bukvoed

Саад - Твердыня напротив Газы.



30 июня 1947-го в этой точке, километрах в трёх от будущего забора будущего сектора Газы, группа выпускников движения Бней Акива и примкнувших к ним репатриантов (в общей сложности порядка 60 человек) основала религиозный кибуц Саад. Похоже, что фактором при выборе места послужило соседство с другим религиозным кибуцем, Беэрот Ицхак, основанном четырьмя годами раньше и километра на три юго-западнее. В конце 1947-го в посёлке построили двухэтажный "ушастый" бетонный дом, призванный служить наблюдательной вышкой, убежищем и огневой точкой; идентичное строение мы уже видели в Беэри. После египетского вторжения кибуц оказался на переднем крае и постоянно подвергался артобстрелам / бомбардировкам; кибуцники закопались в подземые укрытия, деревянные строения разнесло вдребезги, но бетонное выдержало. 15 июля 1948-го египетская армия попыталась взять штурмом Беэрот Ицхак; бой шёл внутри кибуца; в итоге отразить атаку помогла пара 65-мм "наполеончиков", выдвинутых на позицию к западу от Саада. Вечером 18 июля египтяне атаковали позицию между Саад и Беэрот Ицхак; в отместку израильтяне ночью захватили соседнюю позицию. На этом этапе вступило в силу "второе перемирие". Наступательные операции АОИ осенью-зимой 1948-го несколько отодвинули фронт на запад, впоследствии там прошла "зелёная черта" и нынешний забор.

Саад после сместился немного на юг; а совсем чуть-чуть севернее старого места в 1951-м появился кибуц Кфар Аза. Ушастый дом оказался практически на окраине последнего. Теперь дом работает музеем "Маоз муль Аза" ("твердыня напротив Газы"). Проезжал мимо я почти случайно, ворота оказались на замке, звонить по указанному телефону и (в лучшем случае) ждать не очень определённое время было лень, так что я удовлетворился несколькими снимками из-за забора. Пишут, что внутри есть небольшая экспозиция, посвящённая ранней истории кибуца, и показывают соответствующий фильм; а на крыше оборудована смотровая площадка.

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина 17.

Radio-Collins-618T-MK-708-halftrack-1960s-q-70y-1
(70 лет войск связи)

В 1962-м был подписан договор о закупке для нужд сухопутных войск АОИ партии HF-раций Collins 618T. Этот авиационный прибор, похоже, до сих пор популярнен у радистов-любителей. Но с точки зрения наземной военщины у него был большой недостаток - нелюбовь к пыли. Чтобы иметь возможность поставить девайс в полугусеничный БТР и гонять по пустыне, израильские техники засунули его в алюминиевый яшик (АГ-618), снабжённый вентилятором и фильтром. Для управления 618T использовался отдельный блок; вместо этого блока сделали новый (КП-618), опять же приспособленный к нуждан "зелёной" армии. Результат можно видеть на верхнем фото - ящик с рацией слева, блок управления правее. Мобильная и стационарная конфигурации 618Т получили в АОИ обозначение MK-708 и МК-718 соответственно. Прибор работал в режиме однополосной амплитудной модуляции в диапазоне частот 2 - 29.999 МГц и выдавал 400 Вт.

Collapse )
bukvoed

Маалюль.



Сегодняшний объект - две церкви и мечеть, оставшиеся от арабской деревни Маалюль, к западу от Назарета. По всей видимости, история деревни восходит к библейскому Наалалю, упомянутому в книге Иегошуа как город левитов на границе колена Звулуна:

И вышел третий жребий сынам Зевулуна по семействам их; и простиралась граница надела их до Сарида. Поднималась граница их к западу и Марале, и достигала Даббэшета, и достигала потока, который пред Йокнеамом. А от Сарида поворачивала к востоку, к восходу солнца, у границы Кислот-Тавора, и выходила к Даверату, и поднималась к Яфие. А отсюда прошла к востоку в Гат-Ахэйфэр, к Эйт-Кацину, и вышла к Риммону, и повернула к Анэйе. И поворачивает граница от нее с севера к Ханнатону, и оканчивается в долине Ифтах-Эйл. И Каттат, и Наалал, и Шимрон, и Идала и Бэйт-Лэхэм – двенадцать городов с селами их.
(19:15)

А семействам сынов Мерари, лейвитам остальным, от колена Зевулуна: Йокнеам и предместья его, Карта и предместья ее, Димна и предместья ее, Наалал и предместья его – четыре города.
(21:35)

И ещё раз в книге судей:

Зевулун не изгнал жителей Китрона и жителей Наалола, и жили Кенаанеи в среде его, и стали данниками.
(1:30)

В Иерусалимском Талмуде (Мегила 2) находим список городов, которые по данным составителей были обнесены стеной во времена Иегошуа. Для каждого города очень кстати указаны и библейское, и современное авторам название; например "Наалаль Маалюль". Посему, в 1850-м Йосеф Шварц, еврейский географ родом из Баварии, идентифицировал объект с арабской деревней, носившей почти идентичное талмудическому (разницу трудно передать средствами русского языка, один сложный гортанный звук превратился в другой) название Маалюль. Объект фигурирует в налоговых списках 1596-го года как деревня в нахии Тверии, население 77, сельхозпродукция пшеница, ячмень, козы, пчёлы. В начале 20-го века земли Маалюля принадлежали известной бейрутской семье Сурсук; в 1921-м большую часть земли купили сионисты и основали там мошав Наалаль. По данным на 1945-й год, в деревне жили 490 мусульман и 200 христиан. 15 июля 1948-го Маалюль был занят АОИ в рамках операции Декель по вытеснению Арабской освободительной армии из Нижней Галилеи.

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина 16.

D387-040
(Яаков Саар, Национальная фотоколлекция)

31 мая 1990-го года террористы из ООП предприняли попытку добраться до побережья Израиля на быстроходных моторных лодках. В итоге только одна лодка достигла берега в районе Ницаним, где экипаж был задержан, а плавсредство сфотографировано и впоследствии передано в музей ВМФ. Заодно с лодкой в кадр попал солдат с новой переносной рацией, вместо барашков и прочей фигни оснащённой клавиатурой и крохотным экранчиком. Сабж был разработан Тадираном в 1980-е, чтобы занять место AN/PRC-77; серийные поставки начались в 1987-м, но ввиду высокой стоимости была куплена относительно небольшая партия. Поскольку Розен и Нагель не указывают израильское обозначение рации, то и я на всякий случай тоже промолчу; на экспорт она, видимо, предлагалась как PRC-80, и согласно интернету производилась по лицензии в Бельгии для тамошней жандармерии. Из ТТХ: частотная модуляция, диапазон 30-87.975 МГц с шагом 25 кГц, мощность 0.25 Вт или 4 Вт. Из опциональной периферии - усилитель, пульт для переключения заранее установленных частот итп. В числе прочего была предусмотрена возможность шифрования связи. Знающие люди подсказывают, что на момент публикации поста рация находится в процессе замены.

Collapse )
bukvoed

Хурват Ракит.



Хурват Ракит, или по-арабски Хирбет Руктия / Рахтие / Кахтие (возможно "руины дикого голубя"), находится примерно на полпути между Далият эль-Кармель и кибуцем Бейт Орен, на склоне горы Шокеф. В 1873-м объект посетили исследователи из PEF, но нашли лишь "кучу камней". Первое более детальное описание принадлежит Лоренсу Олифанту, который в 1883-4 приметил маслодавильни и погребальную пещеру с греческой надписью на фасаде; местный феллах рассказал ему, что по легенде здесь жили греческие монахи. Около 1908-го заскочил фон Мюлинен и тоже написал пару слов. В 1996-м израильский археолог Шимон Дар, как раз закончивший разбираться с соседней Хурват Сумака, перебрался в Хурват Ракит и копал до 2002-го. Согласно статье Дара в Энциклопедии археологических раскопок, он обнаружил поместье, принадлежавшее богатой еврейской или самаритянской семье. Объект функционировал с 2-го по 7-й века, с перерывом в середине-конце 5-го века. Позднее, при крестоносцах и мамлюках, тут видимо была маленькая деревня.

Среди прочих помещений археологи идентифицировали синагогу, не то еврейскую, не то (по мнению некоторых, скорее всего) самаритянскую (забегая вперёд, я не понял, где её искать на местности). Перед нами, пишет Дар, "интересный пример общественного здания, построенного в маленьком сельском поселении, изначально основанном в конце римского периода как поместье". Следует ли понимать это так, что к моменту строительства синагоги (конец 3-го или начало 4-го века) Хурват Ракит "переформатировалась" из поместья в деревню ? Размеры синагоги 10.3 на 7 м; вдоль стен два ряда скамеек, в общей сложности мест на 80; пол был украшен мозаикой с геометрическим орнаментом и греческой надписью "Боже, помоги. Бог един." Рядом со входом нашли обломки карниза, украшенного изображениями меноры, розетками итп.

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина 15.

Radio-GRC-106-training-1992-70y-1
(70 лет войск связи)

Начиная с 1970-го на смену предшествовавшим HF-рациям - монструозной SCR-193 и приземлённой Collins 618T - пришла AN/GRC-106, также американского происхождения, но производившаяся по лицензии Тадираном. В АОИ девайс получил обозначение МК-106 и задержался по крайней мере до середины 1990-х. На фото выше учения в 1992-м, девайс установлен в БТР M113. Нижняя из двух весьма увесистых коробок - собственно рация, верхняя - усилитель; можно видеть, что оба помечены одним и тем же номером - тасовать не рекомендовалось, могли не "подружиться". Диапазон частот 2-29.999 МГц, однополосная амплитудная модуляция, внушительная мощность 400 Вт.

Прибор использовался для связи на больших расстояниях и для работы в резервных сетях. После включения требовалось дать ему время на разогрев и покрутить ручки на усилителе для подстройки его к антенне. Злые языки говорят - допускаю, что немного клевещут - что работал он через раз, и при этом обогревал БТР не хуже иной печки. Сам я с МК-106 пересекался редко, но припоминаю случай, когда на учениях его антенна расплавила изоляцию неосторожно уложенного рядом постороннего кабеля и прожгла в прикрывавшей БТР маскировочной сети большую дыру... В комментах подсказывают, что в конце 2000-х девайс начали потихоньку выводить в отставку, и продолжался этот процесс примерно до середины 2010-х.

Collapse )
bukvoed

Рас Али - Мельницы.



32-километровая речка Ципори начинается в районе Назарета и течёт примерно на северо-запад, пока не впадает в Кишон. На интересующем нас в данный момент участке речка "натыкается" на холм, делает вынужденный крюк на северо-восток и возвращается к прежнему курсу. На вершине холма располагается небольшая деревня Рас Али; а по западную сторону седловины, соединяющей деревню с "большой землёй", над левым берегом речки можно обнаружить заброшенный каскад из двух водяных мельниц, известный как мельницы Рас Али, мельницы Алиль или мельницы Марфука. Последнее название вроде бы переводится как "высокая", и википедия действительно уверяет, что её общая высота (от верхнего жёлоба до нижних колёс ?) в 12 м - наибольшая среди известных мельниц в Эрец Исраэль. Воду для мельниц отводили из источника Эйн Йивка, примерно в трёх километрах выше по течению, причём если карта нам не врёт - на правом берегу, то есть акведук должен был пересекать речку. Верхняя мельница закрылась в 1930-е, а нижняя дотянула до 1946-го.

Тот же самый источник Эйн Йивка приводил в действие мельницу монахов, расположенную на правом берегу той же речки, метров на 700 "недотекая" до Рас Али. Опять же согласно википедии, мельницу построил примерно в 1825-м орден кармелитов по инициативе и по проекту одного из монахов, некоего Джамбатисты из Фраскати. Дополнительную информацию предоставляет сайт Кишонского управления рек и стоков. Мол после того, как в 1821-м османский правитель Акко Абдалла-паша приказал разрушить монастырь Стелла Марис, римское руководство ордена прислало в наши Джамбатисту, архитектора по профессии, помочь с восстановлением. Джамбатиста прикинул, что работы обойдутся в 350 тысяч франков, и в качестве одного из источников средств инициировал восстановление старой мельницы, прекратившей функционировать на рубеже 18-19 веков. Поручив надзор за работами молодому помощнику, он отбыл обратно в Европу, на поиски спонсоров. Мельница монахов проработала примерно до 1930-го. С 1950-х здание вроде бы использовали для содержания животных; в 2000-м переоборудовали под гостиницу / ресторан / зал торжеств; с 2011-го его арендует у кармелитов вышеупомянутое Кишонское управление рек и стоков. Там вроде бы предполагается оборудовать "центр инструктажа по восстановлению рек", но пока что ворота на замке.

Collapse )
bukvoed

Атлит - Дом Лезеровича.



Согласно википедии, в 1932-м британцы оборудовали в районе Атлита лагерь, в значении "пенитенциарное учреждение". Располагался он где-то там, где позже появилась военная тюрьма номер 6, засветилась в местном фольклоре и недавно закрылась. Не следует путать "наш" объект с другим британским лагерем, для нелегальных иммигрантов - тот находился значительно западнее. Во время арабского восстания 1936-9 годов задержанных участников оного держали в том числе в интересующем нас сегодня заведении.

Ночью 16-17 августа 1938-го отряд из примерно 200 арабов напал на лагерь. Чтобы задержать прибытие подкреплений, на дорогах соорудили баррикады из камней. Основная часть отряда попытались освободить соратников, но вроде бы охрана отбилась (только в статье на yoaview.com сказано, что десятки заключённых бежали). Другие направились к жилищам персонала и ворвались в дом офицера полиции Моше Лезеровича, заместителя командира лагеря. Они захватили Лезеровича, его жену Брурию, троих детей и оказавшегося в гостях брата Брурии Элиягу Киржнера, работника местной соляной фабрики.

После прибытия подкреплений британцы начали поиски, но безуспешно. Утром 20 августа охранники кибуца Мишмар а-Эмек, километрах в 20 к юго-востоку от Атлита, заметили группу из двух взрослых и трёх детей; потом первые скрылись, а вторые дошли до ворот кибуца и оказались детьми Лезеровичей (Рахель, 12 лет, Ифрах, 8 лет, и Хагай, 2 года). При них была купюра в один палестинский фунт и записка следующего содержания: "От Юсуфа Абу Дуры, командира восставших. Арабский народ - благородный народ. Когда нас привели, Абу Дура принял нас и обращался с нами хорошо. Согласно религиозным предписаниям. Дал нам деньги на дорожные расходы. Я и мои братья были довольны. Рахель Лезерович." О судьбе родителей они ничего не знали. Как выяснилось впоследствии, троих взрослых убили практически сразу, после короткого импровизированного суда, и спрятали их останки, а затем ещё раз перепрятали. Детей Абу Дура, по некоторым данным, сперва собирался перевоспитать в мусульман; но в итоге некие более умеренные деятели настояли на их освобождении.

В дальнейшем британцы пытались "взять" Абу Дуру, но до поры до времени тому везло. В 1939-м восстание стало утихать, и Юсуф бежал в Дамаск; но в том же году, видимо при попытке вернуться в Палестину, был арестован Арабским Легионом. Его выдали властям Палестины, осудили за несколько убийств арабских старост ("признанных виновными" в сотрудничестве с британцами и евреями), и казнили в 1940-м. Тем временем началась Вторая Мировая. В том же 1940-м, 9 сентября, Хагай Лезерович погиб в Тель Авиве от итальянской бомбы.

В 1962-м в газете Маарив было опубликовано интервью с бывшим участником арабского восстания, в частности признавшимся в участии в нападении на лагерь. Генеральный инспектор полиции поручил офицеру Шломо Бен-Элькане заняться поиском тел Моше, Брурии и Элиягу. В итоге Бен-Элькане удалось добыть наводку, и летом 1963-го останки были обнаружены в яме возле бывшей деревни Эйн Худ или нынешнего посёлка Эйн Ход. Тела перезахоронили на кладбище в Ришон ли-Ционе.

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина 14.

Radio-SCR-193-BC-191-BC-348-Rakash-110-1960s-q-70y-1
(70 лет войск связи)

Израильская радистка передаёт морзянкой посредством SCR-193 (МК-193). Справа тёплый ламповый передатчик BC-191 (слегка развинченный для лучшего охлаждения), слева приёмник BC-348. Девайс работал в полосе частот HF, мощность 75 Вт. Использовался американской военщиной в ВМВ; в АОИ служил в ходе Синайской кампании и Шестидневной войны, насколько я понимаю - для связи на больших расстояниях. Азбука Морзе ещё применялась в некоторых сетях сухопутных войск АОИ в ШДВ; в 1971-м войска связи перестали обучать радистов этому ныне забытому искусству.

Ссылки:
דניאל רוזן, מיכאל נגל - שבעים שנות חיל הקשר והתקשוב
bukvoed

Кацир - Ахват.



В 1978-м профессор Хайфского университета Адам Зерталь взвалил на себя археологическую разведку гор Менаше. В рамках тридцатилетнего проекта он и его команда осмотрели порядка полутора тысяч локаций, из которых наиболее известен обнаруженный в 1980-м культовый сайт на горе Эйваль. К ноябрю 1992-го разведчики продвинулись далеко на север и добрались до точки под названием Ахват (т.е. "стены"), расположенной по южную сторону Вади Ара / Нахаль Ирон, на западном склоне холма возле посёлка Кацир. Там Зерталь решил задержаться, с 1993-го по 2000-й провёл семь сезонов раскопок, и в 2012-м опубликовал окончательный отчёт. На сайте Хайфского университета можно найти упоминание о планировавшемся продолжении раскопок в 2002-м; но, похоже, не сложилось.

Из результатов раскопок следует, что на протяжении короткого периода на границе бронзового и железного веков в данной точке находился укреплённый город. За исключением более поздней сельскохозяйственной деятельности, другие слои практически отсутствали. Городская стена имела необычные для Ханаана "волнистые" контуры, ворота нетипичной конструкции и содержала странные глубокие ниши с ложными сводами (в отчёте именуемые "коридоры"); установить назначение этих ниш не удалось. Среди других необычностей Зерталь отметил несколько круглых каменных строений с перекрытиями в виде ложного купола, опять же неясного назначения (в отчёте "толосы") и большое здание с "микенскими элементами". Промышленные инсталляции были представлены парой маслодавильных девайсов и печью, которая (судя по найденным рядом кускам руды) предположительно служила для ковки железных инструментов. До сих пор непонятно, откуда брали воду - археологам не удалось найти ни какую-либо централизованную систему, ни даже простые резервуары; постоянно таскаться к ближайшему источнику (Айн аз-Зейтуна, около полукилометра в северном направлении) выглядит не слишком удобным решением для большого укреплённого поселения. Среди мелких находок - скарабеи (в том числе один с именем Рамзеса III), цилиндрическая печать, голова козла из слоновой кости в египетском стиле, бусины итд. Загадочный 2-сантиметровый бронзовый кругляш с изображением женского лица был в итоге интерпретирован как головка штифта, удерживавшего колесо колесницы. Керамика оказалась почти исключительно местной, частично похожей на ханаанейскую, частично на израильскую; лишь единичные черепки были интерпретированы как эгейские и египетские.

На основании анализа керамики, скарабеев, печати итп Зерталь сделал вывод, что город существовал примерно в 1220-1150 годах до нашей эры. По Зерталю, есть свидетельства того, что объект был построен "в один приём", вероятно по заранее подготовленному плану и в соответствии с некой сложившейся "нелевантийской" традицией. Лет через 50-60 город был покинут без видимых причин. Внезапно, проведённый около 2007-го радиоуглеродный анализ 12 косточек маслин, взятых из пресса в зоне C, дал 1050-950 годы. Зерталь склонен объяснять это либо тем, что пресс продолжали использовать после того, как город был заброшен, либо каким-то сбоем при анализе... Более поздний слой сводился к расчистке местности, строительству террас итп; при этом здания внутри поселения были сильно разрушены и засыпаны землёй; тогда как большая часть городской стены сохранилась в качестве стен террас или оград участков. Слой содержал 18 монет, из которых 14 - мелкие монеты 4-5 веков и соответствующую керамику, и на этом основании был датирован упомянутыми веками. Сельхозактивность продолжалась и в более поздние периоды (так, археологам попались обломки османских трубок), но видимо уже без перекраивания ландшафта.

Быстро стало ясно, что материальная культура жителей города не соответствует ни хаанейской, ни израильской, ни филистимлянской, ни финикийской, ни египетской, хотя и имела определённые общие черты с каждой из перечисленных. В 1995-м Михаил Гельцер из того же Хайфского университета обратил внимание на сходство архитектуры Ахват со строениями нурагической культуры 2-го тысячелетия до нашей эры на далёком острове Сардиния; для них были характерны волнистые линии, коридоры (в том числе тупиковые) с ложными сводами и круглые помещения с ложными куполами. Нечто сходное, и возможно ещё более похожее на наш случай, существовало во второй половине того же тысячелетия на Корсике (т.н. торееническая культура). Наводку приняли к рассмотрению, и к проекту присоединился профессор Джованни Угас из университета Кальяри. Зерталь, впрочем, подчёркивает, что Ахват - не нурагический/тореенический сайт, а "левантийский с западносредиземноморскими архитектурными элементами". Так или иначе, главными кандидатами в архитектуртрегеры стали представители одного из "народов моря" - шерданы.

Collapse )