Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

bukvoed

В эфире - израильская военщина 2.

D279-062
(Национальная фотоколлекция)

Жизнь израильского пехотного связиста в 1948-м могла быть тяжёлой в самом прямом смысле, поскольку рация SCR-300 американского производства весила внушительные 17 килограмм. Из прочих ТТХ - диапазон частот 40-48 МГц, частотная модуляция, мощность 0.5 Вт, дальность связи порядка 5 км. В АОИ сабж называли сначала МК-20, потом МК-300. Согласно Розену и Нагелю, к 15-му апреля 1948-го имелось 125 экземпляров. Бааль-Шем пишет про 450 экземпляров в октябре. Сабж использовался на уровне батальона и роты, а также на лёгких самолётах. Опять же по Розену и Нагелю, девайс оставался на вооружении до ШДВ, но под конец использовался в основном в подразделениях артиллерии и территориальной обороны. Заглавная фотография сделана возле арабской деревни Бейт Натиф в октябре 1948-го.

Collapse )
bukvoed

Хирбет Балата.



(Продолжение похода с Мидрешет Арей Гофна)

Предыдущий фотоотчёт заканчивался крепостью на седловине между холмами. К востоку от нас - излучина речки Шило, что на заглавной фотографии (сделанной, правда, с другого ракурса); и внутри излучины - Хурват Балата. Как мы помним, Альт и затем Олбрайт не нашли здесь довизантийскую керамику, и стало ясно, что "железновечная" Цреда Иеровоама бен Навата - не здесь. Но некоторые исследователи считают, что здесь могла находиться "хасмонейская" Цреда Йоси бен Йоазара. Возможно, за прошедшую почти сотню лет тут нашлась хасмонейская керамика ? Другие учёные мужи голосуют клавиатурами за Сурду возле Рамаллы.

Collapse )
bukvoed

Хирбет Банат Бар.



(По следам похода с Мидрешет Арей Гофна)

Цреда упоминается в ТАНАХе в качестве родины Иеровоама из колена Эфраима, первого царя северного/израильского царства. Как повествует книга Царств (Мелахим I 11), Иеровоам хорошо проявил себя во время строительных работ в Иерусалиме, и царь Соломон назначил его начальником над работниками из потомков Иосифа. И, возможно, рос бы он потихоньку из прорабов в министры, но вмешались ещё более высокие инстанции:

И было, вышел в то время Яровам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. На поле их было только двое. И схватился Ахийа за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков, И сказал он Яроваму: возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: "Вот, Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен; А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради Йерушалаима, города, который Я избрал из всех колен Исраэйлевых, Потому что они оставили Меня и стали поклоняться Ашторэт, божеству Цидонскому, и Кемошу, божеству Моавитскому, и Милкому, божеству сынов Аммоновых, и не пошли путями Моими, чтобы делать то, что праведно в очах Моих и (соблюдать) уставы Мои и законы Мои, как делал Давид, отец его (Шеломо).

Следующее, что мы узнаём - Соломон попытался убить Иеровоама, и последнему пришлось бежать в Египет. Совпадение ? Не думаю (С). Вернулся он после смерти мудрейшего из царей, и сразу присоединился к "израильской" делегации, ведущей переговоры с наследником Рехвамом. Отец твой конкретно достал народ своими мегапроектами, резанули правду-матку делегаты; неплохо бы уменьшить планы на следующую пятилетку. Фигвам, ответил неразумный Рехавам, я вам за такую наглость ещё увеличу нормы выработки. Израильтяне пожали плечами, разошлись по шатрам, а когда Рехавам прислал к ним своего чиновника, то разошлись совсем, забросали посланца камнями, и выбрали Иеровоама царём. Дальше Иеровоам испортил себе карму, но речь не о том...

Вернёмся к тексту. Итак, Цреда - родной город Иеровоама; а согласно "ватиканскому кодексу" Септуагинты - город, который Иеровоам укрепил и превратил в свою "базу". Больше про Цреду в ТАНАХе ни слова. Правда, в Диврей а-ямим 2 4:17 говорится, что медные изделия для храма отливали "между Суккот и Церэйдатой"; а в параллельной фразе из Мелахим 1 7:46 то же самое происходит между Суккотом и Цартаном; отсюда гипотеза, что Цреда = Цередата = Цартан, а по последнему есть ещё зацепки. Кроме того, в Шофтим 7:21 Гидеон гонит мидьянитян "до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата". Mного лет спустя, во время восстания маккавеев, Йоси сын Йоазара из Цреды занимал пост председателя (наси) Синедриона; но учитывая прошедшие сотни лет и измененившиеся границы еврейского "ишува" - не факт, что это та же самая Цреда.

В 1923-м знаменитый американский археолог Уильям Олбрайт отправился изучать Самарию, и обнаружил возле подковообразного изгиба-меандра речки Шило (Вади Дир Балут), к югу от нынешнего поселения Пдуэль, источник, который местные жители называли Эйн Середа. Внутри же подковы располагались руины, т.н. Хирбет Балата; и Олбрайт предположил, что это Цреда и есть. Некоторое время спустя Альбрехт Альт изучил Хирбет Балата повнимательнее, не нашёл там керамику старше византийского периода, и выразил своё несогласие. В 1930-32 Олбрайт сделал второй заход и вынужден был признать нестыковку. Вместо Хирбет Балата он предложил расположенную восточнее деревню Дир Гасана - на окраине деревни обнаружился овражек по имени Халлет Серида, а раскопки принески керамику начиная с железного века. Олбрайт также вскользь упоминает название Вади Серида, возможно часть речки Шило ? В 1973-м израильский археолог Моше Кохави провёл в этих краях разведку и нашёл подходящие черепки совсем неподалёку от Хирбет Балата - в Хирбет Банат Бар, на вершине гряды, лежащей на северном берегу речки Шило напротив "подковы"; так в список возможных Цред попал сегодняшний сабж. Ещё один кандидат - деревня Сурда, расположенная к северо-востоку от Рамаллы.

Один из аргументов в пользу Хирбет Банат Бар - две небольшие крепости железного века, вроде как охранявшие дороги к объекту с севера и с юга. Казалось бы, зачем так укреплять поселение, не выглядящее большим или важным ? Но если здесь родина главного мятежника и/или его укреплённая база - это уже совсем другое дело. Другой довод - топографического и лингвистического характера. Согласно библеисту и лингвисту Тур-Синаю, "цреда" следует понимать как открытая и/или сухая. Словосочетание "эцба цреда" по крайней мере со времён Мишны обозначает средний палец - мол, именно потому, что он выделяется на фоне более коротких сотоварищей. Можно ли сказать, что "наша" гряда торчит среди окружающего пейзажа, наподобие самого длинного пальца ? Хм... может быть...

Collapse )
bukvoed

В эфире - израильская военщина.

Radio-Wireless-no-19-golani-194812-70y-1
(Национальная фотоколлекция)

На фото - радистка из бригады Голани в декабле 1948-го. Рядом её орудие труда - Wireless no 19, в период ВМВ стандартное оборудование британской бронетехники. Согласно ивритской википедии, весной 1947-го Хагана приобрела порядка 400 таких девайсов по 19 долларов (интересное совпадение) за штуку; некоторые из них были установлены на кораблях, перевозивших нелегальных иммигрантов в обход британских ограничений. В январе 1948-го в кибуце Шфаим открылся курс офицеров связи, программа которого включала сабж. Согласно Розену и Нагелю (стр 54, 67-8), к 15 апреля имелось 500 экземпляров, причём некоторые из них с русскоязычными обозначениями, поскольку были выпущены в Канаде для поставки в СССР. Бааль-Шем (стр 119) пишет о 450 экземплярах в октябре (и тоже упоминает русскоязычные обозначения). В АОИ Wireless no 19 получил наименование МК-190 в стационарной конфигурации, МК-191 в мобильной конфигурации и МК-195 в стационарной конфигурации с дополнительным усилителем. Использовался и в бронетехнике, и в поселениях, и в штабах пехотных подразделений. Вышел из употребления в 1960-е. Из ТТХ - диапазон частот 2-8 МГц, амплитудная модлуяция, мощность морзянкой 10 Вт, при голосовой связи 2.5 Вт; плюс дополнительный диапазон частот 230-240 МГц.

Collapse )
bukvoed

Баркан - Хирбет эль-Бурак.



Посреди большого пустыря, окружённого с запада самарийским поселением Баркан, а с прочих сторон одноимённой промзоной, можно обнаружить руины римско-византийского селения, известные как Гитот Баркан или по-арабски Хирбет эль-Бурак ("руины бассейнов"). Собственно, если верить википедии, современный топоним Баркан был получен гебраизацией последнего.

Пару "бураков" можно видеть на заглавной фотографии. Это древняя каменоломня, каждую зиму превращающаяся в бассейны/пруды. Вокруг прудов - другие элементы промзоны древнего поселения, как гумно, печь для обжига извести и несколько винодавилен. В те стародавние времена производство вина, повидимому, играло ключевую роль в местной экономике. Одна из здешних винодавилен, по Равиву/Элинсону - крупнейшая в Самарии, на 40 тысяч литров спиртного продукта. Авторы добавляют, что бортике давильни выцарапaно имя Достиус (?), согласно тем же авторам - еврейского или самаритянского происхождения.

Собственно селение располагалось на небольшом плато южнее промзоны. Объект существовал с начала железного века до византийского периода; по оценкам, население составляло порядка тысячи человек. В 1978-м Шимон Дар проводил здесь раскопки, и в восточной части селения обнаружил церковь. По мнению Дара, церковь функционировала в 5-6 веках, а затем была разрушена. Из географических соображений возможно, что местные жители были самаритянами, которых власти пытались перековать, а они (в ходе одного из самаритянских восстаний) проявили своё недовольство в форме ликвидации вражеской церкви. В юго-западной части плато должно находиться некое "здание с колоннами".

Collapse )
bukvoed

Хирбет Хамад.



Сегодняшний объект фигурирует у Герена и Кондера как Хирбет эль-Фахахир, но теперь он больше известен как Хирбет Хамад. Он находится на холме к югу от транссамарийского шоссе (ака номер 5), неподалёку от поселения Брухин и арабской деревни Брукин. На холме собрали керамику с железного века I и до раннеисламской. В византийский период здесь было значительное сельскохозяйственное селение. В 1992-м по итогам археологической разведки на южной окраине селения провели короткие раскопки и обнаружили церковь, построенную в 5-м веке и функционировавшую до 6-го. На вершине холма, к северу от церкви, можно обнаружить целый лабиринт стен, а на склонах - разнообразные могилы и сельхозинсталляции. Ранней весной вокруг руин в изобилии цветут анемоны; впрочем, ранней весной они где только не цветут...

Collapse )
bukvoed

Тель Авив - Таможня.



Построенная британцами на исходе ПМВ узкоколейка Яффа - Лод имела небольшое ответвление на север, к линии фронта; оно покидало основную линию в 2.5-3 км к северо-востоку от яффской станции, в точке известной как "перекрёсток Сарона". Когда в 1920-м военную 600-мм сменила гражданская 1435-мм линия, она включала новую станцию Тель Авив на месте бывшей развилки. Отсюда 7 августа 1949-го в Иерусалим проследовал первый поезд израильской линии, с премьером Давидом Бен-Гурионом и минтранспорта Давидом Ремезом на борту; регулярное пассажирское сообщение возобновилось в марте 1950-го. Между первым и вторым объект успели переименовать в Тель Авив Юг, ввиду появления парной станции на севере.

В 1970-м конечную, ветшавшую и создававшую помехи автомобильному движению в городе, передвинули на пару километров на юго-восток, на окраину города - к нынешней развязке Кибуц Галуйот. О первоначальном расположении напоминает название улицы (а-ракевет, т.е. "поезд") и серое здание бывшей таможни, чуть изогнутое сообразно бывшим путям. Так, вероятно, было лучше для города в целом, но хуже для пассажиров. По этой и возможно другим причинам последние проголосовали ногами; к концу 1970-х с новенькой станции ежедневно отправлялся один-единственный поезд, как в 19-м веке. Ещё полтора десятка лет спустя воплотилось в жизнь давно обсуждавшееся предложение по улучшению дорожной и железнодорожной сетей в районе Тель-Авива: пересекавшую ТА с юга на север сезонную речку Аялон загнали в узкий коридор между бетонными стенами, а по освободившейся части русла проложили шоссе и железную дорогу с новыми станциями. Таким образом, с 1993-го участок Лод - ТА перестал быть тупиком, вместо этого плавно переходя в хайфскую линию; неудобную южную станцию за ненадобностью закрыли; это место до сих пор используется как стоянка поездов и для других внутренних железнодорожных нужд, но не более того.

Collapse )
bukvoed

Уша.



(По следам поездки с nehag_sus)

Античный город Уша известен нам в качестве одного из пристанищ Синедриона в римский период. Вот как описывает маршрут мудрецов Вавилонский Талмуд (Рош ха-Шана 31а-б):

Санедрин ушел в галут из Зала Тесаных Камней в Ханут, из Ханута - в Иерусалим, из Иерусалима - в Явне, из Явне - в Ушу, из Уши - в Явне, из Явне - в Ушу, из Уши - в Шфарам, из Шфарама - в Бейт-Шеарим, из Бейт-Шеарим - в Циппори, из Циппори - в Тверию.

Уже к середине 19-го века кто-то из заграничных исследователей обратил внимание на место к западу от Шфарама, носившее название Хирбет Хуша или просто Хуша и связал его с талмудической Ушей. Кого именно следует считать первооткрывателем, я пока не понял. Цунц в книге 1841-го года издания просто пишет "Уша, нынешняя Хуша". У Герена читаем, что "Хирбет Хуше, весьма вероятно, есть древняя Уша, часто упоминаемая вместе с Шфарамом"; он также отмечает возможную синагогу - практически полностью разрушенное здание, от которого остались хорошо обработанные каменные блоки и обломок капители.

В конце 19 века в этих местах поселились иммигранты из Алжира, и образовалась небольшая деревня, опять же Хуша. Ивритская википедия связывает это событие с поражением восстания Абд аль-Кадира, хотя последний был разбит в 1847-м, а деревня, похоже, появилась намного позже. В 1937-м на пару километров западнее был основан кибуц Уша. 16 апреля 1948-го, в ходе боёв за Рамат Йоханан, деревня была занята бригадой Кармели, и впоследствии разрушена.

С 2005-го здесь ведутся археологические раскопки; в последние годы ими руководит Яир Амицур. Информации о раскопках в сети прискорбно мало, и сводится она в основном к тому, что там нашли редкий византийский молоток или, скажем, стеклянный подсвечник. Повидимому, в Уше производили стеклянную посуду и какие-то железяки, но скорее всего более существенными источниками дохода были вино и оливковое масло. С подачи того же Амицура в 2017-м здесь провели пешеходный маршрут под названием "тропа Синедриона". Ну, а сам объект с 2009-го считается национальным парком.

Collapse )