне более коротких сотоварищей. Можно ли сказать, что "наша" гряда торчит среди окружающего пейзажа, наподобие самого длинного пальца ? Хм... может быть...

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина.

Radio-Wireless-no-19-golani-194812-70y-1
(Национальная фотоколлекция)

На фото - радистка из бригады Голани в декабле 1948-го. Рядом её орудие труда - Wireless no 19, в период ВМВ стандартное оборудование британской бронетехники. Согласно ивритской википедии, весной 1947-го Хагана приобрела порядка 400 таких девайсов по 19 долларов (интересное совпадение) за штуку; некоторые из них были установлены на кораблях, перевозивших нелегальных иммигрантов в обход британских ограничений. В январе 1948-го в кибуце Шфаим открылся курс офицеров связи, программа которого включала сабж. Согласно Розену и Нагелю (стр 54, 67-8), к 15 апреля имелось 500 экземпляров, причём некоторые из них с русскоязычными обозначениями, поскольку были выпущены в Канаде для поставки в СССР. Бааль-Шем (стр 119) пишет о 450 экземплярах в октябре (и тоже упоминает русскоязычные обозначения). В АОИ Wireless no 19 получил наименование МК-190 в стационарной конфигурации, МК-191 в мобильной конфигурации и МК-195 в стационарной конфигурации с дополнительным усилителем. Использовался и в бронетехнике, и в поселениях, и в штабах пехотных подразделений. Вышел из употребления в 1960-е. Из ТТХ - диапазон частот 2-8 МГц, амплитудная модлуяция, мощность морзянкой 10 Вт, при голосовой связи 2.5 Вт; плюс дополнительный диапазон частот 230-240 МГц.

Collapse )
bukvoed

Баркан - Хирбет эль-Бурак.



Посреди большого пустыря, окружённого с запада самарийским поселением Баркан, а с прочих сторон одноимённой промзоной, можно обнаружить руины римско-византийского селения, известные как Гитот Баркан или по-арабски Хирбет эль-Бурак ("руины бассейнов"). Собственно, если верить википедии, современный топоним Баркан был получен гебраизацией последнего.

Пару "бураков" можно видеть на заглавной фотографии. Это древняя каменоломня, каждую зиму превращающаяся в бассейны/пруды. Вокруг прудов - другие элементы промзоны древнего поселения, как гумно, печь для обжига извести и несколько винодавилен. В те стародавние времена производство вина, повидимому, играло ключевую роль в местной экономике. Одна из здешних винодавилен, по Равиву/Элинсону - крупнейшая в Самарии, на 40 тысяч литров спиртного продукта. Авторы добавляют, что бортике давильни выцарапaно имя Достиус (?), согласно тем же авторам - еврейского или самаритянского происхождения.

Собственно селение располагалось на небольшом плато южнее промзоны. Объект существовал с начала железного века до византийского периода; по оценкам, население составляло порядка тысячи человек. В 1978-м Шимон Дар проводил здесь раскопки, и в восточной части селения обнаружил церковь. По мнению Дара, церковь функционировала в 5-6 веках, а затем была разрушена. Из географических соображений возможно, что местные жители были самаритянами, которых власти пытались перековать, а они (в ходе одного из самаритянских восстаний) проявили своё недовольство в форме ликвидации вражеской церкви. В юго-западной части плато должно находиться некое "здание с колоннами".

Collapse )