Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

bukvoed

Полицай троицу любит 2.

Benz-VP-21-AC-pin-1

Раз уж зашла речь о троице веймарских полицейских броневиков, то вот второй её представитель - Benz VP 21. В отличие от Даймлеров, Бенцы не смогли принять участие в обороне Берлина; вероятно, все выпущенные машины успели утилизировать.

Collapse )
bukvoed

Бней Даром.



В 1948-м кибуц Кфар Даром был осаждён египетской армией и в итоге оставлен 8 июля, непосредственно перед окончанием "первого перемирия". В 1949-м группа бывших кибуцников основала в районе будущего Ашдода "мошав шитуфи" (типа полумошав-полукибуц) Бней Даром. На территории этого последнего посёлка находятся руины вероятного каравансарая, известные как Хирбет Сукрир. Объект отметили и кратко описали в 1870-е Виктор Герен и Шарль Клермон-Ганно; в равной степени малоинформативен современный Петерсен.

Collapse )
bukvoed

Хурват Мецад.



Хурват Мецад, он же Хирбет эль-Каср (т.е. "руины крепости") расположен в лесу Неве Илан, на гряде холмов высотой около 530 метров над уровнем моря. Объект упоминали Кондер с Китченером и Клермон-Ганно; разведывали исследователи из Немецкого Протестантского Института; раскапывал в 1977-80 Моше Фишер из Тель-Авивского университета; и он же доразведывал в 1984-м и 1998-м. Фишер насчитал семь культурных слоёв, к самому древнему из которых (слой VII) он отнёс нечто выдолбленное в камне содержащее керамику от раннебронзовой до персидской. Затем (слой VI - судя по монетам, при Александре Янае) здесь построили форт, охранявший дорогу в Иерусалим; при Ироде или чуть позже (слой V) пристроили к форту дорожную станцию (или, как считает Гиршфельд, скорее усадьбу); и забросили комплекс в ходе первой иудейской войны. Дорога, впрочем, продолжала использоваться, вероятно патрулировавшие её римские солдаты оставили среди руин ашкелонскую монету 76-77 годов с отметкой десятого легиона (хм, а в чём смысли таких отметок ?), а также кое-какую керамику (слой IV). В византийский период, вероятно в 6 веке (опять же исходя из монет Анастасия I и Юстиниана I, слой III), поверх хасмонейского форта соорудили новое маленькое укрепление, 11 на 7 метров; при этом использовали в качестве стройматериала римский мильный камень 162 года. К раннему исламскому периоду относятся 22 могилы на территории хасмонейско-римско-византийского комплекса и новое здание к югу от него, предположительно каравансарай (слой II, монеты и керамика 7-8 веков). Крестоносцы, видимо, пользовались другими дорогами; кое-какие мелкие находки мамлюкских и османских времён наличествуют (слой I)...

Collapse )
bukvoed

Последний защитник Рейхсканцелярии.

Wilton-Fijenoord-AC-Reich-Chancellery-1945-life-1

В одном сообществе всплыла фотография, сделанная во дворе Рейхсканцелярии после взятия Берлина, и возник вопрос - что за "пепелацы" видны в правом верхнем углу ? Профессор Гугл помог найти другие фотографии и в итоге опознать машинки. Ближайшая к камере оказалась настоящим раритетом - БА Wilton-Fijenoord, выпущенным в 1933-м одноимённой голландской судостроительной компанией в трёх экземплярах. В 1935-м две машины отправились в Бразилию, где были зачислены в полицию Сан-Паоло и прослужили там около 10 лет. Третий БА купила в 1938-м голландская армия; в 1940-м его захватили немцы и вроде никак не использовали, пока в самом конце не выкатили для охраны ведомства рейхсканцлера.

Collapse )
bukvoed

Неве Илан.



(Фотоотчёт номер 500)

Кибуц Неве Илан был основан в октябре 1946-го к западу от арабской деревни Абу Гош, очевидно с целью усилить еврейское присутствие в "иерусалимском коридоре". Участок земли под кибуц купили у некоего эфенди из означенной деревни, и поселили там группу иммигрантов из Франции в количестве 31 человека. В войну за независимость Неве Илан служил базой для роты Пальмаха, занимавшейся охраной конвоев в Иерусалим; 8 мая отсюда вышел отряд Пальмаха, атаковавший деревню Сарис в рамках операции Маккаби. Википедия упоминает одного погибшего в результате нападения окрестных арабов на работавших в саду кибуцников 15 января и артобстрел(ы) со стороны Арабского Легиона в конце мая. В 1956-м году кибуц самоликвидировался из-за экономических и социальных проблем; некоторое время служил отделением сельскохозяйственной школы а-Кфар а-Ярок; и в 1971-м возродился в виде мошава.

Collapse )
bukvoed

Шфарам - Всякая всячина.



В результате поездки с nehag_sus старый пост про Шфарам пришлось разбить на две части - крепость осталась там, а всё остальное переехало сюда. Начнём с синагоги; ключ можно раздобыть в доме напротив.

Collapse )
bukvoed

Иерусалим - Стена Сукеника-Майера.



Как скажет каждый краевед, античный Иерусалим был с трёх сторон ограничен и защищён глубокими долинами - с востока Кидроном, а с юга и запада долиной Бен Ином ака Геенна. Город возник возле слияния этих долин, где очень кстати оказался обильный круглогодичный источник Гихон, затем разросся на "западный холм" и после этого мог расширяться только на север. И опять же только с севера супостат мог более-менее беспрепятственно приблизиться к городским стенам. Состояние укреплений Иерусалима в период Великого Восстания нам описывает, естественно, Иосиф Флавий; по его словам, с этой стороны город был защищён тройной стеной. Заметим, что про три городские стены также рассказывают Тацит и Дион Кассий, но весьма лаконично. Итак, слишком длинная цитата из Иудейской войны 5 4:

Тройной стеной был обведен город, и только в тех местах, где находились недоступные обрывы, была одна стена... Из трех стен древнейшая была труднопобедима вследствие окружавших ее пропастей и возвышавшегося над последними холма, на котором она была построена; но ее природная мощь была зна­чительно возвеличена еще искусственно, так как Давид и Соломон, равно и последовавшие за ними цари, старались превзойти друг друга в укреплении этой твердыни. Начинаясь на севере у так называемой Гипи­ковой башни, она тянулась до Ксиста, примыкала затем к зданию Совета и оканчивалась у западной галереи храма. С другой стороны по направлению к западу она, начинаясь у того же пункта, шла к месту, называемому Бетсоном и простиралась до Ессенских ворот, возвраща­лась затем к югу от Силоамского источника, загибала опять восточнее, к рыбному пруду Соломона, отсюда тянулась до так наз. Офлы и окан­чивалась у восточной галереи святилища. Вторая стена начиналась у ворот Генната, принадлежавший, еще к первой стене, обнимала северную сто­рону и доходила только до Антония. Третья стена начиналась опять у Гипиковой башни, откуда она тянулась на север до башни Псефины, отсюда, простираясь против гробницы Елены (царицы адиабенской и ма­терим царя Узата), шла через царские пещеры и загибала у угловой башни так называемого Гнафейского памятника; после этого она примыкала к древней стене и оканчивалась в Кидронской долине. Этой третьей стеной Агриппа обвел возникшую новую часть города, остававшуюся прежде совсем незащищенной. Ибо вследствие прироста населения город все больше расширялся за стены и после того как заключили в пределы города северный склон храмового холма, потребовалось идти еще дальше и застроить еще четвертый холм, называемый Бецетой, лежащий против Антонии... А так как жители этой части города нуждались в защите, то отец ныне живущего царя, называвшийся также Агриппой, начал строить вышеназванную стену; но убоявшись затем, чтобы грандиозность сооружения не возбуждала подо­зрения императора Клавдия в стремлении к новшеству или отпадению от него, он прекратил постройку, положив ей только основание. И если бы стена была окончена так, как она начата, город сделался бы поистине неприступным: ибо стена была сложена из огромных камней, которые имели по двадцати локтей длины и десяти локтей ши­рины каждый и которые не легко было бы ни подкопать железными ору­диями, ни сдвинуть с места машинами; самая же стена имела десять локтей в ширину, а высота ее без сомнения превысила бы значительно ширину, если бы рвение того, который начал сооружение, не наткнулось на препятствия. Впоследствии стена эта, несмотря на напряженные уси­лия иудеев, была возвышена только до двадцати локтей, получила еще брустверы на два локтя и зубцы трех локтей вышины, так что общая высота достигала двадцати пяти локтей. Над стеной возвышались башни двадцати локтей ширины и двад­цати локтей высоты каждая, четырехугольные и, как сама стена, массивные. По прочности сложения и красоте камней они не уступали храмовым сооружениям. На этих двадцатилоктевых массивах находились велико­лепные покои, а над ними—еще верхнего яруса помещения; для дождевой воды построено были там весьма много цистерн с широкими лестни­цами, ведущими к каждой в отдельности. Таких башен третья стена вмела девяносто; расстояние между каждыми двумя башнями измерялось двумястами локтей. На средней стене были размещены четырнадцать башен, а на древней — шестьдесят. Окружность всего города достигала тридцати трех стадий. Если третья стена сама по себе была достойна удивления, то находившаяся на северо-западном ее углу башня Псефин, против которой расположился лагерем Тит, представляла выдающееся творение искусства. Простираясь вверх на высоту семидесяти локтей, она открывает дальний вид на Аравию и на крайние пределы еврейской земли до самого моря. Она была восьмиугольная. На противоположной ей сто­роне, на древней стене была сооружена царем Иродом Гипикова башня, а вблизи последней еще две другие башни, которые по вели­чине, красоте и крепости не имели себе подобных в мире.

Где же находились эти укрепления ? Если с первой стеной всё более-менее понятно - она начиналась возле нынешней цитадели и шла на восток над небольшой долиной, ограничивавшей с севера "западный холм", пока не добиралась до Храмовой горы - то маршрут двух других до сих пор является предметом споров, порой довольно ожесточённых. Ожесточённости способствовало обстоятельство не вполне нучного характера - академическая дискуссия о контурах стен, в особенности второй, рисковала перейти в спор о правильности традиционной идентификации Голгофы, а это уже совсем другой коленкор...

В 1838-м Эдвард Робинсон обнаружил к северу и северо-западу от Старого города следы стены, которую он идентифицировал как "третью стену" Флавия, построенную Агриппой I в 41-44 годах нашей эры. Позже маленький участок этой стены, к северу от св. Стефана, слегка копнули Вильсон, Шик и Пэйтон, но мало что прояснили. Более масштабные раскопки предприняли Элиэзер Сукеник и Лео Майер в 1925-7 и 1940-м, поэтому в литературе объект часто фигурирует как "стена Сукеника-Майера" (или Майера-Сукеника); продолжили Кэтлин Кеньон в 1965-м и Сара Бен-Арье с Эхудом Нецером в 1972-4. По результатам раскопок оказалось, что примерно к 450 метрах к северу от современной северной стены Старого города курсом с ЮЗЗ на СВВ проходит 800-метровый участок стены, датируемый римским периодом; дальше на запад и восток её следы теряются. Строители использовали как весьма крупные блоки (некоторые 5 метров длиной), так и значительно меньшие; качество обработки блоков разнится, да и выровнены они местами кое-как. Впрочем, сохранилась лишь самая нижняя часть стены; возможно, она с самого начала находилась под землёй, а "вершки" были выглядели лучше. Сохранились следы выступающих с северной стороны башен, размером примерно 9 на 11 метров и расположенных в 30-32 метрах одна от другой.

Collapse )
bukvoed

Иерусалим - Садовая могила.



Однажды, в студёную зимнюю пору - а именно в январе 1883-го года - в Иерусалим прибыл с длительным неофициальным визитом временно безработный британский генерал Чарльз Джордж Гордон. В прошлом Гордон воевал с тайпинами во главе "Всегда побеждающей армии", генерал-губернаторствовал в Судане и разное прочее по мелочи. Насколько я понимаю, в наших краях он провёл около года. Потом родина снова послала его в Судан, с 1881-го охваченный восстанием махдистов, и отдала приказ эвакуировать Хартум. Вместо эвакуации Гордон занял оборону; британское правительство, про себя поминая ослушника разными словами, в конце концов распорядилось о спасательной экспедиции вверх по Нилу. Хартум продержался более десяти месяцев; но 26 января 1885-го махдисты всё же взяли город штурмом; Гордон погиб; британская экспедиция опоздала на два дня и вскоре отступила обратно в Египет; восстание было окончательно подавлено только в 1899-м, во многом усилиями бывшего исследователя Палестины Герберта Китченера. Потом про осаду Хартума сняли фильм с Чарлтоном Хестоном в главной роли и Лоренсом Оливье в роли Махди... Но речь не о том, а - разумеется - о "Голгофе Гордона" и "Садовой могиле".

В начале, как это часто случается, были слова; и - how fitting - слова эти были из Евангелия от Иоанна, глава 19:

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски... На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Аналогично, в Послании к евреям (13) читаем "Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат".

Похоже, что когда прибывавшие в Иерусалим христианские паломники обнаруживали церковь Гроба Господня не в загородном саду, где ей положено быть по Иоанну, а посреди города, у них возникал когнитивный диссонанс; во всяком случае, Виллибальд (8-й век) счёл нужным объяснить, что "there is now a church which is called the Place of Calvary, and which was formerly outside of Jerusalem; but when St. Helena found the cross, the place was taken into the circuit of the city"; аналогично, по Зевульфу (11-й век) "We know that our Lord suffered without the gate. But the emperor Hadrian... rebuilt the city of Jerusalem". В 17-м веке Франческо Кварезми жаловался на еретиков, отвергающих традиционную могилу Иисуса. Первый сохранившийся пример такой ереси мы находим в книге немецкого паломника Йонаса Корте (1743). В 19-м веке в Палестину зачастили многочисленные исследователи и просто путешественники, и некоторые из них высказывались в том же духе. Notably сам "отец библейской географии" Эдвард Робинсон после пространных рассуждений о трёх стенах Иосифа Флавия, топографии и традиции пришёл к выводу, что

the Golgotha and the tomb now shown in the Church of the Holy Sepulcher are not the real places of the crucifiction and resurrection of our Lord... Where are the true sites of Golgotha and the Sepulchre to be sought ? I must reply, that probably all search can only be in vain... the place was probably... on the roads leading to Joppa or Damascus.

Collapse )
bukvoed

Иерусалим - Церковь св. Стефана.



Согласно Деяниям апостолов 6, через некоторое время после смерти Иисуса некоторые его последователи (в тексте они названы "эллинистами", предположительно имеются в виду грекоязычные евреи из диаспоры) стали жаловаться на ущемление при "ежедневном раздаянии потребностей". Чтобы проследить за справедливостью раздачи, по совету апостолов были выбраны семь представителей-диаконов, в числе прочих некто Стефан. Дальше мы узнаём, что помимо исполнения диаконских обязанностей Стефан "совершал великие чудеса и знамения в народе" и, хуже того, побеждал в спорах. Раздосадованные оппоненты написали на него донос в Синедрион с обвинением в богохульстве. В ответ Стефан произнёс обличительную речь, заявил перед первосвященником, что "Всевышний не в рукотворенных храмах живет", назвал присутствующих "Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!"... в итоге разбирательство завершилось то ли вынесением смертного приговора, то ли линчем, но в любом случае побиением камнями. Таким образом, Стефан считается первым христианским мучеником...

В 415-м (по другим данным в 417-м) году Лукиану, скромному приходскому священнику из Кафар Гамалы, явился во сне рабби Гамлиэль. Хотя и фарисей, Гамлиэль упоминается в Деяниях в положительном свете; он заступается за апостолов перед Синедрионом в главе 5; в главе 22 заявлен как учитель Павла; православная церковь почитает его как "праведного" (наряду, например, с ветхозаветными патриархами)... Итак, рабби Гамлиэль является Лукиану и сообщает, где похоронен Стефан, а также сам Гамлиэль, его сын Авивос (Хавив ?) и племянник Никодим (добавив, что трое последних крестились); и указывает немедленно сообщить координаты иерусалимскому патриарху Иоанну. Лукиан медлит, но после ещё двух явлений наконец передаёт сообщение. Могилу открывают, воздух наполняется благоуханием, в окрестностях исцеляются 73 больных; по указанию Иоанна останки Стефана переносят в Иерусалим, в церковь Агиа Сион.

Спустя некоторое время к северу от города, на предполагаемом месте гибели Стефана, начали строить церковь, возможно по инициативе патриарха Ювеналия, возможно при финансовой поддержке императрицы Евдокии. В 439-м церковь освятили и перенесли туда останки святого. В 443-м Евдокия попала в опалу и отбыла в Иерусалим, где и прожила последние 17 лет жизни. Среди прочих дел - как например улучшение городских стен - она то ли завершила работы над церковью св. Стефана, то ли перестроила последнюю. В 460-м Евдокия

приготовила к освящению в пятнадцатый день июня еще неоконченный храм Святого Первомученика Стефана; отделив ему большие доходы, она поставила во главе всего устроения Гавриила, и обошла все созданные ею церкви, освящая их и отделяя для каждой достаточное количество доходов. Когда исполнилось четыре месяца после освящения, она, распорядившись благочестно и богоугодно, предала дух в руце Божии месяца октября в двадцатый день, четырнадцатого индиктиона.
(Житие св Евфимия, 51)

"Святой Стефан был побит камнями за вратами Галилейскими, где находится его церковь, построенная госпожею Евдокией, супругою императора Феодосия", - отрапортовал в начале 6 века паломник Феодосий. Его коллега Антонин из Пьяченцы (примерно 570) добавил: "Она же укрепила базилику и гробницу святого Стефана и сама погребена, возле гроба святого Стефана. Между обеими гробницами по прямому направлению двадцать шагов. Святой же Стефан почивает за воротами, в расстоянии одного полета стрелы, по дороге, обращенной к западу, спускающейся к Иоппе и к Кесарии Палестинской и к Диасполю..." Кхм... автор имеет в виду дорогу, подходящую к городу с севера, через Наби Самуэль ? Сюда же подошьём Евагрия Схоластика (конец 6 века): "Сверх того, возобновляя стены Иерусалима, в расстоянии от него на одну стадию воздвигла величайший, по высоте и красоте; превосходный храм в честь перводиакона и мученика Стефана, где, по переселении в жизнь нестареющую, была и положена". В церкви была также похоронена внучка Евдокии, которую тоже звали Евдокия.

Collapse )