Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

bukvoed

Модиин - Хурват Шер.



По западную сторону улицы Хашмонаим в Модиине, прямо напротив Умм аль-Умдан, находится ещё один объект. Подъехать к нему можно грунтовой дороге, ответвляющейся от 431-го шоссе восточнее Мерказ Эйнав. Дорога никак не помечена, но заблудиться сложно, а проехать мимо невозможно - через несколько десятков метров дорога упирается в тротуар улицы Хашмонаим - как раз в том месте, где сделан верхний снимок. Сделать бы там съезд на грунтовку и/или стоянку... ну да ладно, пост не о том.

Объект называется Хурват Шер (или Умм ас-Сур). Впервые это место фигурирует ещё в записях PEF в 1880-е. Отчёт времён мандата упоминает руины церкви, но не раскрывает тему. В следующий раз руки дошли только в 2003-5 и выявил следы сельскохозяйственного поселения греческого, византийского, исламского и мамлюкского периодов. Собственно поселение располагалось на западной стороне холма; к востоку же располагались сельхозугодья с террасами, колодцами, прессами и так далее. В ограде одной из террас нашли каменный блок с вырезанными крестами; не исключено, что именно его в своё время сочли свидетельством наличия церкви.

Collapse )
bukvoed

Нетания - Яд ле-Баним.



Результаты фотообхода вокруг Дома Яд ле-Баним в Нетании, с минимумом сопроводительного текста. Для незнакомых с местными реалиями, Яд ле-Баним (буквально "память о сыновьях") - это организация, занимающаяся увековечением памяти погибших в войнах Израиля. Так что дальше в основном мемориалы... и немного античной мозаики впридачу.

Collapse )

Crossposted to all_israel
bukvoed

Шоам - Хурват Бира.



В промзоне Шоама; много каменюк (в том числе руины церкви, в которых сохранилось чуть-чуть мозаики), каменоломня, резервуары, могилы и прочая фигня.

Маген пишет, что объект копали в 1980-83 и определили как усадьбу или монастырь. Сам он считает, что здесь была римская крепость четвёртого века. Потом в ней построили церковь (17.5 на 11 м). Вряд ли, считает он, объект переоборудовали в монастырь (нет характерных для последнего строений), скорее здесь было что-то вроде "путевой станции". В ранний исламский период объект был заброшен, и в какой-то момент здесь оборудовали маслодавильню.

Согласно Авни, имеем следующие стадии:
- Еврейскую ферму четвёртого века.
- Христианское поместье второй половины пятого века, с церковью.
- В ранний исламский период усадьбу продолжали использовать до девятого века; в какой-то момент добавили маслодавильню.

Collapse )
bukvoed

Хирбет Самара.



К западу от поселения Эйнав, что в западной Самарии, располагаются руины значительного населённого пункта римского периода, площадью примерно три гектара. На восточной окраине руин в 1991-2 раскопали здание, определённое как самаритянская синагога. На основании мозаики и найденных монет Ицхак Маген (видимо, он и копал ?) датировал её четвёртым веком. Во втором-третьем веках на месте будущей синагоги находилась постройка, назначение которой пока не выяснено, и системы резервуаров. Предположительно синагога была разрушена во время антивизантийских восстаний 5-6 веков; в конце византийского периода реконструирована, но вскоре - не то всё ещё при византийской, не то уже при арабской власти - заброшена.

Как и положено самаритянской синагоге, здание ориентировано на гору Гризим, в данном случае на восток; точнее, продольная ось немного отклоняется к северу от правильного направления, но археологи "простили" строителей - мол, иначе они в застройку не вписывались. Внутренние размеры главного зала - 15 на 8.4 м. Толщина северной и южной стен 2 и 2.3 м соответственно (вероятно, он поддерживали туннельный свод); торцовые значительно тоньше, 65 и 80 см. Вдоль северной и южной стен тянулись два ряда скамей; в южных рядах имелся промежуток шириной 2.13 м, украшенный мозаикой с изображением ковчега завета; Маген полагает, что там было место для чтения Торы. Позднее в восточной стене устроили нишу. Судя по канавке перед нишей, она была отделена от зала перегородкой. Предположительно в нише хранился свиток Торы. К востоку от здания был найден каменный блок с изображением ковчега завета; возможно этот блок был частью ниши. В ходе вышеупомянутого поздневизантийского капремонта брешь у южной стены заделали, а также добавили скамьи по обе стороны ниши.

Пол зала был украшен мозаикой 12 м на 4.85 м, собранной из пятимиллиметровых кубиков - довольно тонкая работа. Капремонтники (видимо, не имея возможности привести в порядок повреждённую мозаику) уложили поверх простой каменный пол. Элементы мозаики экспонируются теперь в музее доброго самаритянина.

Collapse )
bukvoed

Шоам - Ган а-Хевель.



В дальнем углу шоамского парка Ган а-Хевель можно обнаружить вот такую штуку. Согласно табличке, штука есть здание эпохи первого храма, обнаруженное где-то в промзоне, извлечённое вместе с прилегающими фрагментами скалы и перенесённое в парк на радость посетителям. Другая информация об этом объекте мне не попадалась; может, френды подскажут ?

Collapse )
bukvoed

Хурват Пар'ош.



Доехать по 443-му шоссе до блокпоста к востоку от Модиина. Прямо перед блокпостом свернуть налево. Пересечь стоянку и выехать на дорогу, идущую обратно на запад параллельно шоссе. Проигнорировать поворот направо к "разделительному забору". Через минуту впереди покажется вышка с антеннами и рядом с ней ещё один поворот направо, на грунтовку. Теперь туда, на грунтовку. В принципе проезжабельно, но лучше пешком, тем более что идти всего метров двести. Потом дорога изогнётся сперва направо, потом налево, и в вершине этой петли впереди-справа появится куча каменюк. Теперь пришли. Сегодняший объект в Judea Samaria Publications называется Хирбет Фауш, а в немногих попадавшихся мне ивритских источниках гебраизирован в Хурват Пар'ош, (т.е. вроде бы "блошиные руины", но блоха пишется с буквой "аин", а этот пар'ош обычно с "алеф"), а может Прауш или ещё как-нибудь. Согласно JSP 13 объект изучали Д. Барамки в 1930-м; С. Хуссейни в 1933-м; Маген и Финкельштейн в 1993-м; кто-то неуказанный (вероятно, авторы статьи в JSP 15 Ар-Эвен и Шапира ?) проводил раскопки в 2005-м. Раскопки выявили пять фаз:
I - Еврейская деревня первого-второго веков, в т.ч. жилая пещера; погреб, вероятно служивший для производства и хранения вина; и большая миква.
II - Квадратная башня четвёртого века и чуть дальше к юго-востоку современное ему общественное здание.
III - В начале пятого века поверх последнего была построена церковь.
IV - Поселение продолжало существовать в ранний исламский период - до конца седьмого или начала восьмого века - но церковь уже не использовалась. К этому периоду относится маслодавильня.
V - При мамлюках в башню периодически забредали какие-то кочевники.

Примерно на километр севернее нашего обьекта имеются ещё одни руины, именуемые Хурват Кфар Рут (арабский оригинал Хирбет Кафр Лут); предположительно в этом топониме сохранилось название античной деревни Каферута, нарисованной на карте из Медвы. Где-то мне попадалось мнение, что хотя название "пристало" к Хурват Кфар Рут, деревня находилась там, где Хурват Пар'ош... К слову, к Хурват Кфар Рут можно доехать по той же грунтовке.

Collapse )
bukvoed

Лод - Мозаика.



В 1996 году в ходе расширения улицы а-Халуц в Лоде наткнулись на античную мозаику. Датируют её рубежом 3-го / 4-го веков. Размер 17 на 9 метров. Предположительно она украшала частный дом неидентифицированного местного богатея. После изучения археологами (Мирьям Ависар из Управления Древностей) мозаику прикрыли тканью и пластиковой сеткой, засыпали землёй и забыли. В конце концов американцы (Shelby White, Leon Levy Foundation) пожертвовали деньги на продолжение работ над объектом; посему в 2009 мозаику снова выкопали и целых три дня показывали общественности; тогда-то я её и сфотографиртовал. Потом мозаику сняли и отправили в лабораторию при Музее Рокфеллера. Затем часть её поехала в многолетнее путешествие по заграницам. Тем временем в Лоде должны были строить специальное здание для демонстрации находки. В 2014-м в ходе работ откопали ещё одну мозаику, что видимо задержало проект. В октябре 2017-го наконец заложили первый камень. Осенью 2018-го фрагмент мозаики был выставлен в Национальном морском музее в Хайфе.

Collapse )

Crossposted to all-israel.
bukvoed

Month of Lous, year 569.

Сижу с брошюрой из Доброго Самаритянина в руках, переношу расшифровки надписей на мозаиках в старый пост о музее. И вдруг, в пункте о "мозаике с жирафом" из синагоги в Газе:

"{We} Menachem and Yeshua, the sons of the late Isses {?}, merchants of timber, as a token of thanks to the most holy place, have donated this mosaic in the month of Lous {in the year} 569 {=508 CE}."

Хм, что за месяц такой ? Что за летоисчисление ? В гугле меня, кажется, не любят. :)

И кстати, Давид с арфой - он из той же синагоги или из другой ?
bukvoed

Кто такой, почему не знаю 16.

Загадка физкультурная.



Кто этот видный представитель израильской военщины ? Что у него общего с Одиссеем, Ван Гогом, Доком Холидеем и Паттоном ?

Update: Дэвид Маркус был вычислен сразу же, "общий" Кирк Дaглас тоже.
bukvoed

Кфар а-Ораним.



Ещё из прообега по окрестностям Модиина - бани римского периода в поселении Кфар а-Ораним. Предполагают, что парились там римские военнослужащие. Заведение начиналось с раздевалки, после чего пользователь, двигаясь по часовой стрелке, послдовательно попадал в "холодную", "тёплую" и "горячую" комнаты; ну а потом, напарившись, возвращался тем же маршрутом. Позднее к объекту пристроили новую раздевалку и "котельную".

В паре сотен метров к западу от бань Кфар а-Ораним плавно переходит в соседний Лапид, а между ними, невидимая глазу, проходит "зелёная черта". Территории западнее черты были заняты АОИ в июле 48-го, в ходе операции Дани; "восточные" же остались тогда под контролем Арабского Легиона. Один из последних боёв на трансиорданском фронте произошёл как раз поблизости, на холме Курейкар, он же "холм 318". Ночью 17-18 июля два взвода из бригады Ифтах (82 бойца под началом Пинхаса Зусмана) расположились в восточной части продолговатого холма, контролировавшей дорогу в Латрун; вероятно это имело отнощение к намеченной на 18-е очередной атаке на последний (забегая вперёд - с Латруном опять не вышло). Утром на дороге появился трансиорданский патруль и был обстрелян. К несчастью оказалось, что "легионеры" были не только ниже, но и выше - на более высокой западной оконечности холма. Пальмахники вынуждены были отступить с большими потерями. В память о 45 погибших в этом бою к названию "Кфар Ораним" (деревня сосен) добавили определённый артикль, получив "Кфар а-Ораним"; теперь согласно гематрии первая и последняя буква слова "а-ораним" давали число 45. Если я правильно понимаю, зелёное пятно на карте метрах в 150 к северо-западу от бань, левее улицы а-Писга - трансиорданская часть оного холма.

Collapse )