bukvoed

В эфире - израильская военщина.

Radio-Wireless-no-19-golani-194812-70y-1
(Национальная фотоколлекция)

На фото - радистка из бригады Голани в декабле 1948-го. Рядом её орудие труда - Wireless no 19, в период ВМВ стандартное оборудование британской бронетехники. Согласно ивритской википедии, весной 1947-го Хагана приобрела порядка 400 таких девайсов по 19 долларов (интересное совпадение) за штуку; некоторые из них были установлены на кораблях, перевозивших нелегальных иммигрантов в обход британских ограничений. В январе 1948-го в кибуце Шфаим открылся курс офицеров связи, программа которого включала сабж. Согласно Розену и Нагелю (стр 54, 67-8), к 15 апреля имелось 500 экземпляров, причём некоторые из них с русскоязычными обозначениями, поскольку были выпущены в Канаде для поставки в СССР. Бааль-Шем (стр 119) пишет о 450 экземплярах в октябре (и тоже упоминает русскоязычные обозначения). В АОИ Wireless no 19 получил наименование МК-190 в стационарной конфигурации, МК-191 в мобильной конфигурации и МК-195 в стационарной конфигурации с дополнительным усилителем. Использовался и в бронетехнике, и в поселениях, и в штабах пехотных подразделений. Вышел из употребления в 1960-е. Из ТТХ - диапазон частот 2-8 МГц, амплитудная модлуяция, мощность морзянкой 10 Вт, при голосовой связи 2.5 Вт; плюс дополнительный диапазон частот 230-240 МГц.

Collapse )
bukvoed

Баркан - Хирбет эль-Бурак.



Посреди большого пустыря, окружённого с запада самарийским поселением Баркан, а с прочих сторон одноимённой промзоной, можно обнаружить руины римско-византийского селения, известные как Гитот Баркан или по-арабски Хирбет эль-Бурак ("руины бассейнов"). Собственно, если верить википедии, современный топоним Баркан был получен гебраизацией последнего.

Пару "бураков" можно видеть на заглавной фотографии. Это древняя каменоломня, каждую зиму превращающаяся в бассейны/пруды. Вокруг прудов - другие элементы промзоны древнего поселения, как гумно, печь для обжига извести и несколько винодавилен. В те стародавние времена производство вина, повидимому, играло ключевую роль в местной экономике. Одна из здешних винодавилен, по Равиву/Элинсону - крупнейшая в Самарии, на 40 тысяч литров спиртного продукта. Авторы добавляют, что бортике давильни выцарапaно имя Достиус (?), согласно тем же авторам - еврейского или самаритянского происхождения.

Собственно селение располагалось на небольшом плато южнее промзоны. Объект существовал с начала железного века до византийского периода; по оценкам, население составляло порядка тысячи человек. В 1978-м Шимон Дар проводил здесь раскопки, и в восточной части селения обнаружил церковь. По мнению Дара, церковь функционировала в 5-6 веках, а затем была разрушена. Из географических соображений возможно, что местные жители были самаритянами, которых власти пытались перековать, а они (в ходе одного из самаритянских восстаний) проявили своё недовольство в форме ликвидации вражеской церкви. В юго-западной части плато должно находиться некое "здание с колоннами".

Collapse )
bukvoed

Хирбет Хамад.



Сегодняшний объект фигурирует у Герена и Кондера как Хирбет эль-Фахахир, но теперь он больше известен как Хирбет Хамад. Он находится на холме к югу от транссамарийского шоссе (ака номер 5), неподалёку от поселения Брухин и арабской деревни Брукин. На холме собрали керамику с железного века I и до раннеисламской. В византийский период здесь было значительное сельскохозяйственное селение. В 1992-м по итогам археологической разведки на южной окраине селения провели короткие раскопки и обнаружили церковь, построенную в 5-м веке и функционировавшую до 6-го. На вершине холма, к северу от церкви, можно обнаружить целый лабиринт стен, а на склонах - разнообразные могилы и сельхозинсталляции. Ранней весной вокруг руин в изобилии цветут анемоны; впрочем, ранней весной они где только не цветут...

Collapse )
bukvoed

Пегасы на выпасе.

VEC-M1-unifil-near-kfar-kila-20090105-gty-1

"Испанский БРДМ" Pegaso VEC-M1 испанского же контингента ЮНИФИЛ патрулирует границу возле ливанской деревни Кафр Кила (что, согласно википедии, переводится как "деревня пастбищ"), 2009.

Collapse )
bukvoed

Тель Авив - Аэропорт Сде Дов.



В 1937-м мэр Тель Авива Исраэль Роках обратился к мандатным властям с задумкой открыть в городе собственный аэропорт, поскольку в условиях арабского восстания (1936-9 годов) добраться до ближайшего аэропорта в окрестностях арабского Лода могло оказаться рискованной затеей. Британцы согласились; 23 сентября 1938-го аэропорт был торжественно открыт, и вместе с ним - ежедневная авиалиния в Хайфу. В 1940-м в автокатастрофе погиб Дов Хоз, заместитель мэра и большой сторонник развития авиации; в результате объект получил название Сде Дов. В ходе Войны за независимость аэропорт стал базой воздушной службы Хаганы, плавно перешедшей в ВВС Израиля. 15-го мая четвёрка египетских Спитфайров атаковала аэропорт; один из самолётов был сбит огнём ПВО. После 1948-го аэропорт поначалу использовался мало; но в 1959-м сюда перебралась 100-я транспортная эскадрилья; и тогда же компания Аркиа, ранее летавшая в Эйлат из Лода, стала делать то же самое из Тель Авива. С тех пор и до недавнего времени ВВС и гражданские компании использовали объект совместно.

Тем временем Тель Авив рос, земля дорожала, и всё чаще выдвигалась идея убрать ли отсюда шумные летающие штуковины, а освободившуюся территорию продать под застройку. После долгих раздумий, дискуссий, согласований, судебных процессов и законотворческих инициатив, 1 июля 2019-го аэропорт был закрыт. Вся релевантная гражданская деятельность перешла в аэропорт имени Бен-Гуриона (бывший Лод). Военная - всё та же 100-я эскадрилья (незадолго до того поглотившая 135-ю) и разные наземные подразделения - в Хацор. К февралю 2020-го ВПП и прочие сооружения были разрушены. Выжила только командно-диспетчерская вышка, которую предполагается сохранить как историческую и вписать в будущий жилой квартал.

Collapse )
bukvoed

Тель Авив - Таможня.



Построенная британцами на исходе ПМВ узкоколейка Яффа - Лод имела небольшое ответвление на север, к линии фронта; оно покидало основную линию в 2.5-3 км к северо-востоку от яффской станции, в точке известной как "перекрёсток Сарона". Когда в 1920-м военную 600-мм сменила гражданская 1435-мм линия, она включала новую станцию Тель Авив на месте бывшей развилки. Отсюда 7 августа 1949-го в Иерусалим проследовал первый поезд израильской линии, с премьером Давидом Бен-Гурионом и минтранспорта Давидом Ремезом на борту; регулярное пассажирское сообщение возобновилось в марте 1950-го. Между первым и вторым объект успели переименовать в Тель Авив Юг, ввиду появления парной станции на севере.

В 1970-м конечную, ветшавшую и создававшую помехи автомобильному движению в городе, передвинули на пару километров на юго-восток, на окраину города - к нынешней развязке Кибуц Галуйот. О первоначальном расположении напоминает название улицы (а-ракевет, т.е. "поезд") и серое здание бывшей таможни, чуть изогнутое сообразно бывшим путям. Так, вероятно, было лучше для города в целом, но хуже для пассажиров. По этой и возможно другим причинам последние проголосовали ногами; к концу 1970-х с новенькой станции ежедневно отправлялся один-единственный поезд, как в 19-м веке. Ещё полтора десятка лет спустя воплотилось в жизнь давно обсуждавшееся предложение по улучшению дорожной и железнодорожной сетей в районе Тель-Авива: пересекавшую ТА с юга на север сезонную речку Аялон загнали в узкий коридор между бетонными стенами, а по освободившейся части русла проложили шоссе и железную дорогу с новыми станциями. Таким образом, с 1993-го участок Лод - ТА перестал быть тупиком, вместо этого плавно переходя в хайфскую линию; неудобную южную станцию за ненадобностью закрыли; это место до сих пор используется как стоянка поездов и для других внутренних железнодорожных нужд, но не более того.

Collapse )