?

Log in

No account? Create an account
Пещера злобного Буквоеда
bukvoed — транспорт — LiveJournal 
bukvoed
Sufashit-arm-2

В продолжение предыдущего поста - патрульный вариант джипа М-240 "Суфа".

"Суфашит" (от "Суфа" + "Баташит") - вариант для патрулирования границ, созданный в конце 90-ых г.г. как временная мера для замены устаревших "Баташит"..., а также с целью упростить и удешевить обслуживание. Имеет более высокую крышу без постоянных боковых стенок (есть возможность опустить тент), в кузове установлен пулемет МАГ калибра 7.62 мм на вращающейся тумбе с сиденьем для наводчика, запасное колесо перенесено вперед, на левый борт. Также укомплектован дополнительными прожекторами и радиооборудованием. Экипаж - 3 человека.
(Waronline)

ДальшеCollapse )
bukvoed
Batashit-NunNun-d2r-1

В своё время такие машины на базе лёгкого грузовика (сперва М-325 Нун-Нун, потом М-462 Абир) широко использовались для патрулирования границ итп. Странно, но в сети фотографий этой конфигурации мало, особенно "Нун-Нунов".

Патрульный "баташит" (от "БАТАШ" - "Битахон Шотеф") - обеспечение безопасности в мирное время) - с высоким тентом без боковин, уменьшенным ветровым стеклом и скамьями вдоль центра кузова ("лицом наружу")... Оборудовался 3-я пулеметами МАГ калибра 7.62 мм (два из них установлены на бортах, напротив скамей, один - спереди, рядом с водителем), прожекторами и радиооборудованием. Применялся главным образом для патрулирования границ.
(Waronline)

ДальшеCollapse )
bukvoed
UAZ-469-captured-by-rebels-near-halfaya-syria-2017-sfo-1

С началом боевых действий в Сирии и Ираке противоборствующие стороны приступили к активному изготовлению гантраков на базе всего, что двигается. В список мобилизованного автотранспорта попали, в числе прочих, старые добрые УАЗ-469, в задней части которых хватало места для установки ещё более старых и добрых 12.7-мм ДШК(М). Машина на верхнем фото была захвачена ребелами в районе Хальфайи в 2017-м.

ДальшеCollapse )
12th-May-2019 06:03 pm - Эх, дороги... 2
bukvoed
Leyland-Chieftain-idf-1973-imo-1

Leyland Super Chieftain, ВСД, фото из архива АОИ.
bukvoed
Kenworth-tank-transporter-idf-trials-f-3

Седельный тягач Kenworth на испытаниях в Израиле. В итоге АОИ машина чем-то не понравилась.

ДальшеCollapse )
19th-Apr-2019 11:06 am - Новые колёса АОИ 3.
bukvoed
Navistar-i5900-tank-transporter-idf-2017-id-1

В августе 2017-го министерство обороны Израиля заключило договор о покупке примерно 90 седельных тягачей 5900i производства американской Navistar, для использования в качестве танковых транспортёров. Первые машины прибыли в Израиль в октябре того же года, последние ожидались к концу 2018-го. В войсках они должны заменить старые танковозы MAN и Mack.

ДальшеCollapse )
bukvoed


Идея провести железную дорогу от хайфского залива куда-нибудь на восток витала в османско-палестинском воздухе примерно с 1860-х. В 1882-м консорциум, возглавляемый членами известной ливанской семьи Сарсук, получил от имперских властей разрешение на строительство линии Акко - Дамаск, но дальше разведки местности дело не пошло - слишком много требовалось денег. Год спустя поисками инвесторов занялась компания (вроде называвшаяся HMR, первая буква вроде в честь султана Абдул-Хамида), созданная Лоренсом Олифантом, Готтлибом Шумахером и жителем германской колонии в Яффе Георгом Аггером - с тем же отрицательным результатом. В 1890-м аналогичное разрешение было выдано ещё одному ливанцу, Юсуфу Элиасу (и, вроде, чиновнику по имени Шукри-бей); тот перепродал права компании Syria Ottoman Railway (SOR), организованной британским бизнесменом Джоном Пиллингом; собственно строительство было вверено инженерной компании Pauling & Co. Начальную точку перенесли в Хайфу из-за более удобной гавани. Процесс официально пошёл в декабре 1892-го, но продвигался медленно и спустя несколько лет замер ввиду исчерпания средств; несмотря на попытки нового синдиката во главе с неким Хиллсом оживить проект, к концу века были построены только портовые сооружения и 8-9 километров стандартных 1435-мм путей, до будущего Ягура, плюс проведены подготовительные работы на некоторых других участках. Между тем французские конкуренты из Chémin de Fer Damas–Hama et Prolongements (DHP) успели в 1891-95 проложить 1050-мм узкоколейку из Бейрута в Дамаск и дальше на юг в Мезериб; теперь экономическое обоснование хайфской ветки выглядело менее убедительно.

В 1900-м году турки приступили к собственному масштабному проекту - линии Дамаск - Мекка, ака Хиджазская железная дорога; скорее политическому, религиозному и (возможно) военному, нежели коммерческому. Во главе курировавшей проект так называемой "высшей комиссии" стоял сам Абдул-Хамид; в "местной комиссии" председательствовал губернатор провинции Дамаск. Официально строительство дороги началось 1 сентября. С января 1901-го работами руководил немецкий инженер Генрих Август Мейсснер; его технические и организационные таланты, несомненно, внесли весомый вклад в успех проекта. Земляные работы и укладка полотна были поручены солдатам, получавшим за труды бонус к армейской зарплате из фонда проекта; к 1907-му их число достигло девяти с лишним тысяч). Гражданские - зачастую иностранцы - строили мосты, большие водостоки, тоннели, станции и долбили камень на некоторых особенно сложных участках. Финансирование частично осуществлялось за счёт пожертвований от правоверных, пример которым подал лично султан; и вроде османские чиновники таки стеснялись накладывать на эти пожертвования лапу; впрочем, не обошлось и без специального налога. Среди сложностей были отсутствие источников воды на значительном отрезке маршрута (в итоге на некоторых станциях она добывалась посредством "ветряных" насосов); запрет на въезд в Хиджаз для неверных европейских инженеров; козни заиорданско-хиджазских бедуинов (помимо религиозных соображений, не желавших усиления вертикали власти и опасавшихся за свой бизнес по "охране" паломников); и болезни, от цинги (овощи в солдатский паёк не входили) до холеры. Но проблемы были преодолены, и в сентябре 1908-го (к очередной годовщине восултанения Абдул-Хамида) открылось движение до Медины.

Несложный в техническом отношении южный отрезок, из Медины в Мекку, планировалось сдать в сентябре 1909-го; рассматривалось и продолжение в Джидду. Однако по мере углубления линии в Хиджаз местные арабы становились всё более воинственными; вдобавок произошла младотурецкая революция, и новое правительство потеряло интерес к развитию имперско-паломнического маршрута. В результате работы над железной дорогой к югу от Медины замерли, практически не начавшись. Рельсы, которые успели завезти в Медину, пролежали там до ПМВ и затем использовались в Палестине для строительства военной железной дороги на Синай. Не материализовались также рассматривавшиеся в 1906-м планы прорубить окно к Красному морю посредством ветки Маан - Акаба: вроде бы гавань в Акабе не подходила для больших судов, а идея воспользоваться более удобной Табой вызвала негативную реакцию британцев, рассматривавших последнюю как принадлежащую "своему" Египту.

Общая протяжённость путей одноколейной хиджазской дороги составила 1463 км - 1302 км от Дамаска до Медины и 161-километровое ответвление в Хайфу (см ниже). Общая стоимость 95 миллионов франков; причём - почти неслыханное дело - на новой линии не висели долги. Мейсснера вознаградили (ещё в 1904-м) титулом "паша", да и материально не обидели. В "пиковом" 1913-м году поезда хиджазской линии перевезли 232,563 пассажиров; 31,416 паломников; 43,484 солдат; и 112,007 тонн грузов. Типичный пассажирский поезд состоял из вагона первого класса, вагона второго класса, пяти вагонов третьего класса и трёх багажных. Билет третьего класса из Дамаска или Хайфы в Медину стоил 7 турецких фунтов, что превышало месячную зарплату квалифицированного работника. Паломники ехали за 2 фунта, но в грузовых вагонах; в дожелезнодорожный период дорога обходилась им раз в десять дороже, не говоря о времени. Основными грузами были экспортная пшеница с юго-запада Сирии (т.н. Авран) и уголь для самой железной дороги. В 1912-м к югу от Дар'а проложили 33-км ответвление в Босру.

Вернёмся немного назад во времени и на север в пространстве. Поначалу предполагалось воспользоваться в качестве первого отрезка железной дороги французскими путями от Дамаска до Мезериба (101 км), но стороны не смогли договориться о цене; в итоге османская линия прошла параллельно французской и чуть восточнее, через городок Дар'а (в последнее время часто мелькавший в новостях с фронтов сирийской гражданской). Даже при таком раскладе железная дорога из Бейрута была нужна - для доставки стройматериалов и переброски своим ходом подвижного состава. Соображения совместимости, видимо, сыграли большую роль в выборе для Хиджазской дороги той же 1050-мм колеи. Однако к 1902-му Мейсснеру надоело зависеть от графиков и цен, установленных французскими монополистами. Османское правительство выкупило у Хиллса давнее разрешение за компенсацию в 155 тысяч турецких лир; в рамках хиджазского проекта была организована отдельная "местная комиссия" при участии губернатора провинции Бейрут и каймакама Хайфы; и в апреле 1903-го работа закипела.

Результаты осмотраCollapse )
28th-Mar-2019 10:53 am - Новые колёса АОИ 2.
bukvoed
Tatra-c2006-jlc-2

Эти колёса не такие новые, как FMTV из позапрошлого поста, но всё же из нынешнего тысячелетия... В 2004-м минобороны Израиля заключило договор с American Truck Company (входящей в состав Terex) о поставке 302 грузовиков за $54М. По сути это были грузовики Tatra, вроде T815/T816. На тот момент Татра на 71% принадлежала Terex, а американская этикетка позволила заплатить за товар из американской же военной помощи.

ДальшеCollapse )
22nd-Mar-2019 09:50 am - Новые колёса АОИ.
bukvoed
Oshkosh-FMTV-c2018-wf-1

В январе 2017-го министерство обороны заключило договор с компанией Ошкош о покупке 200 грузовиков семейства FMTV. Они должны заменить 5-тонные грузовики серии M809, в народе известные как "Рио". В декабре 2018-го на армейском сайте отрапортовали о поступлении 100 машин. На всех фотографиях трёхосные 5-тонные MTV, двухосных 2.5-тонных LMTV не видно.

ДальшеCollapse )
bukvoed
Laurin-and-Klement-550-carries-Breitfeld-Danek-tractor-and-10-cm-howitzer-M14-19-dsa-1

Был у меня много лет назад пост о том, что в 1920-е американская военщина экспериментировала с идеей перевозить на грузовике не только пушку, но и трактор, который потом может дотянуть эту пушку "последнюю милю" до позиции по бездорожью. Примерно в те же годы в схожий ход мысли наблюдался и в Старом Свете, и здесь к вопросу подошли более серьёзно. На фото - чехословацкий "пушковоз обр. 24" (Dělový automobil vz.24), состоявший из тягача Laurin and Klement (будущая Шкода) 540 или 550 и 5-тонного прицепа Martin. В прицепе расположились 10 cm гаубица M14-19 и трактор Breitfeld-Daněk. Армия вроде получила то ли 54, то ли 64 машины.

ДальшеCollapse )
bukvoed


На западной окраине городка Зихрон Яаков, в непосредственной близости от супермаркета Рами Леви, можно обнаружить очередную заброшенную железнодорожную станцию. Объект был построен при мандате и функционировал до 1990-х. В новом тысячелетии здесь некоторое время было кафе.

Результаты осмотраCollapse )
15th-Jan-2019 05:04 pm - Эх, дороги...
bukvoed
Ford-G398-NATO-idf-1973-pin-1

В 1960-е Израиль приобрёл в Германии некоторое количество трёхтонных грузовиков Ford G398. На фото (отзеркаленном), судя по подписи, Война Судного Дня.

ДальшеCollapse )
bukvoed


После Бейт Шеана железная дорога (Изреельской) долины поворачивала на север, к Кинерету. Там, на окраине прибрежной деревни Самах, находилась одноимённая станция, одна из первоначальных станций линии (87 км от Хайфы). На рассвете 25 сентября 1918-го австралийские кавалеристы из 4-й лёгкой бригады выбили с объекта османский арьергард, а заодно пофотографировали немного. В 1921-м наконец-то была проложена дорога, связавшая Самах с Тверией; до того горожанам, желавшим воспользоваться услугами железной дороги, приходилось сперва добираться до последней водным транспортом. При британском мандате в Палестине и французском в Сирии граница между указанными территориями прошла между Самахом и следующей станцией, эль-Хама. Соответственно, участок Хайфа - Самах (собственно, его и называют "железной дорогой долины") обслуживался британской компанией Palestine Railways, а участок эль-Хама - Дар'а французской Chemin de Fer du Hedjaz. Когда двигавшийся в восточном направлении поезд добирался до Самаха, персонал PR с чувством выполненного долга отцеплял паровоз и передавал вагоны на попечение коллегам из CFH с их собственным локомотивом; и, естественно, наоборот. В 1946-м Хагана взорвала мост через Ярмук к востоку от Самаха и навсегда отделила "дорогу долины" от её сирийского продолжения. В мае 1948-го в окрестностях Самаха имел место сирийско-израильский экшн, который мы рассмотрим в другой раз; то, что уцелело, было заброшено вместе со всей линией. В 2011-м начались работы по реставрации станции; в данный момент здания станции входят в состав кампуса колледжа Кинерет.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed
Toyota-LC-120-series-6x6-wf-2

Позже такой же переделке, как Хамви, подверлась Toyota Land Cruiser 120-й серии.

ДальшеCollapse )
bukvoed
Hummer-yaadim-6x6-ytb-1

...Нет, осьминожек пока (?) не получился, но всё равно занятно. На просторах сети попалось видео 2011-го года с незнакомой конверсией Хамви. Машина удлиннена, и вместо обычной пары задних колёс оснащена "коромыслами" с двумя парами. Согласно подписи к ролику, полезная нагрузка выросла в четыре раза (?!); и места, естественно, стало побольше. Поиск показал, что автором конверсии, видимо, является Рами Леви, известный в израиле разработчик/кастомайзер внедорожников, в частности для армии. О дальнейшей судьбе проекта сведений нет.

ДальшеCollapse )
bukvoed


А ещё в Рамле есть музей грузовиков от транспортной компании Таавура. Музей представляет собой огороженную и запертую на замок площадку рядом со зданием компании по адресу а-Хазон 2; ключ добывается в лобби совершенно безвозмездно, в обмен на удостоверящий личность документ.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Рядом с транспортёрами Diamond T в Латруне стоит Scammell Contractor, начавший поступать им на смену после ШДВ. Согласно "истории службы вооружений", среди прочего приобретённого в 1968-72 имущества было 140 Контракторов.

ДальшеCollapse )
29th-Nov-2017 05:41 pm - Ресурс надо беречь 2.
bukvoed
D739-076

Федерал 604 - Четыре машины этого типа были приобретены в апреле 1948 г. на распродаже излишков армейского имущества, сопровождавших вывод британской армии, и применялись в Войне за Независимость для транспортировки легких танков, БТР-ов и инженерной техники. Эксплуатацию машин затрудняла их значительная изношенность и нехватка запчастей, и к 1950 г. все они были списаны.
(Waronline)

На фото - парад в День Армии, 1949 (Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция).
bukvoed


Первая из палестинских железных дорог соединила в 1892-м году Иерусалим и Яффу, потом проложили дорогу долины, и вместе (а точнее раздельно) они функционировали себе потихоньку до тех пор, пока Мировая Война не привела к дальнейшему развитию сети. В частности, турки протянули от Иерусалимской дороги ветку через Беэр-Шеву (1915) и Ауджу (1916) слегка на Синай, и в точке расхождения добавили станцию; последнюю назвали Вади Сурар (или Сарар) - по имени ближайшей речки, известной нам ныне как Нахаль Сорек. Открытие станции Вади Сурар сделало ненужной находившуюся примерно на 2.5 км юго-восточнее одну из оригинальных станций иерусалимской линии, Седжед, и последняя была отменена навсегда.

К весне 1917-го более релевантной для османско-немецкой стороны стала оборона линии Газа - Беер Шева; синайскую ветку южнее Беэр-Шевы демонтировали, и освободившиеся рельсы проложили в сторону Газы. Новая колея ответвлялась от беэршевской в ат-Тине (чуть южнее Вади Сурар) и шла до Бейт Хануна. В первых числах ноября 1917-го Газа с Беер Шевой пали под ударами Египетской экспедиционной армии генерала Эдмунда Алленби. Среди фокальных точек дальнейшего британского наступления оказался и "наш" железнодорожный узел, обычно фигурировавший в бумагах просто как Junction Station; и 14 ноября, после боя за хребет Магар, Алленби таки добрался до него, перерезав тем самым Иерусалимскую линию. После войны объект превратился в одну из пассажирских станций на этой самой линии, а после образования Израиля был вслед за речкой переименован в Нахаль Сорек. В 1998-м линию закрыли; через несколько лет открыли снова, но станция с тех пор функционирует исключительно как разъезд. Старое здание заброшено и потихоньку разваливается; и по виду похоже, что разваливается оно дольше двадцати лет. Возможно, станцию даунгрейдили в разъезды до закрытия линии ? Примерно в 2010-м вроде задумывалась реставрация, но до сих пор ничего не происходит.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


В очередной раз - о "восточной железнодорожной линии". Как мы знаем, изначально линия была построена турками в ПМВ и соединяла Лод с Тулкаремом; плюс к северу от Тулкарема добавили тупиковый отрезок, доходивший до окрестностей Хадеры; там турки рубили лес на шпалы и дрова. К концу 1918-го новые британские пользователи железной дороги переделали её на стандартную колею и продолжили на север до Хайфы, и в 1920-м построили возле Хадеры полноценную железнодорожную станцию. В 1953-м израильтяне проложнили параллельную прибрежную линию, тоже включавшую станцию в Хадере и сливавшуюся с восточной линией немного севернее; вероятно, именно тогда старая станция стала называться "Хадера Мизрах" (восток). В 1969-м восточную линию закрыли; Хадера Мизрах и отрезок, соединяющий её с прибрежной линией, с тех пор и до наших дней обслуживают исключительно предприятия кооператива Гранот. Британские строения потихоньку ветшают. Были планы снова запустить "восточную линию", и в числе прочего восстановить старые здания; но, пока единственное изменение - заборы с грозными табличками "низзя"...

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed
Simplex-motor-rail-protected-jaffa-1920-30-ybz-1
(C)

Бронелокомотив Simplex разработали в 1916-м, когда узкоколейные железные дороги активно использовались для снабжения частей на передовой. Построили более 900 штук для 600-мм колеи, в "открытом", "защищённом" и "бронированном" вариантах. Как видим, по крайней мере одна машинка (насколько я понимаю, "защищённая") доехала до наших палестин и в середине 20-х (?) трудилась на линии, обслуживавшей яффский порт.
bukvoed
M548-Alfa-c2017-wf-1

В самом начале 1970-х за компанию с САУ M107/M110 и M109, в наши палестины прибыл в качестве транспортёра боеприпасов скромный грузовичок на шасси БТР M113. Зовут машинку M548 cargo carrier, но в АОИ его омагендавидили "Альфа". С тех пор он в рядах; и, чего доброго, ещё переживёт M109...

ДальшеCollapse )
bukvoed


Атлитский лагерь для нелегальных иммигрантов не в чистом поле стоял - у британцев в том районе было много всякого понастроено, целый военный городок. Первый объект расположен между кладбищем крестоносцев (оттуда сделан верхний снимок) и Хурват Карта (и оттуда тоже прекрасно виден); но почему-то мне не приходило в голову туда слазить, пока не напомнил Саша Дубинский. Насколько я понимаю, там были какие-то армейские склады.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed
Balloon-winch-FAJ19161012-1

Импровизированная лебёдка для подъёма/спуска аэростата в исполнении американских военных; Field Artillery Journal Oct-Dec 1916. Какой автомобиль попал под раздачу, определить не берусь.

Read more...Collapse )
bukvoed


К западу от кибуца Эяль, по другую сторону одноимённой развязки на 6-м шоссе, находится очередная станция "восточной линии". Согласно википедии, станция была вошла в строй в 1920-м под названием "Калькилия"; с возобновлением действия линии в 1949-м была переименована в "Эяль"; и в 1968-м заброшена нафик. Смотреть там тоже особенно не на что - один скромный домик; но ради полноты картины всё же притащил его в ЖЖ.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Я собирался начать пост с пары слов в защиту мамлюков - дескать, хоть они и снесли некоторые прибрежные города (с их точки зрения, потенциальные плацдармы крестоносцев) так качественно, что те лежали в руинах многие века, но кое что и строили, к примеру мосты и каравансараи. Оказалось, впрочем, что эту пару слов я уже сказал когда-то, и как раз в связи со стратегической дорогой, связывавшей Египет с Сирией, и конкретно мостом около мошава Нетив а-Асара, что к югу от (когда-то разрушенного мамлюками) Ашкелона. На противоположной окраине нашей маленькой, но гордой страны, мамлюкская транспалестинская дорога проходила (по словам Шарона) через Ладжун (Мегидо), Зирин (Израэль), зачем-то делала крюк на юг-восток к Бисану (Бейт Шеану), снова поворачивала на север и наконец пересекала Иордан к югу от Кинерета. В 1308-м году по распоряжению наиба (это очень большая шишка, типа помощника султана) Сайф ад-Дина Салари аль-Мансури аль-Насири к северу от Бисана построили постоялый двор. Мамлюкская надпись на известняковом блоке 3.2 на 0.6 м., некогда установленном над входом, сообщает нам следующее (цитирую по Шарону):

Has ordered the construction of this blessed caravanserai the slave (who is) in need of allah, the Exalted, who hopes for the mercy of his Lord, Salar b. Abdallah al-Maliki al-Nasiri al-Mansuri, the governor general of all the honorable Islamic provinces, may Allah strengthen his victories. And he made it a religious endowment (waqf) and consecrated it and dedicated it for the benefit of the people who come and go. (He did this) seeking the face of Allah, the Exalted, and (wishing) to please him. May Allah, the Exalted, to accept this benevolent deed from him. It took place on I Jumada I 708 (=17/10/1308). And this (was accomplished) under the supervision of the needy for Allah, the Exalted, Baktamur as-Sayfi, his lieutennt in Damascus, the (divinely) protected. And this was the architectural work of the needy for Allah, the Exalted, Nasir b. Yusuf.

Двор называли "Хан аль-Ахмар", т.е. "красный каравансарай"; предполагается, что из-за красноватой местной почвы. При османской власти большее значение приобрёл другой маршрут, через Тверию, и соответственно другие каравансараи; наш же объект постепенно захирел и развалился. В 1822-м Буркхардт ещё упоминает его как остановку на караванном пути в Дамаск; в 1870-м, по Герену, он был уже заброшен и частично разрушен. Чуть позже здесь побывал Кондер, обмерил и начертил план. До наших дней дожила только часть восточного крыла; она стоит себе потихоньку на пустыре между 71-м шоссе и промзоной Бейт Шеана.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


(Немного поразмыслив, добавил к предыдущему отчёту фотографии станции Кирьят Харошет.)

Своей железнодорожной станции удостоился и соседний с Кирьят Харошет мошав Эльрои. Мошав был основан в 1935-м выходцами из Курдистана, а в 1958-м стал одним из источников и составных частей Кирьят Тивона. От посёлка было рукой подать до "железной дороги долины", и в 1936-м руководство последней согласились поставить у путей табличку и останавливать около этой таблички поезда. В 1943-м место таблички заняла небольшая кирпичная будка.

Результаты осмотраCollapse )
bukvoed


Тель Кашиш (он же арабский Тель Касис, т.е. вроде "холм священников") находится в нескольких сотнях метров от южных окраин Кирьят Тивона, на северном берегу реки Кишон. Начиная с 1978-го здесь было восемь сезонов раскопок под началом Амнона Бен-Тора; копали в центральной (зона A) и восточной (зона B) частях холма. Накопали всякую мелочь от неолитических кремневых поделок до осколков греческой и раннеисламской керамики; но большая часть находок относится к бронзовому веку.

Первые остатки постоянного поселения датируются ранней бронзой I (т.е. тысяч пять лет назад) - дома, много разной посуды, оливковые косточки, пшеничные зёрна и оттиск печати с изображением животных. Позже (ранняя бронза II-III) поселение обзавелось стеной; 20-метровый участок последней был обнаружен в северо-восточной части холма. Стена была кирпичной, но до наших дней сохранился почти исключительно каменный фундамент, 2.5-3 метра в ширину. Снаружи нашёлся 10-метровый отрезок параллельной стены, примерно метр в толщину. Опять же дома, посуда, оттиски... К концу ранней бронзы укрепления забросили и поверх них тоже построили дома; но возможно, что внешние стороны домов формировали некое подобие городской стены. Сами дома стали похуже качеством - более тонкие стены из мелких булыжников. Следующие слои археологи относят к средней бронзе II - снова фрагмент городской стены с квадратной башней и примыкающие к стене дома. Дальше мы перепрыгиваем в позднюю бронзу (минус 16-13 века); в этот период на холме существовало неукреплённое поселение, дважды кем-то сожжённое - сперва в четырнадцатом веке, потом окончательно. Местная керамика, плюс немного кипрской и микенской. В железный век поселение, видимо, было поменьше; упоминается каменная сельхозинсталляция, вероятно маслодавильня. К персидскому периоду относят ферму, возможно укреплённую.

Археологи,проводившие раскопки, предложили идентифицировать объект с Дабешет из Иегошуа 19:11:

И вышел третий жребий сынам Зевулуна по семействам их; и простиралась граница надела их до Сарида. Поднималась граница их к западу и Марале, и достигала Даббэшета, и достигала потока, который пред Йокнеамом.

Другой вариант предложил Аарони - Хелкат из 19:25...

И вышел пятый жребий колену сынов Ашейра по семействам их. Границей их были: Хэлкат, Хали, Бэтэн и Ахшаф, И Аламмэлэх, Амад и Мишал. И примыкает к Кармэлю с западной стороны и к Шихор-Ливнату.

...и 21:31:

И дали сыны Исраэйля лейвитам из надела своего по слову Г-сподню города эти с предместьями их... А от колена Ашейра: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его, Хэлкат и предместья его, Рехов и предместья его – четыре города.

Ещё немного копнуло в 2010-м Управление Древностей (Узи Ад и Эдвин ван ден Бринк) к северу от холма, в связи с прокладкой газопровода. Среди находок - более сотни хорошо сохранившихся культовых сосудов, кем-то уложенных 3500 лет назад в естественную полость в камне.

Результаты осмотраCollapse )
This page was loaded Dec 4th 2020, 11:49 pm GMT.