?

Log in

No account? Create an account
Пещера злобного Буквоеда
bukvoed — природа — LiveJournal 
4th-Aug-2018 12:17 am - Хурват Сумака.
bukvoed


Неподалёку от Далият эль-Кармель среди холмов, ущелий и полигонов прячутся руины позднеантичного еврейского поселения, известные как Хурват Сумака. Названием они, возможно, обязаны распространённому в наших краях кустарнику, который по-арамейски "сумака", по-арабски "сумак", по-русски "сумах дубильный", а на иврите "ог бурскаим". В талмудической литературе упоминаются несколько мудрецов по имени такой-то Сомака или такой-то Бар Самкаи; возможно они были здешними уроженцами; за этим исключением, письменные источники ничем нам не помогают.

Объект описали ещё в девятнадцатом веке исследователи из PEF; они отметили внушительное каменное здание и определили его как синагогу. В 1905-м здание немного копнули Коль и Ватцингер. В 1983-91 более тщательные раскопки провели археологи из Бар-Илана под началом Шимона Дара. Помимо предполагаемой синагоги, нашлись жилые здания, мастерские, винодавильня, маслодавильня, погребальные пещеры итд. Согласно вердикту археологов, поселение процветало в третьм-четвёртом веках, пришло в упадок в начале пятого, в ранний исламский пустовало, и снова было заселено при крестоносцах и мамлюках. Так, среди примерно двух сотен обнаруженных монет большая часть относится к четвёртому веку; есть немного второго/третьего/пятого/шестого; и одна (?) франкская монета тринадцатого века, отчеканенная в Акко. Керамика тоже византийская или средневековая; на одном сосуде - отпечаток некоего "королевского мамлюкского символа".

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


К востоку от Тель Шикмона, по другую сторону улицы а-Хагана, находится античный некрополь. Археологи насчитали там 21 погребальную пещеру, из которых 20 датировали 3-4 веками, и отметили наличие как еврейской, так и христианской символики. Оставшуюся могилу отнесли к средней бронзе.

Результаты осмотраCollapse )
2nd-May-2018 07:52 am - Нахаль Меарот.
bukvoed


Родители: Поедем завтра к древнему человеку ?
Ребёнок: Как это - "к древнему человеку" ?
Родители: Помнишь, мы тебе говорили: в пещеры, где когда-то жил древний человек ? Много-много тысяч лет назад.
Ребёнок (пытаясь сделать стойку на голове): И даже Бен-Гурион?

В общем, поехали мы в заповедник Нахаль Меарот; попутно выяснили, что в 2012-м году его внеслa в список объектов всемирного наследия организация ЮНЕСКО, из которой мы то ли выходим, то ли нет. Главная фича заповедника - одноимённое "пещерное" ущелье, и в известняковых скалах образующих его южный берег - четыре пещеры со следами жизнедеятельности древних Бен-Гурионов людей - "печная" (Танур), "верблюжья" (Гамаль), "речная" (Нахаль) и "козлиная" (Гди); мимо первых трёх проходит очень короткий пеший маршрут; последняя находится где-то дальше на восток, и до неё мы не добрались. Местные пещеры археологически разведал Чарльз Ламберт в 1928-м и пришёл к выводу, что копать надо; посему, в 1929-34 Дороти Гаррод провела уже настоящие раскопки; продолжили в 60-е и с перерывами до сих пор.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Продолжаем движение по тропе Хурват Бургин в обратном направлении. Маршрут проходит через местный некрополь. Исследователи осмотрели двадцать три погребальные пещеры, из которых семнадцать отнесли к периоду второго храма и пять к позднему римскому или византийскому.

Результаты осмотраCollapse )
14th-Dec-2017 03:43 pm - Нахаль Ткоа.
bukvoed


В качестве дополнения к летнему посту про Сукийскую лавру - фоторезультаты зимнего похода (с Крылатым Верблюдом) по Нахаль Ткоа ака Вади Харитун.

Результаты осмотраCollapse )
16th-Nov-2017 12:30 am - Абуд - Часть первая.
bukvoed


(по следам похода с Крылатым Верблюдом)

Из Дир Дакла идём дальше, курсом примерно на юг...

Результаты осмотраCollapse )
1st-Jun-2017 12:27 am - Сукийская лавра.
bukvoed


Возвращаясь в очередной раз к византийско-палестинскому монашеству, не могу не отметить - тяжело приходилось тем из из отшельников, кто, выражаясь современным языком, выбивался в топ. Только нашёл себе пещеру поуединённее, как агентство "один монах сказал" транслирует на всю Иудейскую пустыню - мол вы слышали, что в таком-то ущелье, в ста шагах от большой скалы, поселился знаменитый старец ? Постится по стотыщпиццот дней, добывает воду из камня, приручает львов и совершает прочие невообразимые подвиги ? И не успел оглянуться, как начинается: "отче, благослови, наставь, выдели келью и добудь пожрать; а следующего в очереди прогони, ибо его безбородая харя будет наводить меня на греховные мысли"... Я, разумеется, в очередной раз утрирую и растекаюсь по древу; но возьмём к примеру св. Харитона, основателя первого в Иудее монастыря, Фаранской лавры в Вади Кельт.

Приведя обитель в подобающий порядок, преподобный... решил уйти в глубочайшую пустыню, любя безмолвие и устраняясь от людей... нашел другую пещеру невдалеке от Иерихонских пределов, и, вселившись в ней, жил для Бога... Когда он пробыл там некоторое время... узнано было место уединения его, и к нему стали приходить черноризцы и миряне, желая жить с ним, видеть ангелоподобное лицо его и насыщаться его полезною беседою. В скором времени собралось не малое стадо словесных овец и устроен был другой монастырь по такому же чину и уставу, как и первый.
(Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника)

Св. Харитон не отчаялся и решил попробовать ещё раз:

Но не долго отец пробыл вместе с своими чадами; ибо, устроив весь порядок монастырский, как подобало, он снова ушел в самую глубокую пустыню, отстоящую от Фекуитской страны на четырнадцать или более стадий и там, уподобляясь Илии и Предтече, удаляшеся и бегая водворяшеся в пустыни, чая Бога спасающаго его.

Но от судьбы не уйдёшь:

Его снова нашли некоторые из проходивших по пустыне подвижников и, упавши ему в ноги, молили, чтобы он повелел им остаться с ним и подражать благочестивым подвигам его. Когда и другие узнали о сем, то к преподобному стали собираться многие, избегая суетного мира. Он же, собрав уже третье стадо овец Христовых и, научив их иночеству, устроил третью обитель, которая после стала именоваться на сирском языке Сукийскою, по-гречески же именовалась Старою Лаврою.

Происхождение названия неясно; Читти возводил его к арабскому "сук" (рынок) которое мол переводилось на греческий как "лавра"; по другой версии, здесь тот же корень, что и ивритском "цук" (скала); слышал версию про "сука" (шалаш), но кажется она "народная"... Впрочем, вернёмся к Харитону; некоторую степень уединения он всё же смог себе обеспечить:

Потом он взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе, удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям. Оттуда, как добрый пастырь, стоящий на страже, он молился за свои монастыри и помышлял о спасении собранных там братий; находясь как бы на корме корабля, направлял он отсюда плавание столь великого числа душ, ибо из всех, устроенных им монастырей, притекали к нему нуждающиеся в духовной пище. И прожил он на том месте до глубокой старости в посте и молитвах и таких подвигах, о которых и рассказать нет возможности; ибо, день ото дня увеличивая свои труды, он казался и во плоти бесплотным. Место то было безводно, отец же не хотел, чтобы кто из братий трудился для него, принося ему издалека воду, а сам он не мог приносить ее себе – и по причине неудобного входа на высокий холм, и по немощи своего состарившегося и ослабленного трудами тела. Посему он сотворил усердную к Богу молитву, чтобы Он извел из камня воду, как для Израиля в пустыне; это совершилось, ибо Господь исполняет желания боящихся Его и слышит их молитву – и внезапно из сухого и не разбиваемого камня силою Божиею потек источник воды. Так много силы имела у Бога молитва добродетельного отца.

"Страна Фекуитская" это, ясен пень, Ткоа; 14 стадий - примерно 2.6 км; и в примерно подходящем месте, по западную сторону ручья Ткоа, оно же Вади Харитун, обнаруживаются руины с арабским названием Хирбет Харитун. В общем, вопросов с идентификацией тут не возникает. Метрах в 400-х к югу есть большая карстовая пещера, естественно известная как "пещера Харитона"; дальше источник Эйн Натуф. Ещё дальше Изхар Хиршфельд нашёл в ходе археологической разведки в 1981-2 пещеру, подходящую под описание кельи Харитона (на отшибе, высоко и с химическим намёком на ручеёк); провёл там раскопки в 1989-м; и написал статью, из которой и взяты данные и схемы для поста. Забегая вперёд, посещение развалин получилось коротким и не включало ни одну из пещер Харитона - одна из участниц похода то ли устала, то ли заскучала, и осётр был урезан до самого-самого минимума. В другой раз попытался дополнить, но опять толком не сложилось...

Результаты осмотраCollapse )
20th-Apr-2017 11:38 am - Нахаль а-Шофет.
bukvoed


Семейная прогулка около Нахаль а-Шофет (т.е. "речка судьи"). Маршрут короткий, лёгкий и замкнутый; и посему в народе весьма популярный.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Есть в Израиле кибуц Лохамей а-Гетаот; в кибуце - музей бойцов гетто; у музея - тыльная стена; к стене примыкает неприметный бетонный кубик; а у кубика имеется хронически запертая дверь. И скрывается за дверью вовсе не музейная подсобка, а небольшая, но нарядная погребальная пещера византийского периода. С месяц назад глубокоуважаемый Александр Дубинский каким-то образом сумел добиться от Управления Древностей разрешения слазить в эту пещеру; ну а мне повезло составить ему компанию. В роли проводника в подземный мир выступил Йоав Лерер, инспектор северо-запада в отделе Западной Галилеи и Акко.

Пещеру случайно обнаружили в 1971-м, во время работ по расширению музея; в 1986-м была опубликована первая посвящённая ей статья, за авторством Гид'она Форстера из Еврейского Университета; мой же источник информации - статья Эммы Мааян-Фанар из Хайфского Университета (2010). Форстер сначала датировал работу рубежом пятого-шестого веков, потом подумал и сдвинул на четвёртый-пятый; с этой датировкой вроде бы лучше согласуются найденные в пещере два масляных светильника и стеклянная пластина. Последующие авторы соглашались то с первым, то со вторым вариантом (например, Цафрир видит сходство между оформлением пещеры и мозаикой из синагоги 5-6 веков в Нааране); Мааян-Фанар полагает, что некоторые могли просто не прочитать последнюю редакцию статьи Форстера.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed
В минувшую субботу женщина получила легкие ожоги в результате самовозгорания автомобиля во время заправки на АЗС возле киббуца Гиносар на озере Кинерет. Женщина вышла из машины, чтобы вытащить «пистолет» из бака после заправки, и когда она протянула к нему руку, он вспыхнул большим пламенем. Удивительная сцена была заснята на мониторе охранников. У женщины загорелись волосы, но она сумела потушить огонь на себе и отделалась легкими ожогами.
http://news.israelinfo.co.il/kaleidoscope/64399

bukvoed
DUKW-eilat-wf-6

Грузовые амфибии DUKW (в народе "duck") активно использовались в годы ВМВ американской военщиной; а потом, естественно, разбрелись по свету. В 60-е/70-е несколько "уток" работали в эйлатской турфирме Неот а-Кикар, к удовольствию гостей города. Их происхождение мне (пока) неизвестно. В конце концов их затопили, служить "затравкой" для кораллов.

Кстати, а почему на одних фотографиях колёсные ниши закрыты сбоку, а на других открыты ?

ДальшеCollapse )
15th-Aug-2016 10:30 am - Хурват Омрит.
bukvoed


(Фотоотчёт номер триста; по мотивам очередной вылазки с nehag_sus)

В давнем посте про Баниас поднималась, само собой, тема построенного там Иродом храма Августа:

По истечении семнадцатого года царствования Ирода в Сирию прибыл Цезарь {Август}... Проводив затем Цезаря до моря, Ирод на обратном пути воздвиг в честь его в бывшей области Зинодора, вблизи места, называющегося Панием, великолепнейший храм из белого мрамора. Здесь в горе находится очень красивая пещера, под которою земля образует глубокую, бездонную, наполненною стоячею водою бездну, а сверху возвышается огромнейшая гора. У подошвы ее, вблизи пещеры, находятся истоки реки Иордана. Это чудное место Ирод украсил храмом, посвященным Цезарю. (Иудейские древности 15)

Говорилось и о том, что традиционно этот храм размещают рядом с "гротом Пана", но некоторые исследователи предлагают альтернативные варианты, и в их числе - Хурват Омрит. Теперь настало время взглянуть на упомянутую локацию.

Хурват Омрит (Хирбет аль-Омара) расположена километрах в четырёх к юго-западу от Баниаса, у подножия холма Тель Азазиат. После 1948-го и холм, и руины оказались в одной из пограничных демилитаризованных зон, точный статус которых стороны понимали по разному. В данном случае сирийцы явно нарушили конвенцию, разместив на Тель Азазиат укреплённый пункт. Потом случилась Шестидневная с известным результатом... По другую сторону руин, западнее и ниже, можно обнаружить друзскую версию могилы Иуды, сына Иакова (Наби Худа). В сегодняшнем посте и сирийская, и друзская темы будут проигнорированы.

В 1974-м Хурват Омрит была археологически разведана Гид'оном Форстером из Иерусалимского университета, а в 1999-м здесь начались раскопки силами американцев из Macalester College и Carthage College под началом J Andrew Overman'а и Daniel N Schowalter'а; к ним примкнул Габи Мазор из Управления Древностей. Пишут, что в конце эллинистического периода (2 век до нашей эры) здесь был храм. В римский период (конец минус первого века) поверх него построили новый, побольше; а затем (начало плюс второго) расширили ещё немного. К востоку от храма нашли кусок улицы, ориентированной север-юг; вероятно, продолжение улицы на север пересекало близлежащую долину и соединялось с дорогой Баниас - Кинерет. Храм был разрушен землетрясением 363-го года. При византийской власти к востоку от остатков храма построили вероятную часовню; севернее располагался небольшой "промышленный квартал"; но тут (749 ?) снова тряхнуло. Дополняют картину несколько грубо построенных домов и могил мамлюкского периода (13 век). Среди мелких находок - римские фаллические амулеты.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Вот, побывал в модиинской "долине монахов". Объект расположен на северо-западной окраине города, в долине речки Гимзо. На холме к югу - руины по имени Хурват Захария; на холме к востоку должны быть руины по имени Хурват Келах, о которых я узнал только задним числом, и посему в посте их нет. Информации обо всём этом не удалось найти практически никакой, так к фотографиям прилагаются ссылки на статью на сайте муниципалитета; на книги Клермона-Ганно и Кондера с Китченером, побывавших здесь в 1870-е; и на краткие отчёты о проводившихся поблизости в последние годы не особенно масштабных исследованиях/раскопках.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Сезонная речка Прат течёт с запада на восток по Иудейской пустыне и впадает в Иордан неподалёку от Мёртвого моря. Вдоль речки три значительных источника - Эйн Прат (по-арабски Айн Фара), Эйн Мабоа (Айн Фавар) и Эйн Кельт. Арабское название нижней части ущелья - Вади Кельт - прилепилось теперь ко всей речке и используется ПМСМ чаще, чем ивритское Нахаль Прат. В сегодняшнем отчёте - пара слов и много фотографий с прогулки под руководством nehag_sus от Эйн Прат почти до Эйн Мабоа; и наоборот, относительно много букв о Фаранской лавре, что на заглавной картинке, но лишь с парой видов издали.

Занятно, что слово "монастерион" впервые встречается в первом веке, у еврея Филона Александрийского. Разумеется, Филон имел в виду нечто отличное от привычного нам значения; описывая секту терапевтов, он между прочим отметил, что

"В каждом доме есть священное место, которое называется семнейон и монастерион, где они, уединившись, совершают таинства благочестивой жизни. Они не вносят туда ни хлеба, ни питья, ни чего-либо другого, необходимого для нужд тела, но лишь законы, прорицания пророков, гимны и другие книги, при помощи которых они приумножают и совершенствуют знание и благочестие."

Христианское же монашество зародилось в третьем веке в Египте. Есть мнение, что примером первым отшельникам-христианам мог послужить культ Сераписа и мол возможно даже кое-кто из отцов основателей сам из "монахов Сераписа"; другие категорически отрицают подобные инсинуации. Христианская традиция считает предшественниками монахов-отшельников Илью-пророка, который скрывался от гнева царя Ахава у потока Хараф (кстати, по некоторым данным, как раз Вади Кельт), Иоанна Крестителя и лично Христа, проведшего сорок дней в одиночестве в пустыне. Так или иначе, феномен быстро пересёк границы Египта и направился туда, где действовали означенные лица. Примерно в 308-м Иларион из Тавафы основал первый в Палестине монастырь в окрестностях Газы. Двадцать лет и два года спустя усилиями св. Харитона настал черёд Иудейской пустыни. Согласно житию, Харитон был родом из Иконии (теперь турецкая Конья); в правление Аврелиана он был взят под стражу и подвергнут пыткам за отказ поклоняться языческим богам. Но затем

...император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Находясь в дороге между Византией и Ираклией, он был сначала устрашен с Небес великим громом, который предуказал скорую его смерть, а потом во время того же путешествия он был убит своими домашними и таким жалким образом окончил свою земную жизнь. По смерти его гонение на христиан прекратилось, и из изгнания, оков и темницы были освобождаемы узники Христовы...

С того времени святый Харитон, украшенный ранами Христов воин, отрекся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошел он путем трудным и стал живым мертвецом — умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса, он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошел в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте Дух Свой. Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере.


Внезапно:

...в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь. Избавившись от смерти, святый Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святый Харитон истратил на пользу, ибо часть его роздал нищим, церквам и монастырям, а на остальное построил на том месте обитель, по имени Фаре, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию.

Позже Харитон снова ушёл в пустыню и основал ещё два монастыря - на иерихонской горе Искушения и в ущелье Нахаль Ткоа. Согласно житию, он не придавал особенного значения месту, где будет похоронен; но поскольку настоятели монастырей настоятельно просили выбрать, назвал Фаранскую лавру. В начале следующего века в лавре подвизалась другая ключевая фигура в истории палестинского монашества - св. Евфимий; а также друг его Феоктист (основатель монастыря в Нахаль Ог):

Этот великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, прибыл в Иерусалим на двадцать девятом году жизни {т.е. в 405-м году} и, поклонившись святому Кресту и святому Воскресению и прочим честным местам, и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от святого града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего. Однако он научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость, и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся... Он имел некоего соседа, по имени Феоктиста, мужа богоносного... Прожив пять лет в Фаране, он, вместе с блаженным Феоктистом, удалился...
(Житие Евфимия Великого)

Про дальнейшую судьбу монастыря читаем у Баландина:

Монастырь Харитона в Фаре, основанный преподобным в 330 году, в VIII веке, судя по всему, еще существовал (имя этой лавры встречается в церковных летописях, и в посланиях того или другого епископа или аввы). В 1903 году заброшенное место Фаранской лавры было приобретено в собственность Русской Духовной Миссии иеросхимонахом Пантелеймоном, настоятелем Афонской Русской обители Воздвижения Честного Креста. Сегодня эта территория принадлежит Русской Православной Церкви (белой) и имеет наблюдающего иеромонаха.

По последним данным разведки, с 1990-х и до сих пор там живёт русский монах, тоже по имени Харитон.

Результаты осмотраCollapse )
20th-Jan-2016 10:48 am - Модиин - Парк Анава.
bukvoed


Вот он, фигурирующий в заголовке парк Анава, что в городе Модиине. И больше его в этом посте не будет; а будет немного старинных каменюк, расположенных в точке, где стоял фотограф - прямо над углом южной стоянки парка. Именно в связи со строительством парковки в 2001-м здесь провели раскопки под началом ныне покойного Александра Она из Управления Древностей; нашли омейядскую ферму и под ней византийские строения, возможно монастырь (во всяком случае, в наличии черепки с крестами и обломки мраморного стола). За спиной фотографа бетонная стена (она видна на нескольких снимках ниже); по другую сторону стены с 2013-го года идёт строительство нового района Ципорим. Этому проекту мы обязаны вторыми раскопками, под началом Хагит Торге (2012); к списку находок добавилась обвалившаяся пещера, в византийский период служившая маслодавильней. Среди заполнившего пещеру грунта исследователям попались обработанные каменные блоки - по всей вероятности, над пещерой располагалось монументальное строение, возможно церковь. Впрочем, это уже спекуляция. Идентифицировать локацию пока не удалось. Есть гипотеза, что объект фигурирует у Клермона-Ганно под именем Эль-Авьяр, но и это мало что даёт.

Результаты осмотраCollapse )
4th-Nov-2015 11:47 pm - Кфар Шмарьягу.
bukvoed


Аполлония, с которой я когда-то начинал фотоотчитывание наших палестин, расположена на тянущейся вдоль побережья гряде из куркара, местной разновидности песчаника. Километрах в полутора к востоку можно обнаружить другую гряду, а за ней ещё одну. В стародавние римско-византийские времена жители Аполлонии активно использовали две последние для обустройства кладбищ. Крупнейшее скопление могил располагалось, видимо, на территории современного зажиточного посёлка Кфар Шмарьягу. Орен Таль приводит следующую цитату из документа, датированного 1922-м годом:

The hills east of Arsuf contain many rock-cut tombs and caves. Fig trees are growing in the courts of some of the tombs. The ordinary tomb consists of a chamber containing niches under arcosolia but kokhim also occur. In many cases the rock wall separating the different tombs was broken down to allow passage from one tomb to the other, and the side walls of niches removed, probably caused by men inhabiting the ruins in want of rooms.

Дальше то исследователи обнаруживали новые пещеры, то строители упрятывали под асфальт старые. Большая группа "неупрятанных" пещер находится в северной части посёлка, внутри "подковы", образованной улицей а-Ораним.

Результаты осмотраCollapse )
26th-Jun-2015 12:03 am - Муката Абуд.
bukvoed


(Дальше по Самарии с nehag_sus)

Ещё один некрополь можно обнаружить к северо-западу от арабской деревни Абуд. В принципе попасть туда можно и из деревни, но мы поехали другим путём - через малозаметный съезд с 465-го шоссе к востоку от перекрёстка Офарим, далее по безымянной, но вполне приличной асфальтированной дороге, и в завершение минута-другая пешего хода - и перед нами оказывается древняя каменоломня, в период второго храма превращённая в кладбище; собственно, название объекта "Муката Абуд" и означает "каменоломня Абуд". Согласно специалистам, захоронения еврейские - во-первых, вокруг преобладало еврейское население; во вторых, в 80-е Цвика Цук обнаружил в одной из могил обломки оссуария, а использование последних в тот период было характерно для евреев.

Результаты осмотраCollapse )
6th-Apr-2015 01:54 pm - Эйн Яким.
bukvoed


Ниже задокументирована наша вылазка в заповедник Нахаль Амуд. Идти весь маршрут с трёхлетней ребёнкой мы не рискнули, поэтому после спуска к источнику Эйн Яким (в честь рода священников, обосновавшегося где-то поблизости две тысячи лет назад), он же Айн Тина ("фИговый"), развернулись и поднялись обратно. Помимо природных красот, на пройденном участке маршрута имеются два сооружения периода британского мандата - насосная станция, поставлявшая воду из Эйн Яким в Цфат; и укреплённый полицейский участок, охранявший эту станцию. Бетонная фигня на верхнем снимке как раз и есть означенная полицейская крепостца.

Результаты осмотраCollapse )
23rd-Oct-2013 07:16 pm - Кумран.
bukvoed


В паре-тройке километров от северо-западной части Мёртвого Моря, у ущелья Кумран, находятся одноимённые с ущельем руины. По разным гипотезам, название может происходить от арабского "камар" (луна) или являться арабским искажением греческого "каламон" (тростник). Encyclopedia Judaica сообщает нам, что у ранних визитёров (кого именно ?) была основанная на созвучии названий гипотеза, что перед ними остатки Гоморры. Многие исследователи склонялись к мысли о форте - сперва Альберт Айзекс и британский консул Джеймс Финн (1856), позднее Густаф Дальман (1914), Эрнест Мастерман (1900-1) и Михаэль Ави Йона (около 1936). Мастерман, правда, не мог понять, зачем скромному форту большое кладбище на тысячу с гаком могил. Кладбище копнули Генри Пул (1855) и знаменитый Клермон-Ганно (1873) и вроде бы ничего стоящего не нашли. В общем и целом, до середины двадцатого века объект не представлялся учёным чем-то особенно интересным.

Отношение археологической общественности к Хирбет Кумран изменилось после того, как зимой 1946-47 бедуины наткнулись километрах в двух севернее на пещеру (впоследствии обозначенную "пещера номер 1"), а в ней на своего рода сокровища - кувшины с древними свитками. Семь кусков пергамента бедуины недорого продали вифлеемскому сапожнику (кожа же) Кандо; тот перепродал три профессору Элиэзеру Липе Сукенику и четыре сирийскому православному патриарху; эти последние несколько позже приобрёл сын Сукеника Игаэль Ядин. Так документы добрались до учёных, и понеслось... Оценив значимость объекта, между 1949 и 1956 иорданское Управление Древностей, Музей Рокфеллера и Библейская Школа провели на месте несколько сезонов раскопок, а директор школы Ролан де Во вошёл в историю как пионер кумрановедения. Позже район Кумрана разведывали/копали многие другие. Совместными усилиями бедуины и археологи обнаружили ещё десять пещер с фрагментами порядка 900 свитков, зачастую совсем крохотными.

Поскольку с год назад arktal написал о кумранских свитках несколько познавательных постов, то я позволю себе написать о них всего лишь пару слов. Примерно четверть свитков - копии различных книг ТАНАХа; представлены все книги, кроме Эстер; отличия от нынешнего канонического варианта, насколько я понимаю, наличествуют но невелики. Имеются фрагменты Септуагинты; арамейские переводы книг ТАНАХа; комментарии к книгам пророков; и апокрифические книги как Товит, Бен Сира, Енох и Юбилеи. Другие свитки касаются верований и практик некоей секты. Во главе секты стоял "учитель праведности" - возможно опальный священник из потомков Цадока, но полной уверенности нет. Сектанты считали, что близится заключительная война между "сынами света" и "сынами тьмы"; в итоге хорошие победят, правильно верующие спасутся, придут два мессии (потомок Давида и потомок Аарона) и наступит хэппи энд. А пока нужно отказаться от личного имущества, строго блюсти ритуальную чистоту итд...

Де Во придерживался резонного предположения, что именно в кумранских руинах и обитали описанные в свитках сектанты. Эта гипотеза остаётся мэйнстримной до сих пор. Авторов свитков склонны идентифицировать с загадочными ессеями. В самих кумранских свитках ессеи никак не упоминаются; наша информация о них исходит от Плиния Старшего, Филона Александрийского, и "нашего всего" Иосифа Флавия. Между практиками ессеев и обсуждаемых сектантов есть сходство (как обобществление собственности, совместные трапезы, длительный подготовительный период перед полноправным вступлением в общину итд); кроме того, Плиний размещает ессеев с по западную сторону Мёртвого моря, "над Эйн Геди", т.е. более-менее там, где нужно:

On the west side of the Dead Sea, but out of range of the noxious exhalations of the coast, is the solitary tribe of the Essenes, which is remarkable beyond all the other tribes in the whole world, as it has no women and has renounced all sexual desire, has no money, and has only palm-trees for company. Day by day the throng of refugees is recruited to an equal number by numerous accessions of persons tired of life and driven thither by the waves of fortune to adopt their manners. Thus through thousands of ages (incredible to relate) a race in which no one is born lives on for ever: so prolific for their advantage is other men's weariness of life! Lying below the Essenes was formerly the town of Engedi, second only to Jerusalem in the fertility of its land and in its groves of palm-trees, but now like Jerusalem a heap of ashes. Next comes Masada, a fortress on a rock, itself also not far from the Dead Sea. This is the limit of Judaea.
(Естественная история 5.15)

Наиболее ранние находки в Хирбет Кумран - остатки стен и резервуара и немного керамики 8-7 веков до нашей эры, включая оттиск "царской печати" и остракон с несколькими символами. Возможно, виноват царь Иудеи Узияу, который "построил башни в пустыне, и вырубил много колодцев" (Хроники 2 26:10); или же в пустыне обосновались беженцы после ассирийского завоевания Израильского Царства. Поселение существовало относительно недолго, возможно до вавилонского завоевания Иудеи. Некоторые осторожно отождествляют Кумран с "Городом Соли" (Ир Мелах) или с Сехахой, упомянутыми в книге Иегошуа (15:62) в одном предложении с Эйн Геди; но подтверждений пока нет.

Основное внимание, естественно, привлекают более поздние периоды, которые согласно де Во выглядели следующим образом - со второй половины второго века до н.э. до землетрясения 31 года до н.э. (слой Ia и Ib), примерно с 10 года до н.э. до разрушения римлянами в 68 году (II), и похоже что в 68-72 на руинах стоял римский гарнизон (III). Во время восстания Бар Кохбы, мол, здесь скрывались повстанцы и обронили несколько монет, но ничего нового не построили. По последним данным разведки, возможно в -31 - -10 Кумран не был полностью заброшен. Кроме того, от периода II отщипывают несколько последних лет и называют их IIb; предположительно в эти годы сектантов сменила какая-то другая, вероятно антиримски настроенная община (найдены ножи, наконечники стрел, другие типы керамики и отчеканенные восставшими монеты). Наконец, некоторые находки (монеты, сосуды, осколки стекла) относят к 73 - 132 годам (IIIb).

В каком качестве появился на свет хасмонейский Кумран, пока неясно. Одни считают, что он изначально был отшельническим поселением, специально построенным в "медвежьем углу". Другие - что объект был основан как укреплённый пост (часть цепочки крепостей, построенных для охраны восточной границы царства и потерявших своё значение после прихода римлян) или усадьба. Более того, некоторые несогласны, что в Кумране вообще когда-либо жили какие бы то ни было сектанты; они например отмечают, что ни один свиток не был найден в собственно поселении, зато там добыли подозрительно много монет (569 серебряных и 681 бронзовая). Так, по Гиршфельду, Кумран напоминает другие ранние римские усадьбы в наших краях; и он не видит доказательств, что объект когда-либо населяли ессеи или им подобные. Недавно Маген и Пелег объявили объект фабрикой по производству керамики. В поселении действительно имелoсь несколько печей для обжига керамики, а также большое количество ступенчатых резервуаров, которые остальные исследователи считают миквами; но авторы уверены, что большая их часть служила источниками гончарной глины; мол, частички глины приплывали по акведуку и оседали в резервуарах. Но если в Кумране отродясь не водились сектанты-графоманы, откуда же тогда взялись свитки ? Есть гипотеза, что последние изначально хранились в Иерусалиме, например при храме, и были спрятаны в пещерах только в ходе антиримского восстания.

Непонятно, отвечают более "ортодоксальные" авторы, что делали в храмовой библиотеке документы, многие из которых явно осуждают порядки в храме; а также зачем было их тащить на довольно большое расстояние именно в эти пещеры. Также, мол, трудно игнорировать ну очень близкое соседство некоторых из пещер с Хирбет Кумран, сходство керамики в пещерах и в поселении, или скажем чернильницы и прочие находки из предполагаемого скриптория. Свитки в самом поселении могли банально сгореть в 68-м... Магнес обращает внимание на компактность поселения и простоту его архитектуры - строения из необработанных камней и необожжённых кирпичей, полы из утрамбованной земли, иногда оштукатуренные, иногда из грубо обработанных плит. Она же отмечает, что ни одно помещение в Кумране не было идентифицировано как жилое, только как различные общественные или рабочие (возможно, Гиршфельд и др. не согласились бы с этим утверждением). Выходит, местные обитали или на верхних этажах немногочисленных двухэтажных зданий (но тогда их было не больше нескольких десятков); или - как предложил в своё время де Во - в "шалашах" вокруг, и тогда, судя по размерам столовой (см ниже), могло набраться порядка 150. Могилы на вышеупомянутом местном кладбище расположены аккуратными рядами и ориентированы головой на юг. Де Во в своё время вскрыл 43 могилы и нашёл почти исключительно взрослых мужчин; исключение составляли несколько взрослых женщин; необычная картина для "обычного" поселения. Только к югу от поселния могилы разбросаны, ориентированы различным образом, и включали многочисленные женские и детские погребения. Вероятно, эти южные могилы - более современные бедуинские.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Итак, во втором веке Синедрион под руководством рабби Иегуды а-Наси некоторое время заседал в городке Бейт Шеарим, а затем отправился в Ципори. По одной из традиций, небольшой мавзолей к северу от Ципори считается могилой р. Иегуды а-Наси (или, возможно, его внука, тоже р. Иегуды). Между тем, Талмуд (Ктубот 12, 35а) сообщает, что рабби был похоронен в Бейт Шеарим:

Miracles were wrought on that day. It was evening and all the towns gathered to mourn him, and eighteen synagogues praised him and bore him to Bet Shearim, and the daylight remained until everyone reached his home.

Повидимому, многие евреи пожелали быть похороненными рядом со знаменитым раввином. К тому же, после восстания Бар Кохбы римляне "закрыли" Иерусалим, и популярное прежде кладбище на Масличной Горе стало недоступным. В результате имеем некрополь на три десятка погребальных пещер, содержащих тысячи могил различного типа. Помимо жителей Земли Израиля, в Бейт Шеарим хоронили евреев из диаспоры, в основном с территории нынешних Ливана и Сирии. По поводу обычая хоронить "иностранных" евреев в наших палестинах мудрый интернет сообщает нам следующее:

Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, — как будто похоронен под жертвенником Храма. И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти.

Судя по некрополю, евреи 3-4 веков поддались тлетворному влиянию греческой культуры. Из наличествующих надписей (291 штука) 79% греческие, 16% ивритские, остальные арамейские/пальмирские; но это цветочки. Ягодки - наряду с "еврейскими" мотивами (менора, лулав итп), в пещерах имеются изображения всякой живности и даже, вроде бы, богов. Авраам Негев, правда, пытался выгородить предков; согласно его гипотезе, саркофаги с наиболее "инкриминирующими" изображениями могли попасть в некрополь в более поздний период (при Омейядах с Аббасидами ?), в качестве сырья для изготовления извести. Как относятся к предположению Негева коллеги, мне неведомо...

Результаты осмотраCollapse )
10th-Oct-2012 08:27 pm - Пещера Колонель.
bukvoed


После прошлогодней Альмы ребёнка стала прыгать от восторга при слове "пещера", и пришлось отправиться в недра горы Содом, тоже с qterra. Поскольку упомянутая гора состоит из соли, вода прогрызла в ней большое количество дыр. Как правило, такая дыра начинается с вертикального колодца, продолжающегося до тех пор, пока вода не упирается наконец в неподатливые породы; затем колодец переходит в пологую извилистую подземную реку, вытекающую к Мёртвому Морю.

Одна из дыр получила название "пещера полковника" (меарат колонель), в честь Томаса Грегори Туллока (Thomas Gregorie Tulloch). Всезнающий интернет неохотно, но всё же делится некоторыми деталями биографии последнего. Бывший артиллерист Туллок с 1904 руководил компанией по производству пороха (Chilworth Gunpowder Company), расположенной в Британии, но принадлежавшей немцам. Работа предусматривала многочисленные возлияния с континентальными специалистами; и если в ходе общения всплывала какая-нибудь интересная информация, англичанин немедленно бежал с ней в родное военное ведомство. Похоже, однажды собутыльник сболтнул что-то об использовании в снарядах тринитротолуола, и Туллок принялся убеждать британскую военщину тоже перейти на ТНТ, чем заслужил прозвище Три-Нитро-Том. Не то в 1911, не то в 1913 другой немец проговорился о массовом производстве пулемётов. На сей раз Туллок не удовлетворился докладом, а ещё и разработал проект бронированой гусеничной машины для уничтожения вражеских пулемётных точек. Подобно многим другим предкам танка, девайс должен был быть поистине монструозным, с вооружением из шести 12-фунтовых пушек и экипажем в сотню человек. Нетрудно догадаться, что проект так и не был воплощён в металле. Вроде бы Туллок имел какое-то косвенное отношение и к более поздним британским танковым разработкам.

Fast forward. 1934-й год, мандатная Палестина. Туллок - один из основателей Palestine Potash Limited, впоследствии - Заводы Мёртвого Моря. У подножия горы Содом возводится лагерь для работников. Температура... как обычно, близка к точке плавления среднестатистического гомосапиенса; а толку от жидких сотрудников маловато. И вдруг открытие - в горе есть замечательные прохладные пещеры, способные вернуть гомосапиенсов в твёрдое агрегатное состояние. Если пристроить к выходу "подземной реки" помещение, додумался кто-то, оно будет охлаждаться ветром из пещеры, этакий природный кондиционер. Около одной из пещер тут же оборудовали что-то вроде клуба, около другой - даже кинотеатр. Последняя и ныне известна как "киношная пещера" (меарат кольноа), ну а первую благодарное человечество, как уже было сказано выше, назвало в честь Туллока.

ДальшеCollapse )
3rd-Oct-2012 10:26 am - Красный Каньон.
bukvoed


Операция "выскребание сусеков" - эйлатский "красный каньон" года три назад.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


В южной части Шфарама праздношатающемуся-с-фотоаппаратом вроде меня тоже есть чем поживиться. Например, сторожевой башней, называемой эль-Бурдж. По словам Кондера, когда-то таких башен было четыре, но до его визита дожила только одна.

Результаты осмотраCollapse )
11th-Jul-2012 08:32 pm - Йодфат.
bukvoed


Мы теперь спустились в прекрасную плодородную долину, полную олив, к востоку и северо-востоку от деревни {Каукаб-абу-аль-Хиджа}, - читаем у Робинсона. - Это начало Вади Абилин, обходящего с юга и юго-запада возвышенность, на которой стоит Каукаб, и продолжающегося на северо-запад, к западной равнине. Мы миновали короткую боковую долину, спускающуюся с востока; она начинается с широкого хребта, соединяющего холм на севере с более высоким холмом на юге, который называется Дейдебе {вероятно, гора Ацмон ?} и говорят, что там есть остатки. За хребтом другая долина уходит на восток-юг-восток и вскоре обходит южную часть Тель Джефат. Мы достигли последнего в 4 часа.

Это одинокое место. Высокий округлый холм имеет правильную форму и изолирован, кроме того места, где он соединён с северными холмами низким хребтом или перешейком. С западной стороны перешейка начинается глубокое ущелье, обходящее с запада и юга основание холма. С востока другое ущелье начинается дальше на севере, идёт к востоку от основания и соединяется с предыдущим. Объединённая долина продолжается немного к югу и поворачивает на восток-юг-восток, к Батофу. Если посмотреть с холма на запад, можно увидеть Каукаб; с другой стороны, в долине, видна небольшая полоса долины Батоф. В остальном место полностью закрыто горами, к северу чередой холмов между ним и Сахнином, к югу ещё более высоким хребтом Дейдебе между ним и Батофом. Или мы можем сказать, что широкие хребты между Сахнином и Кафр Манда рассечены этими долинами, и прячут Джефат во впадине.

Мы приблизились к перешейку. В его северной части и немного выше по склону северного холма есть античные остатки, много обработанных камней, похожих на остатки домов. Вся поверхность самого холма (Тель Джефат) - плоская голая скала, с двумя-тремя резервуарами, теперь использующимися чтобы поить скот. Вокруг, ниже вершины, со всех сторон кроме северной есть много пещер, вряд ли все рукотворные, хотя к некоторым поменьше ведут ступеньки, и они возможно служили для хранения воды или для жилья. Или может в некоторых начинаются подземные ходы ? На холме нет следов крепости или жилья, и никаких признаков существования подобного когда-либо. Мы тщетно искали остатки стены на вершине холма или ниже. Ни единого камня или фрагмента, который бы указал на холм как на античный сайт.

И однако трудно отвернуть вывод, что это Иотапата, знаменитая галилейская крепость, что под началом Иосифа так долго сопротивлялась атакам Веспасиана, и где сам историк был пленён после её падения. Единственный путешественник, посетивший это место в наше время, был Э. Г. Шульц в 1847. Оно лежит в стороне от обычных дорог, что объясняет его неизвестность.

Детальное описание Иотапаты Иосифом могло бы само по себе помочь идентифицировать это место, даже если бы его название было совсем утеряно. Согласно описанию, оно было окружено обрывом, кроме одной стороны, с крутыми долинами вокруг. Оно было доступно только с севера, где город доходил до вершины горы. Эту гору Иосиф прикрыл стеной, когда укреплял город, чтобы вершина не могла быть захвачена врагами. Город был скрыт со всех сторон другими горами и не был виден вовсе, пока к нему не подходили близко. Там не было источника, только резервуары, и потому осаждённые страдали от недостатка воды. Там были пещеры и подземные укрытия, где Иосиф и другие прятались после падения города. Описание не могло бы быть более точным.

Что касается названия, Келанд давно заметил, что талмудическая Гопатата достаточно похожа на Йотапату, и эту форму мы можем распознать в современном Джефате. Греки, искажавшие имена подобно современным французам, видимо предпочли искажённую форму из-за лёгкости произношения. Расстояние от Гопататы до Ципори, указанное у раввинов, три мили; на самом деле между четырьмя и пятью английскими милями.

Против таких сильных исторических доказательств, как мне кажется, отсутствие древних укреплений на холме имеет малый вес; хотя оно совершенно необъяснимо...

Мы оставили перешеек под Тель Джефат в 4.20, и двадцать минут спускались по восточной долине. Здесь мы обнаружили дорогу, видимо ведущую из Сахнина в Батоф. Долина, которая шла на юг, здесь поворачивает восточнее и идёт к Батофу и Кане, которая была отсюда видна. Мы спускались по долине; вокруг рос дикий фенхель, наполняя воздух ароматом. Рос белый клевер, иногда до двух футов в высоту. Мы добрались до Каны в 5 часов.


Вот так скороход этот Робинсон, за 20 минут весь Тель Йодфат обскакал, за 40 преодолел около 10 километров до Каны... ну да ладно. Арехологическая энциклопедия Авраама Негева собщает нам, что кроме уже упомянутых флавиевской Иотапаты и талмудической Гопататы объект предпопожительно идентифицируют с библейской Иотвой (Двадцать два года было Амону, когда он стал царем, и два года царствовал он в Йерушалаиме. А имя матери его Мешуллэмэт, дочь Харуца из Йотвы, Мелахим 21:19, см также); и визнатийским городом Иотабе, где в 536 имелся епископ. Аарони добавляет {Иа}-ат-би-те, разграбленный Тиглатпаласаром в 732 до нашей эры.

Раскопками на Тель Йодфат занимался Мордехай Авиам в 1992-7. И нашёл-таки три фазы укреплений начиная с Птолемеев, и остатки поселения времён второго храма в южной и восточной части холма, в том числе дом украшенный фресками. Плюс пресс для масла, печи для изготовления керамики, миквы да резервуары. И многочисленные следы римской осады (насыпь в северо-западной части холма, каменные снаряды метательных машин, наконечники стрел, человеческие останки). В конце первого или начале второго века ниже уничтоженного римлянами города возникло поселение (очевидно, примерно на том самом перешейке). Наличествуют также какие-то признаки обитаемости в средние века. По библейскому периоду пока ничего...

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Итак, за пару веков до нашей эры в будущем Баниасе поселился греческий бог Пан. Возможно, местная природа, горы-леса-ручьи, напомила Пану его родную Аркадию. Вероятно также, что до появления греков объект уже служил местом поклонения каком-нибудь семитскому богу; подходящим кандидатом представляется сын Ваала Алиян; подобно Пану, последний являлся богом водных источников. Так или иначе, новенький поселился у истоков речки Хермон (Баниас), в пещере, и поныне именуемой "гротом Пана". В дальнейшем у входа в эту скромную пещеру появились многочисленные роскошные храмы. Первым строителем, возможно, был Ирод:

По истечении семнадцатого года царствования Ирода в Сирию прибыл Цезарь {Август}... Проводив затем Цезаря до моря, Ирод на обратном пути воздвиг в честь его в бывшей области Зинодора, вблизи места, называющегося Панием, великолепнейший храм из белого мрамора. Здесь в горе находится очень красивая пещера, под которою земля образует глубокую, бездонную, наполненною стоячею водою бездну, а сверху возвышается огромнейшая гора. У подошвы ее, вблизи пещеры, находятся истоки реки Иордана. Это чудное место Ирод украсил храмом, посвященным Цезарю. (C) Флавий.

Иродианский храм Августа обычно размещают перед самым гротом Пана, где в 1980-е Цви Маоз,проводивший раскопки под эгидой Управления Древностей, обнаружил две стены, тянущиеся параллельно с севера на юг. Лучше сохранившаяся западаная стена имеет 18 метров в длину, два в ширину и четыре в высоту; строительнным материалом послужил щебень, облицованный известняковыми блоками. Датируется сооружение концом первого века до нашей эры, то есть примерно иродиансим периодом. Некоторым (Вильсон, Нецер), однако, представляется, что найденная структура - не храм, а своего рода "парадный вход" в грот Пана. Взамен предлагается целый ряд вариантов:
- Место 250-ю метрами южнее, где позднее стояла византийская церковь (по Цаферису, построенная поверх римского здания);
- Античные руины на хребте над пещерой, примерно в ста метрах к юго-западу (вариант предложен Нецером, раскопавшим данные руины в 1977);
- Вильсону больше других "нравится" римский храм в Хурват Омрит, в нескольких километрах к юго-западу.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


В паре минут ходьбы от Рамат Авива, буквально на обочине шоссе номер 20 ака Нетивей Аялон, находится группа погребальных пещер 4-6 веков, так называемые "пещеры Афека". Объект был обнаружен в ходе работ над железной дорогой в 1951, и тогда же раскопан Яаковом Капланом. Следующие раскопки имели место в 1989, по случаю прокладки вышеупомянутого шоссе. Принято считать объект самаритянским кладбищем, обслуживавшим располагавшееся чуть восточнее поселение, и заброшенным после самаритянского восстания 529 года. Согласно другому мнению, захоронения христианские.

Результаты осмотраCollapse )
27th-Feb-2012 05:38 pm - Эйн Авдат.
bukvoed


Примерно на полдороги между руинами набатейского Авдата и речкой Хаварим два съезда с 40-го шоссе ведут к "верхнему" и "нижнему" въездам в национальный парк Эйн Авдат. Последний представляет собой участок русла сезонной речки Цин, проходящий по симпатичному каньону.

Результаты осмотраCollapse )
28th-Dec-2011 11:36 pm - Мареша.
bukvoed


(Меня ещё года полтора назад упрекали - мол, про Бейт-Гуврин написал, а соседнюю Марешу от народа скрываю, прикрываясь голимыми отмазками - что мол во-первых я больше по крестоносцам специализируюсь; а во-вторых про Марешу и так все знают, поскольку главная фича национального парка Бейт Гуврин - Мареша это именно последняя. И вот дошла, наконец, очередь и до Мареши...)

Километрах в двух к югу от бейтгувринского замка высится (357 метров над уровнем моря) холм Тель Сандаханна, он же Тель Мареша. Сандаханна, как единогласно предполагают умные книги, есть искаженное "св. Анна" - так, вероятно, называлась византийская церковь, остатки которой можно обнаружить чуть восточнее. А Тель Мареша - потому что учёные мужи идентифицировали холм с соответствующим античным городом. Подозрительный топоним - что-то вроде Му-ух-ра-аш-ти - фигурирует в амарнских письмах; учёные мужи, впрочем, отмечают, что археологические находки на Тель Мареша все без исключения более поздние. Следующее упоминание даёт книга Иегошуа (15:44) в числе городов колна Иегуды; потом подключается паралипоменон, ака диврей а-ямим (2 11):

И жил Рехавам в Йерушалаиме; он обратил города в Йеудее в крепости; И обстроил ... Марэйшу... города укрепленные в Йеудее и в (земле) Бинйаминовой. И упрочил он эти крепости, и дал им начальников, и запасы продовольствия, и елея, и вина. И в каждом городе (были) щиты и копья; и укрепил их весьма основательно.

И ещё раз, почти там же (паралипоменон 2 14):

И было у Асы войско, вооруженное броней а копьем, из Йеуды триста тысяч, и из Бинйамина, вооруженных щитом и стрелявших из лука, двести восемьдесят тысяч; все это храбрые воины. И вышел на них Зэрах Куши с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц, и дошел до Марэйши. И выступил Аса против него, и приготовились к сражению в долине, просматриваемой до Марэйши. И воззвал Аса к Г-споду, Б-гу своему... И поразил Г-сподь кушитов пред лицем Асы и пред лицем Йеуды; и побежали кушиты. И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Герара, и пали кушиты, и не осталось у них живых, так как они были поражены перед Господом и пред Его воинством. И набрали добычи великое множество. И поразили все города вокруг Герара, потому что напал на них страх Г-сподень; и разграбили все города, потому, что добычи было много в них. Также и пастушеские шатры поразили, и угнали много мелкого скота и верблюдов, и вернулись в Йерушалаим.

Вероятно, Мареша была одним из городов Иудеи, взятых в 701 году до н.э. армией ассирийского царя Синаххериба; подтверждение тому видят в книге Михея, оплакивающего, в числе прочих мест, и наш объект (1:15). После гибели иудейского царства в шестом веке до н.э., освободившееся место заняли идумеи, к которым поздее поселилась большая группа сидонян. Три века спустя египетские документы сообщают о Мареше как о центре торговли рабами. Иоанн Гиркан вернул город под иудейский контроль:

Затем Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумеян, позволил им оставаться в стране, но лишь с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудейским. Идумеяне действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и построили вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого самого времени они совершенно стали иудеями. (Иудейские древности 13:9)

В дальнейшем, судя по тому же Флавию, сперва Помпей возвратил Марешу "прежним обитателям" (-63); потом Габиний отстроил город, видимо толком не оправившийся после Гиркана (-57). Наконец, примерно в 40 году до н.э. Мареша пала жертвой борьбы за власть между Иродом и последним из хасмонеев, Антигоном - в город наведались парфянские союзники Антигона и разнесли его вдребезги. Есть мнение, что Ирод был местным уроженцем; именно потому, мол, объект и попал под раздачу... Так или иначе, на том всё и закончилось, и эстафета перешла к Бейт Гуврину. Пару веков спустя Евсевий пишет, что мол Мариса из книги Иегошуа, которая город в колене Иегуды, находится в двух милях от Элевтерополя (Бейт Гуврина) и сейчас разрушена.

Основываясь на тексте Евсевия, в 19 веке Эдвард Робинсон идентифицировал Марешу с вышеупомянутым Тель Сандаханна. Виктор Герен, правда, предлагал находившиеся на милю южнее руины Хирбат Мар'аш; но чуть позднее Петри доложил, что подходящих по датировке находок в Хирбат Мар'аш не видно. Потом Питерс и Тирш нащли в погребальной пещере греческую надпись про "главу сидонян в Марисе" (см. ниже), и вопрос был закрыт.

Первые раскопки провели в 1898-1900 Блисс и Макалистер. За ними последовали Тирш (1908), Ави-Йона (1977), Клонер (1980-е) и другие.

Результаты осмотраCollapse )
9th-Dec-2011 10:07 pm - Нахаль Хаварим.
bukvoed


Этот небольшой фотоотчёт - результат попытки прогуляться при луне по трёхкилометровому маршруту вдоль Нахаль Хаварим (в переводе на русский - мергелевая речка) в сентябре 2011-го. Приехали мы слишком рано и даже немного засветло, ждать восхода луны не стали, и сходили вдоль ущелья так. Постепенно темнело, мы зашли непонятно куда и поняли - даже если не заблудимся в темноте, то всё равно не разберёмся, где были. Вернулись, а потом всё же дождались ночного светила и немного прошлись ещё раз. Но фотографии с первой половины первой попытки; лунной ночью, а тем более безлунной, моя мыльница наотрез отказалась выдавать сколько-нибудь приемлемый результат.

UPDATE: В 2017-м попробовали опять, и на этот раз дошли. Ну, почти дошли - последние несколько сот метров, повидимону неинтересные,

ДальшеCollapse )
3rd-Nov-2011 09:49 pm - Пещера Сорек.
bukvoed


В мае 1968 в каменоломне к востоку от Бейт Шемеша взорвали очередной заряд, и помимо ожидаемой кучи щебня обнаружили вход в карстовую пещеру Сорек, она же пещера Авшалом (в память о ефрейторе Авшаломе Шоаме, умершем в 1974 от ран, полученных в Войну на Истощение), она же просто "сталактитовая пещера". С 1975 пещера является заповедником. Объект всенародно известен своими сталактитами/сталагмитами, и, полагаю, все мои израильские френды уже успели там побывать...

Сталактиты и сталагмитыCollapse )
This page was loaded Dec 5th 2020, 12:10 am GMT.