Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

bukvoed

Come to Australia...

Grant-ARV-Aust2-1-ahc-1

...You might accidentally get killed (C). Впрочем, речь пойдёт не об этом. Получив по ленд-лизу 777 средних танков M3, австралийцы решили переделать некоторое количество в БРЭМ. Производство, видимо, ограничилось 8 экземплярами. Один из них проходил испытания в джунглях Новой Гвинеи в 1944-м.

Collapse )
bukvoed

Хурват Сумака.



Неподалёку от Далият эль-Кармель среди холмов, ущелий и полигонов прячутся руины позднеантичного еврейского поселения, известные как Хурват Сумака. Названием они, возможно, обязаны распространённому в наших краях кустарнику, который по-арамейски "сумака", по-арабски "сумак", по-русски "сумах дубильный", а на иврите "ог бурскаим". В талмудической литературе упоминаются несколько мудрецов по имени такой-то Сомака или такой-то Бар Самкаи; возможно они были здешними уроженцами; за этим исключением, письменные источники ничем нам не помогают.

Объект описали ещё в девятнадцатом веке исследователи из PEF; они отметили внушительное каменное здание и определили его как синагогу. В 1905-м здание немного копнули Коль и Ватцингер. В 1983-91 более тщательные раскопки провели археологи из Бар-Илана под началом Шимона Дара. Помимо предполагаемой синагоги, нашлись жилые здания, мастерские, винодавильня, маслодавильня, погребальные пещеры итд. Согласно вердикту археологов, поселение процветало в третьм-четвёртом веках, пришло в упадок в начале пятого, в ранний исламский пустовало, и снова было заселено при крестоносцах и мамлюках. Так, среди примерно двух сотен обнаруженных монет большая часть относится к четвёртому веку; есть немного второго/третьего/пятого/шестого; и одна (?) франкская монета тринадцатого века, отчеканенная в Акко. Керамика тоже византийская или средневековая; на одном сосуде - отпечаток некоего "королевского мамлюкского символа".

Collapse )
bukvoed

Хайфа - Тель Шикмона - Некрополь.



К востоку от Тель Шикмона, по другую сторону улицы а-Хагана, находится античный некрополь. Археологи насчитали там 21 погребальную пещеру, из которых 20 датировали 3-4 веками, и отметили наличие как еврейской, так и христианской символики. Оставшуюся могилу отнесли к средней бронзе.

Collapse )
bukvoed

Нахаль Меарот.



Родители: Поедем завтра к древнему человеку ?
Ребёнок: Как это - "к древнему человеку" ?
Родители: Помнишь, мы тебе говорили: в пещеры, где когда-то жил древний человек ? Много-много тысяч лет назад.
Ребёнок (пытаясь сделать стойку на голове): И даже Бен-Гурион?

В общем, поехали мы в заповедник Нахаль Меарот; попутно выяснили, что в 2012-м году его внеслa в список объектов всемирного наследия организация ЮНЕСКО, из которой мы то ли выходим, то ли нет. Главная фича заповедника - одноимённое "пещерное" ущелье, и в известняковых скалах образующих его южный берег - четыре пещеры со следами жизнедеятельности древних Бен-Гурионов людей - "печная" (Танур), "верблюжья" (Гамаль), "речная" (Нахаль) и "козлиная" (Гди); мимо первых трёх проходит очень короткий пеший маршрут; последняя находится где-то дальше на восток, и до неё мы не добрались. Местные пещеры археологически разведал Чарльз Ламберт в 1928-м и пришёл к выводу, что копать надо; посему, в 1929-34 Дороти Гаррод провела уже настоящие раскопки; продолжили в 60-е и с перерывами до сих пор.

Collapse )
bukvoed

Хурват Бургин - Часть вторая, вокруг да около.



Продолжаем движение по тропе Хурват Бургин в обратном направлении. Маршрут проходит через местный некрополь. Исследователи осмотрели двадцать три погребальные пещеры, из которых семнадцать отнесли к периоду второго храма и пять к позднему римскому или византийскому.

Collapse )
bukvoed

Сукийская лавра.



Возвращаясь в очередной раз к византийско-палестинскому монашеству, не могу не отметить - тяжело приходилось тем из из отшельников, кто, выражаясь современным языком, выбивался в топ. Только нашёл себе пещеру поуединённее, как агентство "один монах сказал" транслирует на всю Иудейскую пустыню - мол вы слышали, что в таком-то ущелье, в ста шагах от большой скалы, поселился знаменитый старец ? Постится по стотыщпиццот дней, добывает воду из камня, приручает львов и совершает прочие невообразимые подвиги ? И не успел оглянуться, как начинается: "отче, благослови, наставь, выдели келью и добудь пожрать; а следующего в очереди прогони, ибо его безбородая харя будет наводить меня на греховные мысли"... Я, разумеется, в очередной раз утрирую и растекаюсь по древу; но возьмём к примеру св. Харитона, основателя первого в Иудее монастыря, Фаранской лавры в Вади Кельт.

Приведя обитель в подобающий порядок, преподобный... решил уйти в глубочайшую пустыню, любя безмолвие и устраняясь от людей... нашел другую пещеру невдалеке от Иерихонских пределов, и, вселившись в ней, жил для Бога... Когда он пробыл там некоторое время... узнано было место уединения его, и к нему стали приходить черноризцы и миряне, желая жить с ним, видеть ангелоподобное лицо его и насыщаться его полезною беседою. В скором времени собралось не малое стадо словесных овец и устроен был другой монастырь по такому же чину и уставу, как и первый.
(Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника)

Св. Харитон не отчаялся и решил попробовать ещё раз:

Но не долго отец пробыл вместе с своими чадами; ибо, устроив весь порядок монастырский, как подобало, он снова ушел в самую глубокую пустыню, отстоящую от Фекуитской страны на четырнадцать или более стадий и там, уподобляясь Илии и Предтече, удаляшеся и бегая водворяшеся в пустыни, чая Бога спасающаго его.

Но от судьбы не уйдёшь:

Его снова нашли некоторые из проходивших по пустыне подвижников и, упавши ему в ноги, молили, чтобы он повелел им остаться с ним и подражать благочестивым подвигам его. Когда и другие узнали о сем, то к преподобному стали собираться многие, избегая суетного мира. Он же, собрав уже третье стадо овец Христовых и, научив их иночеству, устроил третью обитель, которая после стала именоваться на сирском языке Сукийскою, по-гречески же именовалась Старою Лаврою.

Происхождение названия неясно; Читти возводил его к арабскому "сук" (рынок) которое мол переводилось на греческий как "лавра"; по другой версии, здесь тот же корень, что и ивритском "цук" (скала); слышал версию про "сука" (шалаш), но кажется она "народная"... Впрочем, вернёмся к Харитону; некоторую степень уединения он всё же смог себе обеспечить:

Потом он взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе, удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям. Оттуда, как добрый пастырь, стоящий на страже, он молился за свои монастыри и помышлял о спасении собранных там братий; находясь как бы на корме корабля, направлял он отсюда плавание столь великого числа душ, ибо из всех, устроенных им монастырей, притекали к нему нуждающиеся в духовной пище. И прожил он на том месте до глубокой старости в посте и молитвах и таких подвигах, о которых и рассказать нет возможности; ибо, день ото дня увеличивая свои труды, он казался и во плоти бесплотным. Место то было безводно, отец же не хотел, чтобы кто из братий трудился для него, принося ему издалека воду, а сам он не мог приносить ее себе – и по причине неудобного входа на высокий холм, и по немощи своего состарившегося и ослабленного трудами тела. Посему он сотворил усердную к Богу молитву, чтобы Он извел из камня воду, как для Израиля в пустыне; это совершилось, ибо Господь исполняет желания боящихся Его и слышит их молитву – и внезапно из сухого и не разбиваемого камня силою Божиею потек источник воды. Так много силы имела у Бога молитва добродетельного отца.

"Страна Фекуитская" это, ясен пень, Ткоа; 14 стадий - примерно 2.6 км; и в примерно подходящем месте, по западную сторону ручья Ткоа, оно же Вади Харитун, обнаруживаются руины с арабским названием Хирбет Харитун. В общем, вопросов с идентификацией тут не возникает. Метрах в 400-х к югу есть большая карстовая пещера, естественно известная как "пещера Харитона"; дальше источник Эйн Натуф. Ещё дальше Изхар Хиршфельд нашёл в ходе археологической разведки в 1981-2 пещеру, подходящую под описание кельи Харитона (на отшибе, высоко и с химическим намёком на ручеёк); провёл там раскопки в 1989-м; и написал статью, из которой и взяты данные и схемы для поста. Забегая вперёд, посещение развалин получилось коротким и не включало ни одну из пещер Харитона - одна из участниц похода то ли устала, то ли заскучала, и осётр был урезан до самого-самого минимума. В другой раз попытался дополнить, но опять толком не сложилось...

Collapse )
bukvoed

Лохамей а-Гетаот - Погребальная пещера.



Есть в Израиле кибуц Лохамей а-Гетаот; в кибуце - музей бойцов гетто; у музея - тыльная стена; к стене примыкает неприметный бетонный кубик; а у кубика имеется хронически запертая дверь. И скрывается за дверью вовсе не музейная подсобка, а небольшая, но нарядная погребальная пещера византийского периода. С месяц назад глубокоуважаемый Александр Дубинский каким-то образом сумел добиться от Управления Древностей разрешения слазить в эту пещеру; ну а мне повезло составить ему компанию. В роли проводника в подземный мир выступил Йоав Лерер, инспектор северо-запада в отделе Западной Галилеи и Акко.

Пещеру случайно обнаружили в 1971-м, во время работ по расширению музея; в 1986-м была опубликована первая посвящённая ей статья, за авторством Гид'она Форстера из Еврейского Университета; мой же источник информации - статья Эммы Мааян-Фанар из Хайфского Университета (2010). Форстер сначала датировал работу рубежом пятого-шестого веков, потом подумал и сдвинул на четвёртый-пятый; с этой датировкой вроде бы лучше согласуются найденные в пещере два масляных светильника и стеклянная пластина. Последующие авторы соглашались то с первым, то со вторым вариантом (например, Цафрир видит сходство между оформлением пещеры и мозаикой из синагоги 5-6 веков в Нааране); Мааян-Фанар полагает, что некоторые могли просто не прочитать последнюю редакцию статьи Форстера.

Collapse )