Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

bukvoed

Лохамей а-Гетаот - Погребальная пещера.



Есть в Израиле кибуц Лохамей а-Гетаот; в кибуце - музей бойцов гетто; у музея - тыльная стена; к стене примыкает неприметный бетонный кубик; а у кубика имеется хронически запертая дверь. И скрывается за дверью вовсе не музейная подсобка, а небольшая, но нарядная погребальная пещера византийского периода. С месяц назад глубокоуважаемый Александр Дубинский каким-то образом сумел добиться от Управления Древностей разрешения слазить в эту пещеру; ну а мне повезло составить ему компанию. В роли проводника в подземный мир выступил Йоав Лерер, инспектор северо-запада в отделе Западной Галилеи и Акко.

Пещеру случайно обнаружили в 1971-м, во время работ по расширению музея; в 1986-м была опубликована первая посвящённая ей статья, за авторством Гид'она Форстера из Еврейского Университета; мой же источник информации - статья Эммы Мааян-Фанар из Хайфского Университета (2010). Форстер сначала датировал работу рубежом пятого-шестого веков, потом подумал и сдвинул на четвёртый-пятый; с этой датировкой вроде бы лучше согласуются найденные в пещере два масляных светильника и стеклянная пластина. Последующие авторы соглашались то с первым, то со вторым вариантом (например, Цафрир видит сходство между оформлением пещеры и мозаикой из синагоги 5-6 веков в Нааране); Мааян-Фанар полагает, что некоторые могли просто не прочитать последнюю редакцию статьи Форстера.

Collapse )
bukvoed

Воспламеняющая голыми руками.

В минувшую субботу женщина получила легкие ожоги в результате самовозгорания автомобиля во время заправки на АЗС возле киббуца Гиносар на озере Кинерет. Женщина вышла из машины, чтобы вытащить «пистолет» из бака после заправки, и когда она протянула к нему руку, он вспыхнул большим пламенем. Удивительная сцена была заснята на мониторе охранников. У женщины загорелись волосы, но она сумела потушить огонь на себе и отделалась легкими ожогами.
http://news.israelinfo.co.il/kaleidoscope/64399

  • Current Mood
    crazy crazy
bukvoed

Из жизни земноводных 4.

DUKW-eilat-wf-6

Грузовые амфибии DUKW (в народе "duck") активно использовались в годы ВМВ американской военщиной; а потом, естественно, разбрелись по свету. В 60-е/70-е несколько "уток" работали в эйлатской турфирме Неот а-Кикар, к удовольствию гостей города. Их происхождение мне (пока) неизвестно. В конце концов их затопили, служить "затравкой" для кораллов.

Кстати, а почему на одних фотографиях колёсные ниши закрыты сбоку, а на других открыты ?

Collapse )
bukvoed

Хурват Омрит.



(Фотоотчёт номер триста; по мотивам очередной вылазки с nehag_sus)

В давнем посте про Баниас поднималась, само собой, тема построенного там Иродом храма Августа:

По истечении семнадцатого года царствования Ирода в Сирию прибыл Цезарь {Август}... Проводив затем Цезаря до моря, Ирод на обратном пути воздвиг в честь его в бывшей области Зинодора, вблизи места, называющегося Панием, великолепнейший храм из белого мрамора. Здесь в горе находится очень красивая пещера, под которою земля образует глубокую, бездонную, наполненною стоячею водою бездну, а сверху возвышается огромнейшая гора. У подошвы ее, вблизи пещеры, находятся истоки реки Иордана. Это чудное место Ирод украсил храмом, посвященным Цезарю. (Иудейские древности 15)

Говорилось и о том, что традиционно этот храм размещают рядом с "гротом Пана", но некоторые исследователи предлагают альтернативные варианты, и в их числе - Хурват Омрит. Теперь настало время взглянуть на упомянутую локацию.

Хурват Омрит (Хирбет аль-Омара) расположена километрах в четырёх к юго-западу от Баниаса, у подножия холма Тель Азазиат. После 1948-го и холм, и руины оказались в одной из пограничных демилитаризованных зон, точный статус которых стороны понимали по разному. В данном случае сирийцы явно нарушили конвенцию, разместив на Тель Азазиат укреплённый пункт. Потом случилась Шестидневная с известным результатом... По другую сторону руин, западнее и ниже, можно обнаружить друзскую версию могилы Иуды, сына Иакова (Наби Худа). В сегодняшнем посте и сирийская, и друзская темы будут проигнорированы.

В 1974-м Хурват Омрит была археологически разведана Гид'оном Форстером из Иерусалимского университета, а в 1999-м здесь начались раскопки силами американцев из Macalester College и Carthage College под началом J Andrew Overman'а и Daniel N Schowalter'а; к ним примкнул Габи Мазор из Управления Древностей. Пишут, что в конце эллинистического периода (2 век до нашей эры) здесь был храм. В римский период (конец минус первого века) поверх него построили новый, побольше; а затем (начало плюс второго) расширили ещё немного. К востоку от храма нашли кусок улицы, ориентированной север-юг; вероятно, продолжение улицы на север пересекало близлежащую долину и соединялось с дорогой Баниас - Кинерет. Храм был разрушен землетрясением 363-го года. При византийской власти к востоку от остатков храма построили вероятную часовню; севернее располагался небольшой "промышленный квартал"; но тут (749 ?) снова тряхнуло. Дополняют картину несколько грубо построенных домов и могил мамлюкского периода (13 век). Среди мелких находок - римские фаллические амулеты.

Collapse )
bukvoed

Модиин - Бик'ат а-незирим.



Вот, побывал в модиинской "долине монахов". Объект расположен на северо-западной окраине города, в долине речки Гимзо. На холме к югу - руины по имени Хурват Захария; на холме к востоку должны быть руины по имени Хурват Келах, о которых я узнал только задним числом, и посему в посте их нет. Информации обо всём этом не удалось найти практически никакой, так к фотографиям прилагаются ссылки на статью на сайте муниципалитета; на книги Клермона-Ганно и Кондера с Китченером, побывавших здесь в 1870-е; и на краткие отчёты о проводившихся поблизости в последние годы не особенно масштабных исследованиях/раскопках.

Collapse )
bukvoed

Нахаль Прат - от Эйн Прат до Эйн Мабоа.



Сезонная речка Прат течёт с запада на восток по Иудейской пустыне и впадает в Иордан неподалёку от Мёртвого моря. Вдоль речки три значительных источника - Эйн Прат (по-арабски Айн Фара), Эйн Мабоа (Айн Фавар) и Эйн Кельт. Арабское название нижней части ущелья - Вади Кельт - прилепилось теперь ко всей речке и используется ПМСМ чаще, чем ивритское Нахаль Прат. В сегодняшнем отчёте - пара слов и много фотографий с прогулки под руководством nehag_sus от Эйн Прат почти до Эйн Мабоа; и наоборот, относительно много букв о Фаранской лавре, что на заглавной картинке, но лишь с парой видов издали.

Занятно, что слово "монастерион" впервые встречается в первом веке, у еврея Филона Александрийского. Разумеется, Филон имел в виду нечто отличное от привычного нам значения; описывая секту терапевтов, он между прочим отметил, что

"В каждом доме есть священное место, которое называется семнейон и монастерион, где они, уединившись, совершают таинства благочестивой жизни. Они не вносят туда ни хлеба, ни питья, ни чего-либо другого, необходимого для нужд тела, но лишь законы, прорицания пророков, гимны и другие книги, при помощи которых они приумножают и совершенствуют знание и благочестие."

Христианское же монашество зародилось в третьем веке в Египте. Есть мнение, что примером первым отшельникам-христианам мог послужить культ Сераписа и мол возможно даже кое-кто из отцов основателей сам из "монахов Сераписа"; другие категорически отрицают подобные инсинуации. Христианская традиция считает предшественниками монахов-отшельников Илью-пророка, который скрывался от гнева царя Ахава у потока Хараф (кстати, по некоторым данным, как раз Вади Кельт), Иоанна Крестителя и лично Христа, проведшего сорок дней в одиночестве в пустыне. Так или иначе, феномен быстро пересёк границы Египта и направился туда, где действовали означенные лица. Примерно в 308-м Иларион из Тавафы основал первый в Палестине монастырь в окрестностях Газы. Двадцать лет и два года спустя усилиями св. Харитона настал черёд Иудейской пустыни. Согласно житию, Харитон был родом из Иконии (теперь турецкая Конья); в правление Аврелиана он был взят под стражу и подвергнут пыткам за отказ поклоняться языческим богам. Но затем

...император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Находясь в дороге между Византией и Ираклией, он был сначала устрашен с Небес великим громом, который предуказал скорую его смерть, а потом во время того же путешествия он был убит своими домашними и таким жалким образом окончил свою земную жизнь. По смерти его гонение на христиан прекратилось, и из изгнания, оков и темницы были освобождаемы узники Христовы...

С того времени святый Харитон, украшенный ранами Христов воин, отрекся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошел он путем трудным и стал живым мертвецом — умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса, он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошел в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте Дух Свой. Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере.


Внезапно:

...в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь. Избавившись от смерти, святый Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святый Харитон истратил на пользу, ибо часть его роздал нищим, церквам и монастырям, а на остальное построил на том месте обитель, по имени Фаре, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию.

Позже Харитон снова ушёл в пустыню и основал ещё два монастыря - на иерихонской горе Искушения и в ущелье Нахаль Ткоа. Согласно житию, он не придавал особенного значения месту, где будет похоронен; но поскольку настоятели монастырей настоятельно просили выбрать, назвал Фаранскую лавру. В начале следующего века в лавре подвизалась другая ключевая фигура в истории палестинского монашества - св. Евфимий; а также друг его Феоктист (основатель монастыря в Нахаль Ог):

Этот великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, прибыл в Иерусалим на двадцать девятом году жизни {т.е. в 405-м году} и, поклонившись святому Кресту и святому Воскресению и прочим честным местам, и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от святого града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего. Однако он научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость, и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся... Он имел некоего соседа, по имени Феоктиста, мужа богоносного... Прожив пять лет в Фаране, он, вместе с блаженным Феоктистом, удалился...
(Житие Евфимия Великого)

Про дальнейшую судьбу монастыря читаем у Баландина:

Монастырь Харитона в Фаре, основанный преподобным в 330 году, в VIII веке, судя по всему, еще существовал (имя этой лавры встречается в церковных летописях, и в посланиях того или другого епископа или аввы). В 1903 году заброшенное место Фаранской лавры было приобретено в собственность Русской Духовной Миссии иеросхимонахом Пантелеймоном, настоятелем Афонской Русской обители Воздвижения Честного Креста. Сегодня эта территория принадлежит Русской Православной Церкви (белой) и имеет наблюдающего иеромонаха.

По последним данным разведки, с 1990-х и до сих пор там живёт русский монах, тоже по имени Харитон.

Collapse )
bukvoed

Модиин - Парк Анава.



Вот он, фигурирующий в заголовке парк Анава, что в городе Модиине. И больше его в этом посте не будет; а будет немного старинных каменюк, расположенных в точке, где стоял фотограф - прямо над углом южной стоянки парка. Именно в связи со строительством парковки в 2001-м здесь провели раскопки под началом ныне покойного Александра Она из Управления Древностей; нашли омейядскую ферму и под ней византийские строения, возможно монастырь (во всяком случае, в наличии черепки с крестами и обломки мраморного стола). За спиной фотографа бетонная стена (она видна на нескольких снимках ниже); по другую сторону стены с 2013-го года идёт строительство нового района Ципорим. Этому проекту мы обязаны вторыми раскопками, под началом Хагит Торге (2012); к списку находок добавилась обвалившаяся пещера, в византийский период служившая маслодавильней. Среди заполнившего пещеру грунта исследователям попались обработанные каменные блоки - по всей вероятности, над пещерой располагалось монументальное строение, возможно церковь. Впрочем, это уже спекуляция. Идентифицировать локацию пока не удалось. Есть гипотеза, что объект фигурирует у Клермона-Ганно под именем Эль-Авьяр, но и это мало что даёт.

Collapse )
bukvoed

Кфар Шмарьягу.



Аполлония, с которой я когда-то начинал фотоотчитывание наших палестин, расположена на тянущейся вдоль побережья гряде из куркара, местной разновидности песчаника. Километрах в полутора к востоку можно обнаружить другую гряду, а за ней ещё одну. В стародавние римско-византийские времена жители Аполлонии активно использовали две последние для обустройства кладбищ. Крупнейшее скопление могил располагалось, видимо, на территории современного зажиточного посёлка Кфар Шмарьягу. Орен Таль приводит следующую цитату из документа, датированного 1922-м годом:

The hills east of Arsuf contain many rock-cut tombs and caves. Fig trees are growing in the courts of some of the tombs. The ordinary tomb consists of a chamber containing niches under arcosolia but kokhim also occur. In many cases the rock wall separating the different tombs was broken down to allow passage from one tomb to the other, and the side walls of niches removed, probably caused by men inhabiting the ruins in want of rooms.

Дальше то исследователи обнаруживали новые пещеры, то строители упрятывали под асфальт старые. Большая группа "неупрятанных" пещер находится в северной части посёлка, внутри "подковы", образованной улицей а-Ораним.

Collapse )
bukvoed

Муката Абуд.



(Дальше по Самарии с nehag_sus)

Ещё один некрополь можно обнаружить к северо-западу от арабской деревни Абуд. В принципе попасть туда можно и из деревни, но мы поехали другим путём - через малозаметный съезд с 465-го шоссе к востоку от перекрёстка Офарим, далее по безымянной, но вполне приличной асфальтированной дороге, и в завершение минута-другая пешего хода - и перед нами оказывается древняя каменоломня, в период второго храма превращённая в кладбище; собственно, название объекта "Муката Абуд" и означает "каменоломня Абуд". Согласно специалистам, захоронения еврейские - во-первых, вокруг преобладало еврейское население; во вторых, в 80-е Цвика Цук обнаружил в одной из могил обломки оссуария, а использование последних в тот период было характерно для евреев.

Collapse )
bukvoed

Эйн Яким.



Ниже задокументирована наша вылазка в заповедник Нахаль Амуд. Идти весь маршрут с трёхлетней ребёнкой мы не рискнули, поэтому после спуска к источнику Эйн Яким (в честь рода священников, обосновавшегося где-то поблизости две тысячи лет назад), он же Айн Тина ("фИговый"), развернулись и поднялись обратно. Помимо природных красот, на пройденном участке маршрута имеются два сооружения периода британского мандата - насосная станция, поставлявшая воду из Эйн Яким в Цфат; и укреплённый полицейский участок, охранявший эту станцию. Бетонная фигня на верхнем снимке как раз и есть означенная полицейская крепостца.

Collapse )