?

Log in

No account? Create an account
Пещера злобного Буквоеда
bukvoed — путешествия — LiveJournal 
4th-Jan-2020 12:02 am - Ливан - Бофор.
bukvoed


В далёком 1996-м я пару раз бывал в Бофоре в качестве приложения к системам связи, которые там периодически устанавливали (в дополнение к постоянным) для обеспечения операций АОИ. Если бы я тогда знал, что эн лет спустя не на шутку заинтересуюсь крестоносцами, крепостями итд, то непременно прихватил бы с собой фотоаппарат и (несмотря на возможные неприятности) сделал бы "шпионские" снимки хотя бы доступной тогда моему оку западной стены, а может (мечтательно) и наверх подняться бы сложилось... А так собственной фотографией замка обзавёлся буквально на днях; фото сделано с обзорной площадки на горе Дов - километров 14 на восток; результат, конечно, так себе, но лучше закрыть этот гештальт мне, боюсь, не светит...

Бофор, он же Калат аш-Шакиф ("крепость на высокой скале") или Калат аш-Шакиф Арнун (то же плюс название ближайшей деревни) расположен на западном берегу текущей на юг реки Литани. Дальше Литани поворачивает на 90 градусов и вместо того, чтобы внести свой вклад в водоснабжение Израиля, бесполезно впадает в Средиземное море... Высокая скала - это тянущийся вдоль берега хребет 300-метровой высоты; его восточный склон круто спускается к реке, западный же более пологий; замок находится в северной части хребта, на высоте 717 метров над уровнем моря.

В 1139-м король Фульк отобрал локацию у предыдущего владельца, эмира Шехаб ад-Дина; предполагается, что на тот момент здесь была некая маленькая крепость. Последняя была вверена заботам лорда Сидона Жерару/Жеро Гренье, затем досталась его сыну Реджинальду/Рено; в этот период она была сильно расширена. Ещё несколько позже наступил 1187 год; Саладин разбил армию крестоносцев при Гаттине и принялся "подбирать" плохо лежавшие замки с ослабленными и деморализованными гарнизонами. Реджинальд принял участие в сражении, однако в отличие от большинства франков благополучно вырвался из окружения и добрался до Тира; а его замок Бофор по тем или иным причинам ещё несколько лет оставался в его руках. В апреле 1189-го между Саладином и Реджинальдом шли переговоры; последний вроде дал понять, что не против сдать крепость и как будто даже рассматривает возможность принять ислам, но боится за судьбу оставшейся в Тире семьи; так он получил трёхмесячную отсрочку. Время шло, прогресса не было; в ходе очередной встречи Реджинальд был взят Саладином под стражу и отправлен в Дамаск. В апреле 1190-го кастелян Бофора убедился в отсутствии перспектив и сдал замок в обмен на свободный приход на франкскую территорию плюс освобождение лорда.

Со временем титул правителя Сидона перешёл от Реджинальда его сыну Балиану, а затем внуку Жюльену. В первой половине 13 века крестоносцам удалось вернуть значительную часть утраченных владений; так, в 1240-м, в рамках сделки между участниками "крестового похода баронов" и айюбидским правителем Дамаска ас-Салихом Исмаилом, Жюльен получил дедушкин Бофор. Потом тучи опять начали сгущаться. В 1260-м Жюльен поцапался с монголами; получил в отместку налёт на Сидон; оценив ситуацию, продал все свои земли тамплиерам, и сам к ним присоединился; умер он в 1275-м монахом ордена пресвятой троицы. Тамплиеры, видимо, построили новые укрепления, прикрывавшие подходы к замку с юга. 4 апреля 1268-го под стенами замка появилась армия Бейбарса. Мамлюки захватили эти южные укрепления и разместили там метательные машины; постепенно число метательных машин достигло 26. Ситуация, видно, не сулила ничего хорошего; и 15 апреля гарнизон (480, в том числе 24 рыцаря) капитуировал, не сумев даже выторговать для себя свободу; уйти позволили только женщинам и детям.

В начале 17-го века значительные части Сирии, Ливана и Палестины контролировал друзский мир Фахр ад-Дин; в числе прочих мер он снова укрепил Бофор. К 1630-м османские верхи решили, что чересчур сильный вассал, к тому же пытающийся завязать международные связи - это не к добру; правитель Дамаска Ахмед Кючук-паша получил указание разобратся; в итоге Фахр ад-Дин был схвачен, отправлен в Стамбул и в 1635-м казнён. Бофор, вроде, пострадал в ходе восстановления порядка. Снова досталось замку в 1782-м, когда правитель Акко Ахмед Джеззар показал мать Кузьмы какому-то очередному местному феодалу. Затем внесло свою лепту землетрясение 1837-го года.

Дальше, казалось бы, не должно было происходить ничего интересного. Но в начале 1970-х на юге Ливана обосновались изгнанные из Иордании боевики ФАТХа; в какой-то момент заброшенный замок приглянулся им как наблюдательный пункт для корректировки обстрелов Израиля и как символ (мол, как Саладин крестоносцев, так и они сионистов когда-нибудь). В ответ на ракеты из Ливана артиллерия АОИ несколько раз наносила удары по объекту. Дальнейшее развитие арабо-израильского конфликта в сочетании с гражданской войной в Ливане привело к "первой ливанской" 1982 года. Ночью с 6 на 7 июня отряд из разведроты (саерет) и инженерной роты (пальхан) бригады Голани взял Бофор штурмом. Командовавший разведротой майор Моше Каплински (впоследствии замначальника генштаба) был ранен ещё на подходе, вместо него возглавить подразделение и операцию прислали увольнявшегося в запас предыдущего командира подразделения, майора Гиору (Гуни) Харника. В бою погибли 6 военнослужащих АОИ, включая Харника. Потом стали писать, что возможно штурм был не нужен, поскольку несколько десятков боевиков Фатх с лёгким вооружением не могли помешать продвижению АОИ вглубь Ливана, и в дальнейшем вынуждены были бы сдаться; что в СВО это понимали и спустили распоряжение об отмене операции, но по какой-то причине приказ не дошёл до адресата...

В 1983-5 годах Израиль отступил с большей части занятой в ходе войны территории; под контролем осталась полоса шириной в несколько километров, по имени "Зона Безопасности Южного Ливана"; и Бофор стал одним из опорных пунктов АОИ в этой полосе; к западной стене замка пристроили бетонные бункеры, земляной вал итп. В середине 90-х Бофор и соседний ОП Длаат (километра на 4 севернее) составляли один из батальонных секторов восточной бригады 91-й территориальной дивизии, так называемый "сектор хребта Али Таэр". Насколько я понимаю, так звали некоего шейха, похороненного неподалёку... 24-25 мая 2000-го Израиль вывел войска из зоны безопасности; напоследок Бофор и другие ОП немного взорвали.

Начиная с 19-го века в замке побывал ряд западных исследователей, включая Эдварда Робинсона, Эммануэля Гийома Рея, Виктора Герена, Клода Кондера и Томаса Эдварда Лоуренса "Аравийского". Наиболее детальное исследование провёл в 1936-м французский историк-медиевист Поль Дешан.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


(Энное деление разросшегося старого поста. На этот раз очень старого, 12-летней давности...)

Помимо улицы античного Афека-Антипатриды и османской крепости Бинар Баши, в национальном парке Яркон есть ещё некоторое количество достопримечательностей; и большая их часть так или иначе связана с водой. Как, например, эта старая водонапорная станция со сторожевой будкой на крыше, построенная британцами в 1936-м. Насколько я понимаю, труба отсюда шла в Иерусалим через Латрун. Во время Войны за независимость Рас аль-Аин / Рош а-Аин (тогда ещё не город, а просто точка на карте) до конца мая удерживался арабской стороной; а к тому времени, когда объект перешёл под наш контроль, в Латруне обосновался Арабский легион и привёл водопровод в негодность. Израильтяне решили проблему водоснабжения Иерусалима, проложив новую трубу из района Реховота, т.н. "кав а-шилоах"; британскую же станцию в итоге совсем забросили.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Монастырь Мар Элиас впервые упоминается западными паломниками (которых Прингл решил не называть) примерно в 1160-м. Ещё два с половиной десятилетия спустя Иоанн Фока сообщает, что объект древний, заброшенный, и восстановленный усилиями византийского императора Мануила Комнина (правившего в 1143-80):

Город Вифлеем отстоит от Святого града примерно на шесть миль. Посредине между ним и Святым градом находится монастырь Святого пророка Илии, древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый, но землетрясением {1160 ?} до основания разрушенный. Но и этот монастырь всемирный благодетель, мой владыка и царь воздвиг из развалин чрез настоятеля его, родом сириянина.

Христианская традиция (во всяком случае, одна из) связывает объект с тем местом, где останавливался пророк Илия в процессе бегства от царицы Изевель:

И рассказал Ахав Изэвэли все, что сделал Эйлийау, и то, как он убил мечом всех пророков. И послала Изэвэль посланца сказать Эйлийау: пусть то-то и то-то (злое) сделают со Мною Б-ги и еще больше (того), если я завтра в эту же пору не сделаю с твоею жизнью того же, что (сделано) с жизнью каждого из них. Увидев (это), он встал и пошел, чтобы (спасти) жизнь свою, и пришел в Беэйр-Шэву, которая в Йеудее, и оставил отрока своего там. И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под (кустом) дрока, и просил смерти душе своей, и сказал: довольно; теперь, Г-споди, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег, и уснул под кустом дрока. И вот, ангел коснулся его и сказал ему: встань, поешь. И взглянул он, и вот, у изголовья его лепешка, печеная на углях, и фляга воды. И поел он, и напился, и лег снова. И опять пришел ангел Г-сподень, во второй раз, коснулся его и сказал: встань, поешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и попил, и шел он силою той трапезы сорок дней и сорок ночей до горы Божьей Хорэйв.
(Мелахим 1 19)

Звучит несколько сомнительно - если Илия направлялся из Беэр-Шевы на Синай, то Иерусалим ему совсем не по дороге, и явно не в одном дне пути... Есть не то тоже традиция, не то основанное на чём-то более веском мнение, что в начале 6 века здесь был похоронен иерусалимский патриарх Илия. Вполне вероятно, что народ перепутал патриарха с библейским пророком и додумал привязку к биографии последнего. И наконец, в 1345-м здесь же был похоронен епископ Вифлеема (?), тоже Илия. За последующие века монастырь, случалось, забрасывался; периодически, естественно, ветшал и восстанавливался обратно; надпись в здании говорит о его реконструкции в 1647-м. В нынешнем виде, констатирует Прингл, здание явно "постсредневековое"; ранние фрагменты могли сохраниться в церкви, но даже если так, они благополучно спрятаны под побелкой и фресками (выполнеными в 1976-м).

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


На второй день Шестидневной войны израильская авиация атаковала иорданские позиции в районе монастыря Мар Элиас. Один самолёт Fouga Magister был сбит и врезался в 813-метровый холм, что к северу от монастыря и к югу от арабской деревни Бейт Сафафа; пилот, лейтенант Дан Гив'он, погиб. После войны в память о Гив'оне прежнее арабское название Табалия сменили на Гиват а-Матос, то есть "самолётный холм"; вместе с Мар Элиас и Бейт Сафафа он оказался внутри далеко шагнувших на юг (да и в другие стороны тоже) муниципальных границ Иерусалима. В 1991-м на холме поставили четыре сотни переносных домов (ака "караваны"); по слухам, на первом этапе в них поселили репатриантов из СССР; потом уже точно из Эфиопии. "Эфиопский караванный городок" ещё существовал в 2002-м. Несколько десятков (?) "караванов" есть там по сей день; все полдюжины попавшихся мне на глаза обитателей явно не были "эфиопами"; кое-где из окон звучала восточная музыка или слышалась речь с восточным же выговором.

Последние лет пятнадцать периодически заходила речь о строительстве на Гиват а-Матос "нормального" жилья. Одобренный в 2014-м план предусматривал условно еврейский квартал на 2610 квартир на холме и условно арабские 600-900 квартир в качестве расширения Бейт Сафафы. Но есть политические тонкости - во-первых, сам факт строительства нового квартала за "зелёной чертой"; во-вторых, проблема связности районов "Восточного Иерусалима". Арабские Бейт Сафафа и Шарафат и сейчас почти полностью окружены еврейскими районами - с севера "Западный Иерусалим" (Малха, Катамоним, Тальпиёт, Арнона), с востока кибуц Рамат Рахель, с юго-запада Гило. Еврейский квартал на Гиват а-Матос замкнёт "кольцо окружения" и сделает практически неосуществимым присоединение Бейт Сафафы и Шарафата к подконтрольным ПА территориям в рамках гипотетического соглашения. Отсюда недовольство ПА, международное давление и решение правительства отложить план в пресловутый долгий ящик.

Но перейдём от политики к краеведению. "Наш" холм удобно располагался в считанных метрах от популярного маршрута христианских паломников Иерусалим - Вифлеем и со временем обзавёлся своей собственной традицией. Согласно последней, отсюда пророк Хавакук / Аввакум был перенесён ангелом в Вавилон; вот соответствующий эпизод в христианской версии книги Даниила, глава 14:

Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подойдя ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, — и они тотчас были съедены в присутствии его.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Первое упоминание места под названием Кафизма, расположенного между Иерусалимом и Вифлеемом, даёт армянский лекционарий, предположительно датируемый 417-439 годами. По лекционарию, в этом месте 15 августа отмечался праздник, посвящённый Марии (по более позднему календарю, праздник перенесли на 13 августа ввиду конфликта с днём вознесения Марии; впрочем, не будем удаляться от темы). В шестом веке Феодор Петрский и Кирилл Скифопольский упоминают в своих жизнеописаниях Феодосия Киновиарха, что в молодости (т.е. в середине 5-го века) тот жил при церкви Кафисматы, которую как раз строили на средства некой Икелии:

Он {старец Лонгин}, взяв его {Феодосия}, приставил к иже во святых Икелии, которая тогда строила храм Богородицы в Кафисмате как человека, который может быть ей полезен в церковном правиле и остальных службах. Сия блаженная Икелия, прошедшая весь путь благочестия, указала в числе первых быть Сретению Спасителя нашего Бога со свечами. Она, приняв сего священнаго юношу Феодосия и обретя его прекрасным певцом, сопричла к чину бывших под ея начальством тамошних ревнителей, мужей благоразумных. По истечении некотораго времени и по кончине блаженной Икелии, ему поручается устроение этого места. И когда он проходил оное безпорочно, случилось, что скончался игумен этого места и все согласно выбирают Феодосия в игумена церкви Кафисматы. Он же, узнав и опасаясь опасности начальства, бежал...
(Кирилл Скифопольский, Житие иже во святых отца нашего аввы Феодосия Киновиарха)

Название Кафизма вроде бы означает то, на чём сидят или отдыхают; так в переводе написанного тем же Кириллом жития св. Саввы объект назван "седалищной церковью". По всей вероятности, имеется в виду точка, где - согласно апокрифическому Протоевангелию от Иакова - Иосиф и Мария остановились для отдыха незадолго до прибытия в Вифлеем:

And he saddled the she-ass, and set her upon it, and his son led it and Joseph followed after. And they drew near (unto Bethlehem) within three miles: and Joseph turned himself about and saw her of a sad countenance and said within himself: Peradventure that which is within her paineth her. And again Joseph turned himself about and saw her laughing, and said unto her: Mary, what aileth thee that I see thy face at one time laughing and at another time sad ? And Mary said unto Joseph: It is because I behold two peoples with mine eyes, the one weeping and lamenting and the other rejoicing and exulting. And they came to the midst of the way, and Mary said unto him: Take me down from the ass, for that which is within me presseth me, to come forth. And he took her down from the ass and said unto her: Whither shall I take thee to hide thy shame ? for the place is desert.
(17)

Подходящее место упоминает около 570-го анонимный паломник из Пьяченцы:

On the road that leads to Bethlehem, three miles from Jerusalem, Rachel rests bodily, on the outskirts of Rama. There, in the middle of the road, I saw standing water coming out of a rock, to be taken at one's discretion up to seven pints; everyone takes their fill and it never diminishes nor becomes more full. It is of an indescribable sweetness to drink; they say that, when Saint Mary was fleeing to Egypt, she sat on this spot and became thirsty, and so this water came forth. A small church was built there.
(28)

И в начале 12-го века паломник Даниил:

Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю — две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы... И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых.

В середине 14-го века Николас из Поджибонси видел разрущенную церковь на расстоянии выстрела из баллисты к северу от монастыря Мар Элиас (но связал её с локацией, где волхвы видели звезду); нечто подобное упомянул ещё сто лет спустя Иоанн Полонер. Более поздние паломники если и отмечали как-то место отдыха Марии, то наблюдали там только дерево.

Около 1889-го фон Риесс (этот ?) наткнулся около Хевронской дороги на резервуар по имени Бир Кадисму и резонно решил, что церковь Кафизмы должна быть где-то неподалёку; тем не менее, объект ещё долго продолжал скрываться от науки. После 1948-го резервуар оказался практически на самой зелёной черте. К востоку, по израильскую сторону черты, находился кибуц Рамат Рахель. В середине 1950-х на его территории, метрах в 400 от резервуара, случайно обнаружилась византийская церковь; Йоханан Аарони датировал её пятым веком и предложил идентифицировать с Кафизмой. Потом была шестидневная война с сопутствующей коррекцией границ; ещё через годы зашла речь о расширении Хевронской дороги; в 1992-м, 1997-м, 1999-м и 2000-м непосредственно к востоку от дороги проводили спасательные раскопки под началом Рины Авнер, в ходе оных выкопали ещё одну церковь, и пришли к выводу - теперь точно нашлась. Редкая восьмиугольная форма здания и полузакопанный (торчащий сантиметров на 20 выше уровня пола) в центре восьмиугольника камень (кто сказал "Купол Скалы" ?) наводят на мысль, что этот камень почитался как место отдыха Марии. Такой камень упоминается в сочинении начала 6-го века De Situ Terrae Sanctae - мол, важный чиновник Урбиций велел вырезать из него прямоугольный блок и отвезти в Константинополь, но никакая сила не могла передвинуть его дальше Иерусалима; и в результате блок оставили в Храме Гроба Господня. В наши дни камень, заявленный как камень Кафизмы, выставлен в Храме Рождества Богородицы в Бейт Джале...

От церкви мало что осталось, кроме пола и оснований стен. Зато полов археологи насчитали целых три, один поверх другого. Ранний, то есть нижний, по найденным под ним монетам датировали началом-серединой 5-го века; видимо, он принадлежит церкви Икелии. Ещё ниже обнаружили фрагмент фундамента предшествовавшего ему строения, вероятно начала пятого века; возможно того, что упоминалось в армянском лекционарии. Средний пол - также по монетам - датировали первой половиной 6-го века; и поздний первой половиной восьмого века. Судя по нише в южной стене, в этот последний период часть здания отвели под мечеть; тем не менее, другая часть вроде бы продолжала использоваться христианами, во всяком случае в примыкающем к церкви строении обнаружилась христианская надпись 9-го века.

Результаты осмотраCollapse )
1st-Sep-2019 08:31 am - Хурват Луза.
bukvoed


Небольшая сезонная речка Нахаль Луз начинается где-то между деревней Бейт Сурик и Наби Самуэль и течёт (ну, иногда) между иудейских холмов на юг, пока не впадает в вездесущий Нахаль Сорек. Примерно на полпути, к северо-востоку от Мевасерет Цион и к западу от Бейт Икса, на западном склоне вади находится наш сегодняшний объект. Около 1865-го Конрад Шик пришёл к выводу, что перед ним дело рук крестоносцев. Более ста лет спустя, в 1986-м, у Рехава Рубина и Рони Элленблюма из Еврейского Университета дошли руки до археологической разведки и небольших раскопок. По итогам объект было решено считать усадьбой двенадцатого века. Установить его оригинальное название пока не удалось.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Как мы уже отмечали, католическое поле пастушков расположено метров на 700 севернее православного. В 1858-м некто Карло Гуармани (этот ?) обнаружил в месте под наванием Хирбет Сияр аль-Ганам ("развалины загона для овец"), руины византийского монастыря. Он немного там покопал, и - осторожно выражаются францисканцы - "утверждал, что обнаружил" три могилы пастухов, как описывал в 7 веке паломник Аркульф. Посему, между 1889 и 1906 францисканцы приобрели участок. Более серьёзные раскопки монастыря предпринял в 1951-52 Виргилио Корбо. По его данным, объект был основан в конце четвёртого или начале пятого века; перестроен/расширен в шестом веке; и прекратил существование на рубеже восьмого-девятого веков. Размер комплекса - 80 на 42 метра; церковь находилась в его северо-восточном углу, осталось от неё мало что. Среди мелких находок - иродианская керамика и монеты первого века. Ничего похожего на отмеченую Эгерией пещерную церковь Корбо найти не удалось, так что на данный момент православный объект лучше соответствует описанию. Есть мнение, что перед нами монастырь "за Поэменионом", где около 400-го года подвизался монах Посидоний из прошлого поста.

В 1953-м рядом с античным монастырём построили часовню по проекту Антонио Барлуцци. Облик часовни призван символизировать пастуший шатёр, а разделённый на десять частей купол - напоминать злостным неплательщикам о церковной десятине.

Ах, да... некоторые протестанты почитают третье поле пастушков, нынешнее бейтсахурское отделение YMCA; правда, древностей там вроде нет никаких.

Результаты осмотраCollapse )
2nd-Jul-2019 12:12 am - Артас.
bukvoed


В Иудейских древностях 8:7:3 Флавий рассказывает читателям, что царь Соломон "обыкновенно на заре выезжал на своей колеснице в белом одеянии и сам правил лошадьми. В расстоянии двух схойнов от Иерусалима находилось местечко Ифам, представлявшее, благодаря своим садам и обилию влаги, в одинаковой мере приятный и плодородный уголок. Местечко это служило целью утренних поездок царя." Схойн - вроде бы очень неопределённая мера длины, "которая, видимо, колебалась между 30 до 120 стадиями" (C); азимут же автор не указывает вовсе. Однако в Диврей а-Ямим II 11:6 можно найти упоминание города Эйтам в окрестностях Вифлеема и Ткоа: "И жил Рехавам в Йерушалаиме; он обратил города в Йеудее в крепости; И обстроил Бэйт-Лэхэм, и Эйтам, и Текоа..." Также, источник Эйтам упоминается в Талмуде как поставлявший воду в храм (ИТ Йома 3 8, ВТ Йома 31А).

Начиная по крайней мере с Ричарда Поукока (побывавшего в наших краях в 1737-41), европейские учёные мужи решили поместить Эйтам с его садами в плодородной долине к югу от Вифлеема, где-то рядом с огромными открытыми резервуарами, известными как "Соломоновы" и ведушим от резервуаров в сторону Иерусалима акведуком. Поукок отметил где-то в окрестностях резервуаров "запечатанный родник" (sealed fountain), очевидно имея в виду фразу из Песни песней 4:12:

Замкнутый сад {лат. hortus conclusus} – сестра моя, невеста, источник замкнутый, родник запечатанный. Ростки твои – сад гранатовый с драгоценными плодами, с кофэйрами и нэйрдами: – Нэйрд и шафран, (благовонный) тростник и корица со всякими благовонными деревьями, мирра и алоэ и лучшие все ароматы. Источник садов, колодезь вод живых, текущих с Леванона. Проснись, (ветер) северный, и приходи, (ветер) южный, повей на сад мой! Пусть разольются ароматы его! Пусть войдет мой друг в свой сад и пусть ест его плоды драгоценные!

В наше время принято идентифицировать Эйтам с Хирбет эль-Хуах, к востоку от резервуаров и к западу от деревни Артас, недалеко от источника Айн Атан. На собственно Артас, кажется, впервые из западных визитёров обратил внимание Эдвард Робинсон (1838). Он отметил разрушенные дома; людей, живущих в пещерах; и остатки древних построек - квадратную башню, стену из больших камней, итд. Как и Поукок, Робинсон написал, что некие "монахи" считают некое место возле прудов "запечатанным источником". В конце 19 века Гай Ле Стрэндж подшил к делу персидского путешественника 11 столетия Насира Хосрова, задокументировавшего в двух лигах от Иерусалима место с источником и садами, называемое Фарадис; по Ле Стрэнджу, "Артас", "Hortus" и "Фирдус/Фарадис" есть одно и то же.

Каких монахов имел в виду Робинсон - непонятно (по крайней мере мне). В самом Артасе монастыря тогда ещё не было. Но учитывая, что в христианской традиции выражение "hortus conclusus" использовалось как отсылка к деве Марии - было бы удивительно, если бы не нашёлся желающий основать таковой. В данном случае роль личности в истории взял на себя уругвайский католический священник Мариано Солер. В 1885-м он впал в немилость у уругвайских властей и отправился не то в изгнание, не то в паломничество, приведшее его в Палестину. Здесь с неким монахом Лавинио и арабским гидом он отправился взглянуть на сады Соломона, и весьма впечатлился. В 1891-м Солер занял должность епископа Монтевидео; но про Артас не забыл, и доложил Папе Льву XIII; Папа согласился, что монастырь в таком месте - дело нужное. В 1893-м Солер приобрёл участок в Артасе; в 1897-м пришло долгожданное разрешение от султана, и он заложил первый камень. Деньги на проект пожертвовали уругвайские и аргентинские католики. Местного шейха, вначале категорически возражавшего, вроде удалось уломать. 12 ноября 1901 монастырь был вверен заботам организации Daughters of Our Lady of the Garden - основанной в Италии в 1829-м и весьма активной в Южной Америке, где сёстры содержали школы, больницы итп. Открытие монастыря состоялось 2 июля 1902 года.

Другой эпизод в истории Артаса связан с деятельностью британского консула в Иерусалиме в 1846-63 Джеймса Финна и его жены Элизабет Энн Финн. Во-первых, Элизабет Финн по какой-то причине считала, что здесь находится новозаветный Эммаус (тема последнего несколько раз поднималась в моей скромной жежешечке, см 1,2,3). Во-вторых, усилиями Финнов в Артасе ненадолго возникло поселение под руководством крещённого еврея Джона Мешулама; среди поселенцев был дед писателя Джона Стейнбека, Иоганн Гроссстейнбек.

Результаты осмотраCollapse )
17th-Jun-2019 12:53 am - Бурдж Бейтин.
bukvoed


(по следам похода с Крылатым Верблюдом)

С фотоотчитанного в прошлом посте дирдибванского "теля" мы направились на запад. Маршрут проходил не так уж далеко от Хирбет эль-Макатир, тоже упомянутого в прошлом посте; но, к сожалению, и не так уж близко... Зато мы зацепили южную окраину Бейтина - предполагаемого библейского Бейт Эля - и подошли на несколько минут к тамошней "башне", Бурдж Бейтин.

По Принглу, башня была построена в начале-середине 12 века, не позднее 1159-60. Верхняя граница проистекает из документа, согласно которому Герберт, аббат премонстрантского "двойного монастыря" св. Иосифа Аримафейского (Рантис) и св. Аввакума (Кафр Джинис), передал лорду Рамлы Гуго д'Ибелину башню и другое имущество в Бейт Эле (Bethel). Премонстранты, естественно, расстались с бейтэльской недвижимостью (полученной ранее от основателя "клана" д'Ибелинов Барисана/Балиана Старого) не бесплатно, а обменяли на другую, в районе замка Мирабель. Гуго, в свою очередь, передал возвращённые владения каноникам Гроба Господня. Прингл описывает объект как башню размером 11 (запад-восток) на 9.15 м, стоявшую в середине окружённого стеной участка 36.6 (запад-восток) на 32 м. Башню построили поверх руин большой византийской церкви. При франках в деревне имелась латинская церковь, но в другом месте; видимо, на её месте теперь находится мечеть.

Внезапно, другие авторы крестоносцев не упоминают вообще. Так, текст в JSP 13 лаконично сообщает о византийском монастыре и "башне более позднего периода". В 2013-м и 2015-м японская экспедиция из Университета Кэйо провела здесь два сезона, откопала фрагменты мозаичного пола и сделала вывод, что надо бы продолжить. Согласно одной статье о раскопках (палестинского археолога Хамдана Тахи и Давида Сугимото из Кэйо), Бурдж Бейтин есть византийский монастырь, включавший стену, тройные ворота, резервуар и двухэтажную башню. Последняя была построена в четвёртом веке и несколько раз отремонтирована "к началу мамлюкского периода". При мамлюках часть комплекса продолжала использоваться в каком-то качестве. Другая, видимо более поздняя (Х. Канши из Кэйо), посвящена исключительно церкви, оказавшейся весьма большой - 40 на 28 м; из более поздних периодов значатся лишь раннеисламские жилые помещения; башня упомянута исключительно вскользь.

Касательно византийской церкви, Уильям Олбрайт в своё время предположил, что она могла быть посвящена сну Яакова "про лестницу", из Бытия 28. В четвёртом веке безымянный французик паломник из Бордо записал в своём итинерарии, что место, выбранное праотцем для ночлега, находится в миле от Бейт Эля. Про церковь, правда, у паломника ни слова; зато есть у Иеронима: "выстроена и церковь на месте, где уснул Иаков по пути в Месопотамию".

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


(по следам похода с Крылатым Верблюдом)

К юго-востоку от Тайбе Герен (1860) и Кондер (1881) отметили руины церкви. Кондер разглядел в постройке византийскую трёхнефную базилику и встроенную в её центральный неф небольшую церковь крестоносцев. Местным жителям руины были известны как "Мар Джирис/Джирджис" или "аль-Хидр". Первый - просто св. Георгий в арабском произношении; второй же известен нам из мусульманской традиции. В Коране он не упоминается по имени, но принято считать, что загадочный наставник Мусы (Моисея) из суры 18 есть именно Хидр.

Муса сказал ему: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»
Он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?»
Он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления».
Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом».

Они вдвоем двинулись в путь. Когда же они сели на корабль, он сделал в нем пробоину. Он сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нем? Ты совершил тяжкий поступок!»
Он сказал: «Разве я не говорил, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»
Он сказал: «Не наказывай меня за то, что я позабыл, и не возлагай на меня тяжелое бремя».

Они продолжили путь, пока не встретили мальчика, и он убил его. Он сказал: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал? Ты совершил предосудительный поступок!»
Он сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»
Он сказал: «Если я спрошу тебя о чем-либо после этого, то не продолжай путь вместе со мной. Ты уже получил мои извинения».

Они продолжили путь, пока не пришли к жителям одного селения. Они попросили его жителей накормить их, но те отказались принять их гостями. Они увидели там стену, которая была готова обрушиться, и он выпрямил ее. Он сказал: «Если бы ты захотел, то получил бы за это вознаграждение».

Он сказал: «Здесь я с тобой расстанусь, но я поведую тебе толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением. Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли. Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия. Мы захотели, чтобы Господь их даровал им вместо него того, кто будет чище и милосерднее к своим близким. Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением».


Уже не анонимно Хидр фигурирует в хадисах и разных локальных традициях. Когда-то давно как-то вышло, что исламизирующееся население некоторых регионов, включая Палестину, связало Хидра со св. Георгием; в частности, некоторые традиции приписывают ему поединок с драконом. Таким образом, "двойное" наименование церкви выглядит вполне логичным. Однако, как мы знаем из первой части отчёта - в средние века и даже позже Тайбе было принято связывать с пророком Элиягу; в частности где-то совсем рядом с разрушенной церковью Герену показывали пещеру пророка Элиягу (Мар Элиас). Посему Прингл гипотетизирует, что возможно церковь была посвящена не св. Георгию, а Элиягу. В этом свете интересно, что в 18-й суре просматривается сходство с еврейским сюжетом о рабби Иегошуа Леви, напросившемся в спутники к Элиягу. Как и персонаж Корана выше, Элиягу ставит условие не подвергать сомнению его действия; затем на глазах рабби он убивает корову гостеприимных хозяев, чинит разрушающуюся стену (здесь полное совпадение) хозяевам негостеприимным, итд; в итоге же объясняет - корова доброго человека умерла вместо его жены, а стена прятала под собой клад. Каков бы ни был первоисточник сюжета, интересен сам факт параллели между Элиягу и Хидром...

Согласно табличке на стене церкви аль-Хидр, в 2000-09 её раскапывала некая французская экспедиция и датировала пятым веком. И наконец, интересная местная особенность - на пороге церкви до наших дней приносят в жертву мелкий рогатый скот.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


(по следам похода с Крылатым Верблюдом)

Согласно википедии, с каждой стороны зелёной черты есть два населённых пункта, носящих имя Тайбе. Про Тайбе в центре и Тайбе в Галилее я уже писал когда-то; теперь вот добрался и до Тайбе в Иудее; оставшаяся деревня в северной Самарии, кажется, особенно ничем не интересна. Есть ещё Тайбе на юге Ливана, и до 2000-го рядом с ней был одноимённый укреплённый пункт АОИ, куда меня заносило пару раз... но к сегодняшней теме это отношения не имеет.

Интересующая нас в данный момент деревня находится в 12 километрах к северо-востоку от Рамаллы и в 20 к северо-северо-востоку от Иерусалима. Рядом проходила римская дорога, соединявшая Джифну с Иерихоном. Объект принято отождествлять с Офрой, городом колена Биньямина, упомянутым в Иегошуа 18:23; с Эфрайином из Диврей а-Ямим II 13:19; с Эфраимом "в стране близ пустыни" из Евангелия от Иоанна 11:54; Эфраимом же из Флавия; и Афрой из средневековых мусульманских источников.

В это самое время, в пятый день месяца Дайсия, Веспасиан также выступил из Кесареи против еще незавоеванных округов Иудеи. Он поднялся в гористую страну и покорил две топархии, Гофнитскую и Акра­батскую, затем города Бефила и Эфраим, в которых оставил гар­низоны, и двинулся вперед к самому Иерусалиму. Много иудеев, попавших в его руки, было уничтожено, а большое число было также пле­нено.
(Иудейская война 4:9:9)

Впервые идентификацию с Офрой осторожно предложил Эдвард Робинсон, основываясь на сказанном в Ономастиконе: "Афра в колене Вениаминове есть и доныне селение Еффрем на пятом милиарии от Вефиля" (Вефиль ака Бейт Эль отождествляется с современной деревней Бейтин). Предположительно название Офра/Афра стало казаться арабоязычным местным жителям неблагозвучным, наводящим на мысль не то о пыли, не то даже о демонах-ифритах; и в какой-то момент они предпочли семитский корень, означающий нечто хорошее. Где-то в центре деревни должны быть остатки франкского замка св. Ильи (Castrum sancti Helye итп), вероятно изначально королевского. В конце 1170-х замок достался вернувшемуся из сарацинского плена титулярному графу Эдессы Жослену де Куртенэ; в 1182-м де Куртенэ уступил замок и другую недвижимость королю Балдуину IV в обмен на Миилию; три года спустя несовершеннолетний Балдуин V передал объект своему деду Вильгельму Монферратскому. Описывая эту последнюю транзакцию, "продолжение Вильгельма Тирского" собщает, что крепость Saint Helyes находилась на вершине холма в семи милях от Иерусалима (слегка не сходится) и в тринадцати от Иордана; в месте ранее известном как Эффра; там, где пророк постился сорок дней. Последнее замечание отсылает нас к Мелахим I 19:

И рассказал Ахав Изэвэли все, что сделал Эйлийау, и то, как он убил мечом всех пророков. И послала Изэвэль посланца сказать Эйлийау: пусть то-то и то-то (злое) сделают со Мною Б-ги и еще больше (того), если я завтра в эту же пору не сделаю с твоею жизнью того же, что (сделано) с жизнью каждого из них. Увидев (это), он встал и пошел, чтобы (спасти) жизнь свою, и пришел в Беэйр-Шэву, которая в Йеудее, и оставил отрока своего там. И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под (кустом) дрока, и просил смерти душе своей, и сказал: довольно; теперь, Г-споди, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег, и уснул под кустом дрока. И вот, ангел коснулся его и сказал ему: встань, поешь. И взглянул он, и вот, у изголовья его лепешка, печеная на углях, и фляга воды. И поел он, и напился, и лег снова. И опять пришел ангел Г-сподень, во второй раз, коснулся его и сказал: встань, поешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и попил, и шел он силою той трапезы сорок дней и сорок ночей до горы Божьей Хорэйв.

Ещё через два года недвижимость была конфискована Саладином. Википедия приводит местную легенду, что мол именно последний, впечатлившись добротой и гостеприимством обитателей, и переименовал деревню в Тайбе. В начале 13 века Якут аль-Хамауи упоминает Афру как крепость в провинции Филастин, недалеко от Иерусалима (видимо, он был не в курсе легенды). Часто цитируемый османский налоговый документ 1596 года включает деревню Тайибат аль-Исм ("доброе имя" ?) в иерусалимской нахии; надо полагать, таким было полное название объекта, впоследствии урезанное. Впрочем, есть одна странность - по тому же документу деревня была на две трети мусульманской; впоследствии же она всегда характеризуется как чисто христианская. Исследователи 19-го века (Робинсон, Герен, Кондер) описывают остатки крепости на вершине холма. Есть ли там на что смотреть сейчас, мне неизвестно... Те же авторы упоминают руины византийской церкви к юго-востоку от деревни (о ней во второй части). Герену местные показали почитаемую христианами и мусульманами пещеру св. Ильи (Мар Элиас), тоже где-то к юго-востоку. Кондер пересказал воспоминания старожилов о том, что предположительно примерно в 1810-е за деревню воевали племенные союзы Кайс и Яман, в первую очередь представленные кланами Бани Симхан и Абу Гош соответственно; победа осталась за Яманами.

На 2010-й год население Тайбе насчитывало 1452 человека - православных, католиков и мелькитов. Одна из главных достопримечательностей деревни - пивоварня, открытая в 1994-м братьями Надимом и Давидом Хури. С 2012-го компанию пивоварне составляет винодельня, принадлежащая той же семье. В нескольких километрах к западу от деревни до 1967-го находилась иорданская военная база; в 1975-м место базы заняло современное поселение Офра.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed
OT-64-from-bulgaria-to-saudi-arabia-201705-ead-1

Если верить SIPRI, чехословацкий колёсный БТР OT-64 SKOT поставлялся в наши края ещё 40-50 лет назад - Египет, мол, получил 200 штук в 1969-70, а Сирия 300 в 1977-79. Но то ли что-то с этой информацией не так, то ли девайс хорошо скрывался от науки, его фотографии из Египта или довоенной Сирии мне никогда не попадались. В мае 2017-го в сети всплыла фотография корабля, вроде бы направлявшегося из Болгарии в Саудовскую Аравию, и на палубе завёрнутый в белое, но легко узнаваемый сабж.

ДальшеCollapse )
bukvoed


При всех неоспоримых достоинствах онлайн-карты "амуд анан" она, увы, давно не обновлялась и местами уже слабо соответствует нынешним градостроительным реалиям. Так, сегодняшний объект - Хирбет эт-Тина ака Хурват Теэна - она предлагает искать где-то посреди обширных пустырей к югу от Рош а-Аин. На самом деле город уже дорос до до этих фИговых развалин, и даже начал перерастать.

Сайт археологической разведки Израиля описывает объект как небольшое (70 на 70 м) поселение византийского периода на северном берегу безымянного притока Нахаль Шило; в библиографии значатся классики палестиноведения Герен и Кондер + Китченер (= SWP). Герен обнаружил здесь разрушенную деревню и двух десятков домов и десяток резервуаров; британцы лаконично на него сослались.

Около 2015-го археологи из Управления Древностей под началом Амита Шадмана раскопали на окраине Рош а-Аин большую ферму 2700-летней давности и византийский монастырь. На моих фотографиях тот самый монастырь; где ферма, я пока не понял... Согласно отчёту Шадмана, последний не исключает полностью вариант усадьбы с церковью, но склоняется всё же к монастырю; оный был основан в 5-м веке и заброшен в конце 7-го или начале 8-го; следов разрушений нет.

Результаты осмотраCollapse )
27th-Apr-2019 10:55 am - Что в чёрном ящике ? 3
bukvoed
Puma-box-c2018-wf-2

Очередной загадочный девайс на Пуме.

ДальшеCollapse )
25th-Mar-2019 06:56 am - Тель Кинерот.
bukvoed


(Давно, с Кучером)

Топоним Кинерет или Кинерот несколько раз упоминается в ТАНАХе, но только в одном случае речь наверняка идёт о городе, а не об одноимённом озере или о географической области:

Сынам Нафтали вышел жребий шестой; сынам Нафтали по семействам их. И шла граница их от Хэйлэфа, от Эйлон – Бецаананнима, к Адами-Нэкэву и Явнеэйлу до Лаккума, и окончанием ее был Ярдэйн. Оттуда повернула граница на запад к Азнот-Тавору, и шла оттуда к Хукоку, и достигла Зевулуна с юга, и Ашейра достигла с запада, и Йеуды – у Ярдэйна, с восхода солнца. Города укрепленные: Циддим, Цэйр, и Хаммат, Раккат, и Киннэрэт, и Адама, и Рама, и Хацор, и Кэдэш, и Эдрэи, и Эйн-Хацор, и Ирон, и Мигдал-Эйл, Хорэйм, и Бэйт-Анат, и Бэйт-Шемэш – девятнадцать городов с селами их.
(Иегошуа 19:32-38)

Кроме того, KNNRT (Кененрату ?) упоминается по соседству с Лаишем, Хацором и Пеллой в списке городов, завоёванных Тутмосом III (15-й век до н.э.); посол оттуда же фигурирует в списке из десятка диппредставителей "земли Джани" (это у нас) в "петербургском папирусе" 1116А (тоже примерно минус 15-й). Иными словами, для идентификации Кинерета учёным мужам следовало найти на западном побережье озера большой город периода поздней бронзы и желательно железа. Густав Дальман (1921) и независимо от него Уильям Олбрайт (1923) сочли единственным подходящим кандидатом 75-метровый (135 м ниже уровня моря) холм Тель Орейме к северу от нынешнего кибуца Гиносар.

Холм посетили в 19-м веке Кондер и Китченер; не то разведывал, не то раскапывал Пауль Карге в 1909-11; уже точно раскапывал Роберт Кёппель в 1932 и 1939; потом была ещё пара небольших раскопок. Более масштабно копнул Фолькмар Фриц в 1982-5 и 1994-2001. С 2002-го здесь работала швейцарско-финско-немецкая команда под началом Стефана Мюнгера, Юхи Паккалы и Югрена Зангенберга. Высокая концентрация немцких имён, вероятно, связана с тем, что территория объекта частично принадлежит немецкой католической церкви; ниже по склону расположена немецкая гостиница для паломников в Табхе.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Эта заброшенная арабская усадьба на задворках промзоны Нес Ционы на сайте амуданан неоригинально названа "красный дом" и датирована примерно 1860-70 годами. Другой источник сообщает, что дом в первой половине 20 века дом принадлежал видному садоводу Абдулу Рахману Альтаджи.

В 2007, 2012 и 2013 рядом проходили раскопки Управления Древностей под руководством Узи Ада и Р. Лупу; в отчёте локация названа просто "эль Хирба" (руины). Нашли следующее:
- Здание персидского и эллинистического периодов (5-3 веков до н.э).
- Римское здание с 4-5 комнатами, печи для обжига керамики (2-3 веков н.э.), винодавильня, могилы и мелочь (светильники, стеклянная посуда, монеты 3-4 веков).
- Византийские строения, печи для обжига керамики и грузила для маслодавильни.
- Омейядская печь для обжига керамики.
- Большое аббасидское здание, ирригационные каналы и инсталляцию неизвестного назначения.
- Мамлюкское здание и табун.
- Османские строения и ирригационные каналы.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


(Опять сплит старого поста.)

При беглом исследовании местности вокруг да около франкского замка Бетгибелин и римского амфитеатра обнаруживаются мечеть, макамы и прочие строения арабского Бейт Джибрина. Документ от 1596 описывает объект как деревню в 50 домов в нахии Газа. Разборки между кайсами и яманами, сотрясавшие Палестину в 19 веке, не обошли и Бейт Джибрин; в 1840-х местный шейх, Муслих аль-Азза, выступил на стороне кайсов. Помимо воинственных шейхов и бандитов попроще, доставалось населению и от всяческих эпидемий. Шарон характеризует Бейт Джибрин 19-го века как "незначительную деревню" и добавляет, что некоторые другие деревни в окрестностях были и вовсе заброшены (не вполне ясно когда и почему). Петерсен, напротив, повествует об обширных оливковых рощах, больших каменоломнях и - к началу 20 века - населении в тысячу душ. Деревня и расположенный чуть западнее полицейский форт были заняты АОИ 27 октября 1948. В 1949 к северу от бывшего замка был основан кибуц Бейт Гуврин.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Капители, изображённые на заглавной фотографии, часто называют протоионическими или протоэолическими, ввиду сходства с более поздними греческими. Впервые такую выкопал Готлиб Шумахер в Мегидо в 1903-м году; к данному моменту их известно четыре с лишним десятка, в том числе двенадцать из Мегидо. Больше половины находок собраны на территории бывшего Израильского царства, где они украшали дворцы начиная примерно с середины 9 века до нашей эры. В Иудее таких капителей меньше; почти все - тринадцать - из "нашего" Рамат Рахель. Ещё несколько добыли в ближнем заиорданье. Одна из находок (из Хацора ?) угодила на обратную сторону 5-шекелевой монеты. Есть гипотеза, что в наши края протоэолические капители попали из Финикии; там действительно находили подобные, но опять же младше израильских; так что не исключено, что это местное изобретение. Наконец, ещё одна гипотеза гласит, что это и не капители вовсе; а то ли постаменты для неких культовых штуковин, то ли ещё что-то...

Впервые копали в Рамат Рахель Биньямин Мазар и Моше Штекелис в 1930-31. То есть копать начали кибуцники в своих водоснабженческих целях, метрах в двухстах к югу от кибуца наткнулись на еврейскую погребальную пещеру с оссуариями и вызвали археологов, проведших на объекте два месяца. В 1954-м Йоханан Аарони начал новые спасательные раскопки, связанные с планами строительства водонапорной башни на т.н. "холме Элиягу". Аарони обнаружил фрагмент казематной стены из отёсанных камней и прото-эту-самую капитель, понял, что здесь было что-то важное-монументальное, и всё заверте... Несмотря на прискорбный инцидент с иорданским обстрелом в 1956-м, раскопки Аарони затянулись в итоге до 1962-го. Параллельно в 1954-6 израильская военщина занималась укреплением северо-восточного склона холма - граница всё же - и наткнулась на другие древности, оказавшиеся византийской церковью. Что до водонапорной башни - она таки была построена, и стоит сейчас прямо посреди парка. Продолжили Габриэль Баркаи в 1984-м и Гидеон Солимани (в рамках работ по обустройству археологического парка) в 2000-2. Новые большие раскопки провела в 2004-10 группа исследователей из ТА и Гейдельбергского университета, под общим руководством Одеда Липшица и Манфреда Оминга.

По результатам раскопок вырисовывается картина важного административного центра, функционировавшего порядка половины тысячелетия. Свидетельством тому более шестисот оттисков печатей, в том числе порядка двухсот "царских" (LMLK). Эти печати использовались в Иудее 8-7 веков до нашей эры предположительно для сбора налогов, и на каждой значится одно из четырёх мест, видимо тогдашних отделений налогового управления - Хеврон, Сохо, Зиф и неидентифицированный MMST. Другие оттиски характерны для более поздних периодов, вплоть до минус 2 века.
- Первые строительные работы относят к рубежу 8-7 веков до н.э.. Результат плохо сохранился; похоже, что он включал укреплённую квадратную башню со стороной 28.5 м и несколько строений к востоку от неё. Как мы помним, объект расположен на высоком холме (или скорее в западной части гряды) над дорогой, ведущей из Иерусалима в Вифлеем и Хеврон, так что укрепление здесь вполне имело смысл; согласно одной из статей в конце поста, оно также могло контролировать дорогу на запад через долину Рефаим.
- В конце минус 7 века к восточной стороне башни пристроили прямоугольный комплекс (обычно называемый "дворец") размером 84 на 72 м. Он был защищён казематной стеной 5-метровой толщины с воротами на востоке. К северу, югу и западу от башни устроили сад площадью порядка 16 дунамов.
- По Аарони, комплекс был уничтожен в ходе вавилонского завоевания. Липшиц et al с ним не согласны и утверждают, что он продолжал функционировать и даже достраиваться при персидской власти. К этой фазе они относят практически стёртое с лица земли здание в северо-западной части дворца. Слой разрушений, который Аарони связывал с вавилонянами, они относят к концу 4 века до н.э..
- Что происходило с объектом в начале эллинистического периода, пока непонятно; однако к концу минус 2 века он, похоже, снова выполнял административные функции. Строения, которые можно было бы с уверенностью отнести к этому периоду, пока не обнаружены; но есть десятки оттисков печатей.
- Далее следует еврейская деревня минус первого и просто первого веков, видимо сгинувшая в ходе Великого восстания...
- И римское сельхозпоселение второго-третьего веков, плавно перешедшее в византийское. Последнее, как водится, обзавелось церковью.
- В 8 веке, уже при мусульманский власти, появляются очередные следы разрушений. Возможно виновато землетрясение 749 года.
- Существенно уменьшившаяся деревня (или возможно что-то вроде фермы) существовала до 11 века; есть скромные следы какой-то деятельности (керамика то есть) в мамлюкский и в начале османского периода.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


О церкви Агиа Кириаки (св. Кириакии) она же церковь Панагия Хрисополитисса, мы знали, однако ехать туда не планировали, поскольку не лучшее это времяпровождение с пятилетней девочкой. Но как-то так получилось, что по дороге не помню уже откуда обратно в гостиницу вэйз вывез нас прямо к ней. В общем, любимая жена любезно согласилась присмотреть за ребёнкой, которая в свою очередь любезно согласилась отпустить меня на несколько минут, и мы со старшей девочкой максимально быстро всё обежали по кругу.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Примерно в полукилометре от османского форта Пафоса и в ста с небольшим метрах от северного берега бухты много-много лет скрывалось от науки ещё одно фортификационное сооружение. На поверхности виднелись кое-какие каменюки, из которых, видимо, наиболее приметными являлись обломки колонн; и посему локация стала известна в народе как "сорок (т.е. много) колонн", или в оригинале Саранда Колонес. Некоторые исследователи полагали, что колонны принадлежали храму Афродиты; но в 1957-м Peter Megaw приступил к раскопкам и явил миру средневековый замок. Из исторических источников известно, что когда в 1191-м Ричард Львиное Сердце захватил Кипр у отколовшегося от Византии Исаака Комнина, в Пафосе уже была крепость; и что гарнизон разумно решил оную сдать. Возникло предположение, что это та крепость и есть. По итогам раскопок, однако, объект сочли делом рук крестоносцев, построенным на рубеже 12-13 веков. Megaw считает, что ров вокруг замка был не вполне завершён; и объясняет это тем, что строители изначально опасались византийской попытки отбить свою бывшую территорию; после падения Константинополя в 1204-м бояться стало нечего, и работы остановили. После короткого периода эксплуатации глянуло землетрясение 1222 года, разрушившее весь Пафос и в том числе некий замок, по всей видимости тот самый; восстанавливать его не стали и со временем частично растащили на стройматериалы. Замку, похоже, предшествовало какое-то укрепление, от которого нашли остатки башни и примыкающей к ней стены; но и его Megaw приписывает франкам - мол, когда Ричард продал Кипр Ги де Лузиньяну, последний построил что-то простенькое и просуществовавшее всего несколько лет...

Результаты осмотраCollapse )
20th-Oct-2018 08:35 am - Пафос - Крепость.
bukvoed


В середине 13-го века на мысе, ограничивавшем бухту Пафоса с юго-запада, построили две башни. Потом одна была разрушена землетрясением 1491-го года, а вторую разломали венецианцы незадолго до османского вторжения 1571-го года, чтоб врагу не досталась. В 1592-м турки построили на руинах небольшую крепость, размером 33 на 17 метров. В 1878-м Османская Империя уступила контроль над Кипром Великобритании, и новые владельцы переоборудовали объект в склад соли. Теперь на фоне крепости устраивают представления; ну и туристов, разумеется, пускают...

Результаты осмотраCollapse )
14th-Oct-2018 10:28 am - Колосси.
bukvoed


В 1210-м король Кипра Гуго I пожаловал госпитальерам земли на юге острова. Вероятно, именно они и именно тогда построили замок, где и расположился центр их нового владения; замок получил название Колосси, поскольку ранее эти места принадлежали некоему Гаринусу де Колосу. После окончательной гибели в 1291-м иерусалимско-аккского королевства, госпитальеры перебрались в Лимасол, а в 1302-м выбрали в качестве резиденции магистра Колосси. В 1306-м земли ненадолго перешли в собственность тамплиеров в награду за поддержку, оказанную последними регенту Амальрику; несколько лет спустя тамплиеров извели под корень, и собственность вернулась к прежним собственникам. В те же годы госпитальеры заполучили Родос и перенесли свою столицу туда. Колосси остался центром их кипрского "большого командорства" (Grand Commanderie), в какой-то момент включавшего шестьдесят деревень. Кроме "большого" на Кипре было два других командорства госпитальеров, в разы меньших.

В период крестовых походов христианская Европа "подсела" на сахар. В том или ином количестве сахарный тростник выращивался на Кипре с 10-го века; потеря Святой Земли в конце 13-го сделала Кипр ключевым поставщиком, и подстегнула местное производство. Выращиванием и переработкой тростника занимались в основном на юго-запада острова - в королевских владениях в районе Куклии; в районе Эпископи, принадлежавшем венецианской семье Корнаро; и госпитальеры в "большом командорстве". Построенный рядом с замком большой сахарный завод впервые упоминается в 1343-м. Другим важным продуктом было вино; местное десертное вино с тех пор известно как "Коммандария".

Очевидно, замок сильно пострадал в ходе мамлюкских рейдов начала 15 века. Посему, в 1454-м командор Луи де Маньяк (ну звали его так, что я могу поделать...) построил себе новый, основной частью которого была квадратная трёхэтажная башня со стороной 16 метров и высотой 21 метр, с 1.25-метровой толщины стенами; к башне примыкал прямоугольный двор. В 1489-м Кипр взяли под контроль венецианцы, и замок перешёл в собственность вышеупомянутой семьи Корнаро. В период венецианского правления происки конкурентов (в частности с португальской Мадейры) привели к падению спроса на кипрский сахар, и место ведущей местной культуры занял хлопок. В 1571-м остров захватили турки.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Помимо давным-давно фотоотчитанного бенедиктинского аббатства, в Абу-Гоше есть женский монастырь Богоматери Ковчега Завета. Своим существованием монастырь обязан рассказу из первой книги Шмуэля о том, как Ковчег Завета, возвращённый филистимлянами в Бейт Шемеш оказался затем в Кирьят Яарим (ака Кирьят Бааль, ака Баалей Йеуда), в доме некоего Аминадава и под присмотром сына Аминадава, Элазара.

И поразил Он людей Бэйт-Шемэша, за то что они заглядывали в ковчег Г-сподень и убил семьдесят человек, (из) пятидесяти тысяч человек народа; и заплакал народ о том, что поразил Г-сподь народ казнью великой. И сказали люди Бэйт-Шемэша: кто может стоять пред Господом, этим Б-гом святым, и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кирйат Йеарима сказать: возвратили Пелиштимляне ковчег Господень; сойдите, унесите его к себе. И пришли жители Кирйат Йеарима, и унесли ковчег Г-сподень, и принесли его в дом Авинадава, что на холме; а Элазара, сына его, посвятили (назначили) хранить ковчег Г-сподень. И было, с того дня, как поставили ковчег в Кирйат Йеариме, прошло много времени, и прошло уже лет двадцать...
(Шмуэль 1, 6-7)

В следующей книге Давид перевёз ковчег в Иерусалим:

И встал Давид, и пошел со всем народом, который был с ним, из Баалэй-Йеуды, чтобы перенести оттуда ковчег Б-жий, который назван именем Г-спода Ц-ваота, обитающего между керувами. И поставили ковчег Б-жий на новую повозку, и вывезли его из дома Авинадава, что в Гиве; а Узза и Ахйо, сыновья Авинадава, вели новую повозку. И понесли его из дома Авинадава, что в Гиве; (и Узза) с ковчегом Божьим, а Ахйо шел пред ковчегом. А Давид и весь дом Исраэйлев играли пред Господом на всяких (музыкальных инструментах) из кипарисового дерева, и на киннорах, и на арфах, и на тимпанах, систрах и кимвалах.
(Шмуэль 2, 6)

В середине 19-го века вездесущий Эдвард Робинсон предложил идентифицировать Кирьят Яарим с деревней Карьет аль-Энаб, она же Абу Гош. К западу от деревни возвышался холм Дир эль-Азар или эль-Азхар; интересно, мне одному мерещится здесь имя Элазар ? В конце века Мари-Жозеф Лагранж, основатель Французской библейской школы в Иерусалиме, обратил внимание на интересные руины на холме. С подачи Лагранжа, в 1903-м Жозефина Румеб (Josephine Rumebe) из ордена Св. Иосифа приобрела за 20 тысяч франков участок на вершине холма и ещё один рядом с бенедиктинцами. Два года спустя местный феллах наткнулся на руины византийской церкви; посему, сестра Жозефина купила и остаток вершины. Судя по результатам раскопок (Амеде де Пиелла и Луи-Юг Венсан), сперва здесь была базилика начала 5-го века, в 7-м её разрушили, в конце того же века построили поверх более скромную церковь, в свою очередь разрушенную в 10-м. В 1911-м началось строительство монастыря; церковь была открыта в 1924-м; работы над различными постройками продолжались до 1935-го.

После тех первых раскопок археологи на холме появлялись редко и ненадолго. В 2017-м начали копать Финкельштейн, Рёмер и Николь; и обнаружили построенную в железном веке большую платформу, возможно служившую святилищем. Обещают продолжить...

Результаты осмотраCollapse )
17th-Sep-2018 12:16 am - Кос - Нерация.
bukvoed


Параллельно с Родосом госпитальеры прибрали к рукам ещё несколько Додеканезских островов, включая интересующий нас в данный момент Кос. На момент их первого появления, в 1306-м, объект вроде бы был византийским, хотя итальянские флоты уже с полвека плавали туда как к себе домой. Иоанниты скромными силами из двух рыцарей и ещё человек пятидесяти заняли главный город острова, тоже Кос; быстро его потеряли; отбили к 1310-му; снова потеряли в результате восстания местного населения в 1317-8 и снова отбили не позднее 1337-го. Вместе с соседними Калимносом и Леросом Кос составил отдельную административную единицу, подчинённую Родосу. От византийцев рыцари унаследовали по крайней мере две крепости - в городе Кос (иногда именуемая Нерация или Наранга, то есть "апельсиновая") и Палео Пили. В 15-м веке Додеканезы, и Кос в том числе, регулярно подвергался мамлюкским и османским рейдам. Рыцари совершенствовали существующие укрепления, строили новые, и до поры, до времени держались; однако после падения Родоса в 1522-м остальные острова были эвакуированы.

Результаты осмотраCollapse )
20th-Aug-2018 12:09 am - Праховские скалы.
bukvoed


Полуторакилометровый кольцевой маршрут по Праховским скалам начался со знакомой картины...

Результаты осмотраCollapse )
17th-Aug-2018 01:45 am - Бездез.
bukvoed


Название замка Бездез кое-кто из нас почему-то прочитал как "Бездец"; после этого проигнорировать объект было уже невозможно. Замок построили между 1260-м и 1280-м по указанию короля Богемии Отакара II на холме высотой 604 метра над уровнем моря; сколько там над окружающей равниной я не знаю, но тоже прилично. Три с половиной века спустя грянуло антигабсбургское восстание, переросшее в катастрофическую Тридцатилетнюю войну; ещё на раннем этапе войны, в 1620-м, Габсбурги разбили восставших в битве на Белой горе, и в результате последовавшего передела собственности замок достался имперскому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. С 1627-го по 1785-й объект служил бенедиктинским монастырём, потом был заброшен.

Результаты осмотраCollapse )
14th-Aug-2018 12:14 am - Кокоржин.
bukvoed


Мы говорим - Чехия, подразумеваем... ну, многое подразумеваем. Пиво, Кафку, бравого солдата Швейка, 1968-й год... и, вестимо, замки, замки, замки... Первая подходящая "цель" обнаружилась километрах в тридцати к северу от Праги, относительно недалеко от нашей "базы", и называлась Кокоржин. Замок был построен в начале четырнадцатого века по инициативе некоего Гинека Берки. После Тридцатилетной войны пришёл в упадок. В конце девятнадцатого века объект приобрёл Вацлав Шпачек и в начале двадцатого устроил реконструкцию. Коммунисты недвижимость, естественно, национализировали; а новые власти в 2006-м вернули потомкам прежних владельцев.

Результаты осмотраCollapse )
1st-Aug-2018 12:26 am - Йокнеам - Хан Кира.
bukvoed


Про круги на полях даже статья в википедии есть; а вот квадратами общественность почему-то интересуется гораздо меньше. Один такой квадрат, со стороной метров пятьдесят, можно обнаружить на гуглкарте к востоку от Йокнеама, возле улицы Эмек а-Шалом. Дальнейшие изыскания показывают, что перед нами каравансарай, известный как Хан Кира или Кира ве-Камун. На этом, увы, более-менее всё. Можно добавить, что в журнале наполеоновского генерала Жана-Пьера Догеро за 17 марта 1799-го значится, что в полдень автор добрался до "разрушенного форта на маленьком холме справа от дороги, ведущей на окружённую горами красивую равнину, на пути к горе Тавор и Тверии". Сноска добавляет, что речь идёт об объекте, "обозначенном на карте наших инженеров как разрушенный замок эль-Кире; он возвышается над долиной Кишона в полутора километрах к северу". В 1872-м "Хурбат Кире" посетили британцы из PEF, написали про древние могилы, мельницу, пещеры с живущими в них "туркоманами", но о форте/каравансарае ни слова. Где-то рядом до 1948-го существовала деревня, тоже Кира или Кира ве-Камун.

Результаты осмотраCollapse )
10th-Jun-2018 09:46 pm - Хайфа - Тель Шикмона.
bukvoed


Недавний пост про Хурват Кастра, что на южной окраине Хайфы, начинался с цитаты из безымянного паломника 6-го века из Пьяченцы: "Напротив Птолемаиды {Акко}, в шести милях, есть город Сикамин под горой Кармель; и в миле от Сикамина Кастра Самаритянская". Этот же Сикамин можно найти у других паломников, а также в вавилонском талмуде. Наиболее же ранним упоминанием мы обязаны Флавию; в Иудейских древностях 13:12:3 он описал конфликт между Птолемеем Лафуром, на тот момент правителем Кипра, и нашим хасмонейским монархом Александром Янаем в 103-м году до н.э., и среди прочего: "Птолемей, узнав в пути об изменившемся решении жителей Птолемаиды {Акко}, тем не менее поплыл к ним и, прибыв в Сикамин, высадил там свое войско". Война складывалась для Александра неудачно, но тут вмешалась птолемеева мать (естественно, Клеопатра, с номером 3), опасавшаяся чрезмерного усиления опального сына; её армия, под началом иудеев Хелкии и Анании, заставила Птолемея отступить. Завершает эту историю Флавий абзацем о двойной лояльности египетского еврейского лобби:

Не имея другой защиты, кроме Клеопатры, и сильно пострадав от ее сына, Птолемея, Александр Яннай прибыл к царице с дарами и оказал ей те знаки уважения, которых она была достойна. Тогда некоторые из приближенных царицы посоветовали ей принять дары, но в то же самое время напасть на Иудею, овладеть ею и не забывать того, что от этого одного человека находится в зависимости такое значительное количество храбрых воинов. Однако Анания воспротивился их убеждениям, указывая на то, что царица поступит несправедливо, если лишит власти союзника своего, который вдобавок является единоплеменником. "Знай,- сказал он ей при этом,- что если ты обидишь его, то возбудишь против себя ненависть со стороны всех нас, иудеев". Благодаря такому совету Анании Клеопатра решила не трогать Александра и даже заключила с ним дружественный союз в Келесирии, в городе Скифополисе.

Возвращаясь к городу Сикамина, своим названием он скорее всего обязан растению Ficus sycomorus, оно же греческая сикамина или ивритская шикма. Ещё британцы из PEF предложили идентифицировать город из античных источников с известным каждому хайфчанину холмом Тель Шикмона (Тель ас-Самах, т.е. "холм рыбы"), расположенным на берегу возле Института Океанографии. В 1939-м мандатное Управление Древностей копнуло около холма и обнаружило часовню 6-го века с мозаичным полом. В 1951-м аналогичная израильская организация занималась византийским монастырём в южной части сайта, под началом Моше Дотана. Систематические раскопки провёл в 1963-78 Йосеф Эльгавиш под эгидой хайфского Музея древнего искусства. Потом было что-то в 1994-м. Последние на данный момент раскопки холма и окрестностей проводили археологи из Хайфского Университета под началом Михаэля Айзенберга в 2010-13. В 2008-м маленький (73 дунама) участок в районе Тель Шикмона был объявлен национальным парком, в свою очередь входящим в значительно больший заповедник.

По итогам раскопок вырисовывается следующая картина. Первое поселение на холме появилось в позднюю бронзу, в 15-м веке до н.э.; возможно, первоначально оно было египетской военной базой. Найдены остатки жилых и общественных зданий, а также украшения, египетские скарабеи, микенские и кипрские сосуды. Железный век (12-6 века до н.э.) представлен восемью слоями; городу, похоже, часто доставалось от супостатов. Имеем 60-метровый отрезок казематной городской стены минус 10-го века в южной части холма; жилища, в том числе "четырёхпространственный дом" минус 9-го века; склады и маслодавильни; плюс статуэтки и керамику. В персидский период город находился под крылом Тира; найден жилой квартал, оружие, каменные и керамичeские сосуды; в минус 4-м веке появились укрепления. При греках построили очередную крепость со складами, в которые натаскали амфор с греческими надписями и печатями; одна печать упоминает смотрителя рынка ака агоранома и 132-й год до н.э.. Ещё одну крепость была построена римлянами во второй половине первого века, вероятно в связи с иудейским восстанием. Наконец, имеем византийский город; к югу от холма раскопали большой жилой квартал с четырьмя десятками мозаичных полов и сетью жалобов, отводивших дождевую воду в общественные резервуары; там же располагалась большая промышленная постройка; к северо-востоку от холма были лавки и мастерские. Город прекратил своё существование в 7-м веке. Поверх византийской виллы на холме есть остатки здания раннего исламского периода, но не более того.

Результаты осмотраCollapse )
1st-Jun-2018 07:22 am - Хурват Нахат.
bukvoed


Покупка тевтонском орденом в 1220-е земель в западной Галилее у потомков Жослена де Куртенэ оставила существенный документальный след. Среди прочих мест в документах фигурирует деревня Тарфиле (Tarphile); к деревне были приписаны мельница и сад; дорога соединяла её с центром владений, Королевским Замком (в нынешней Миилии); и наконец, на землях деревни вскоре началось строительство замка Монфор. В 1861-м Карл Циммерман упомянул в описании окрестностей Монфора руины по имени Хирбет Тарфиле и участок земли Ард Тарфиле. Тартила, опять же как название участка земли, значится в османском документе от 1873-го и отмечена на мандатной карте примерно в 3 км к западу от Миилии и в 1 км к югу от Монфора. Вышеозначенное подвигло Рафаэля Франкеля в 1980-e (?) идентифицировать Тарфиле с Хирбет Манхата (Хурват Нахат), 800 метров к юго-востоку от Монфора и 400 метров над уровнем моря. Возможно, это же место попало в арабское описание осады Монфора (1271) как "рабад" (пригород).

Арабский корень НХТ вроде связан с обработкой камня. И объект действительно включает каменоломню, в которой и добывали значительную часть стройматериалов для Монфора; в том числе огромные - длиной до 3 метров и массой до 7.5 тонн - блоки, из которых была сложена цитадель в восточной части замка. Таскать их потом была, конечно, та ещё работёнка; хорошо хоть в основном под уклон, т.к. замок расположен метров на сто ниже. Камнеломатели расчистили и разровняли большой приблизительно квадратный (70 на 70 м) участок, изначально высотой от метра до пяти, выломав при этом около 12 тысяч кубометров породы; на цитадель, по расчётам, было нужно 3-3.5 тысячи. В центре квадрата оставили прямоугольник (14.25 на 8.4 м), служивший основанием для башни. Где-то чуть южнее должны быть остатки деревни - по крайней мере одно франкское здание; здания, которые пока не удалось уверенно датировать; резервуары; сельскохозяйственные террасы; разбросанные камни с характерными для крестоносцев диагональными бороздами и/или метками каменотёсов; пара метательных снарядов... но комбинация ограды, рельефа, жары и собственного топографического кретинизма помешали мне до этого добраться. Ещё где-то примерно на полдороги до Миилии учёным мужам попался вырезанный на камне круг с буквой Т; возможно, так пометили границу деревенских земель.

Результаты осмотраCollapse )
This page was loaded Dec 5th 2020, 12:23 am GMT.