Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

bukvoed

Муката Абуд.



(Дальше по Самарии с nehag_sus)

Ещё один некрополь можно обнаружить к северо-западу от арабской деревни Абуд. В принципе попасть туда можно и из деревни, но мы поехали другим путём - через малозаметный съезд с 465-го шоссе к востоку от перекрёстка Офарим, далее по безымянной, но вполне приличной асфальтированной дороге, и в завершение минута-другая пешего хода - и перед нами оказывается древняя каменоломня, в период второго храма превращённая в кладбище; собственно, название объекта "Муката Абуд" и означает "каменоломня Абуд". Согласно специалистам, захоронения еврейские - во-первых, вокруг преобладало еврейское население; во вторых, в 80-е Цвика Цук обнаружил в одной из могил обломки оссуария, а использование последних в тот период было характерно для евреев.

Collapse )
bukvoed

Эйн Яким.



Ниже задокументирована наша вылазка в заповедник Нахаль Амуд. Идти весь маршрут с трёхлетней ребёнкой мы не рискнули, поэтому после спуска к источнику Эйн Яким (в честь рода священников, обосновавшегося где-то поблизости две тысячи лет назад), он же Айн Тина ("фИговый"), развернулись и поднялись обратно. Помимо природных красот, на пройденном участке маршрута имеются два сооружения периода британского мандата - насосная станция, поставлявшая воду из Эйн Яким в Цфат; и укреплённый полицейский участок, охранявший эту станцию. Бетонная фигня на верхнем снимке как раз и есть означенная полицейская крепостца.

Collapse )
bukvoed

Кумран.



В паре-тройке километров от северо-западной части Мёртвого Моря, у ущелья Кумран, находятся одноимённые с ущельем руины. По разным гипотезам, название может происходить от арабского "камар" (луна) или являться арабским искажением греческого "каламон" (тростник). Encyclopedia Judaica сообщает нам, что у ранних визитёров (кого именно ?) была основанная на созвучии названий гипотеза, что перед ними остатки Гоморры. Многие исследователи склонялись к мысли о форте - сперва Альберт Айзекс и британский консул Джеймс Финн (1856), позднее Густаф Дальман (1914), Эрнест Мастерман (1900-1) и Михаэль Ави Йона (около 1936). Мастерман, правда, не мог понять, зачем скромному форту большое кладбище на тысячу с гаком могил. Кладбище копнули Генри Пул (1855) и знаменитый Клермон-Ганно (1873) и вроде бы ничего стоящего не нашли. В общем и целом, до середины двадцатого века объект не представлялся учёным чем-то особенно интересным.

Отношение археологической общественности к Хирбет Кумран изменилось после того, как зимой 1946-47 бедуины наткнулись километрах в двух севернее на пещеру (впоследствии обозначенную "пещера номер 1"), а в ней на своего рода сокровища - кувшины с древними свитками. Семь кусков пергамента бедуины недорого продали вифлеемскому сапожнику (кожа же) Кандо; тот перепродал три профессору Элиэзеру Липе Сукенику и четыре сирийскому православному патриарху; эти последние несколько позже приобрёл сын Сукеника Игаэль Ядин. Так документы добрались до учёных, и понеслось... Оценив значимость объекта, между 1949 и 1956 иорданское Управление Древностей, Музей Рокфеллера и Библейская Школа провели на месте несколько сезонов раскопок, а директор школы Ролан де Во вошёл в историю как пионер кумрановедения. Позже район Кумрана разведывали/копали многие другие. Совместными усилиями бедуины и археологи обнаружили ещё десять пещер с фрагментами порядка 900 свитков, зачастую совсем крохотными.

Поскольку с год назад arktal написал о кумранских свитках несколько познавательных постов, то я позволю себе написать о них всего лишь пару слов. Примерно четверть свитков - копии различных книг ТАНАХа; представлены все книги, кроме Эстер; отличия от нынешнего канонического варианта, насколько я понимаю, наличествуют но невелики. Имеются фрагменты Септуагинты; арамейские переводы книг ТАНАХа; комментарии к книгам пророков; и апокрифические книги как Товит, Бен Сира, Енох и Юбилеи. Другие свитки касаются верований и практик некоей секты. Во главе секты стоял "учитель праведности" - возможно опальный священник из потомков Цадока, но полной уверенности нет. Сектанты считали, что близится заключительная война между "сынами света" и "сынами тьмы"; в итоге хорошие победят, правильно верующие спасутся, придут два мессии (потомок Давида и потомок Аарона) и наступит хэппи энд. А пока нужно отказаться от личного имущества, строго блюсти ритуальную чистоту итд...

Де Во придерживался резонного предположения, что именно в кумранских руинах и обитали описанные в свитках сектанты. Эта гипотеза остаётся мэйнстримной до сих пор. Авторов свитков склонны идентифицировать с загадочными ессеями. В самих кумранских свитках ессеи никак не упоминаются; наша информация о них исходит от Плиния Старшего, Филона Александрийского, и "нашего всего" Иосифа Флавия. Между практиками ессеев и обсуждаемых сектантов есть сходство (как обобществление собственности, совместные трапезы, длительный подготовительный период перед полноправным вступлением в общину итд); кроме того, Плиний размещает ессеев с по западную сторону Мёртвого моря, "над Эйн Геди", т.е. более-менее там, где нужно:

On the west side of the Dead Sea, but out of range of the noxious exhalations of the coast, is the solitary tribe of the Essenes, which is remarkable beyond all the other tribes in the whole world, as it has no women and has renounced all sexual desire, has no money, and has only palm-trees for company. Day by day the throng of refugees is recruited to an equal number by numerous accessions of persons tired of life and driven thither by the waves of fortune to adopt their manners. Thus through thousands of ages (incredible to relate) a race in which no one is born lives on for ever: so prolific for their advantage is other men's weariness of life! Lying below the Essenes was formerly the town of Engedi, second only to Jerusalem in the fertility of its land and in its groves of palm-trees, but now like Jerusalem a heap of ashes. Next comes Masada, a fortress on a rock, itself also not far from the Dead Sea. This is the limit of Judaea.
(Естественная история 5.15)

Наиболее ранние находки в Хирбет Кумран - остатки стен и резервуара и немного керамики 8-7 веков до нашей эры, включая оттиск "царской печати" и остракон с несколькими символами. Возможно, виноват царь Иудеи Узияу, который "построил башни в пустыне, и вырубил много колодцев" (Хроники 2 26:10); или же в пустыне обосновались беженцы после ассирийского завоевания Израильского Царства. Поселение существовало относительно недолго, возможно до вавилонского завоевания Иудеи. Некоторые осторожно отождествляют Кумран с "Городом Соли" (Ир Мелах) или с Сехахой, упомянутыми в книге Иегошуа (15:62) в одном предложении с Эйн Геди; но подтверждений пока нет.

Основное внимание, естественно, привлекают более поздние периоды, которые согласно де Во выглядели следующим образом - со второй половины второго века до н.э. до землетрясения 31 года до н.э. (слой Ia и Ib), примерно с 10 года до н.э. до разрушения римлянами в 68 году (II), и похоже что в 68-72 на руинах стоял римский гарнизон (III). Во время восстания Бар Кохбы, мол, здесь скрывались повстанцы и обронили несколько монет, но ничего нового не построили. По последним данным разведки, возможно в -31 - -10 Кумран не был полностью заброшен. Кроме того, от периода II отщипывают несколько последних лет и называют их IIb; предположительно в эти годы сектантов сменила какая-то другая, вероятно антиримски настроенная община (найдены ножи, наконечники стрел, другие типы керамики и отчеканенные восставшими монеты). Наконец, некоторые находки (монеты, сосуды, осколки стекла) относят к 73 - 132 годам (IIIb).

В каком качестве появился на свет хасмонейский Кумран, пока неясно. Одни считают, что он изначально был отшельническим поселением, специально построенным в "медвежьем углу". Другие - что объект был основан как укреплённый пост (часть цепочки крепостей, построенных для охраны восточной границы царства и потерявших своё значение после прихода римлян) или усадьба. Более того, некоторые несогласны, что в Кумране вообще когда-либо жили какие бы то ни было сектанты; они например отмечают, что ни один свиток не был найден в собственно поселении, зато там добыли подозрительно много монет (569 серебряных и 681 бронзовая). Так, по Гиршфельду, Кумран напоминает другие ранние римские усадьбы в наших краях; и он не видит доказательств, что объект когда-либо населяли ессеи или им подобные. Недавно Маген и Пелег объявили объект фабрикой по производству керамики. В поселении действительно имелoсь несколько печей для обжига керамики, а также большое количество ступенчатых резервуаров, которые остальные исследователи считают миквами; но авторы уверены, что большая их часть служила источниками гончарной глины; мол, частички глины приплывали по акведуку и оседали в резервуарах. Но если в Кумране отродясь не водились сектанты-графоманы, откуда же тогда взялись свитки ? Есть гипотеза, что последние изначально хранились в Иерусалиме, например при храме, и были спрятаны в пещерах только в ходе антиримского восстания.

Непонятно, отвечают более "ортодоксальные" авторы, что делали в храмовой библиотеке документы, многие из которых явно осуждают порядки в храме; а также зачем было их тащить на довольно большое расстояние именно в эти пещеры. Также, мол, трудно игнорировать ну очень близкое соседство некоторых из пещер с Хирбет Кумран, сходство керамики в пещерах и в поселении, или скажем чернильницы и прочие находки из предполагаемого скриптория. Свитки в самом поселении могли банально сгореть в 68-м... Магнес обращает внимание на компактность поселения и простоту его архитектуры - строения из необработанных камней и необожжённых кирпичей, полы из утрамбованной земли, иногда оштукатуренные, иногда из грубо обработанных плит. Она же отмечает, что ни одно помещение в Кумране не было идентифицировано как жилое, только как различные общественные или рабочие (возможно, Гиршфельд и др. не согласились бы с этим утверждением). Выходит, местные обитали или на верхних этажах немногочисленных двухэтажных зданий (но тогда их было не больше нескольких десятков); или - как предложил в своё время де Во - в "шалашах" вокруг, и тогда, судя по размерам столовой (см ниже), могло набраться порядка 150. Могилы на вышеупомянутом местном кладбище расположены аккуратными рядами и ориентированы головой на юг. Де Во в своё время вскрыл 43 могилы и нашёл почти исключительно взрослых мужчин; исключение составляли несколько взрослых женщин; необычная картина для "обычного" поселения. Только к югу от поселния могилы разбросаны, ориентированы различным образом, и включали многочисленные женские и детские погребения. Вероятно, эти южные могилы - более современные бедуинские.

Collapse )
bukvoed

Бейт Шеарим - часть вторая, подземная.



Итак, во втором веке Синедрион под руководством рабби Иегуды а-Наси некоторое время заседал в городке Бейт Шеарим, а затем отправился в Ципори. По одной из традиций, небольшой мавзолей к северу от Ципори считается могилой р. Иегуды а-Наси (или, возможно, его внука, тоже р. Иегуды). Между тем, Талмуд (Ктубот 12, 35а) сообщает, что рабби был похоронен в Бейт Шеарим:

Miracles were wrought on that day. It was evening and all the towns gathered to mourn him, and eighteen synagogues praised him and bore him to Bet Shearim, and the daylight remained until everyone reached his home.

Повидимому, многие евреи пожелали быть похороненными рядом со знаменитым раввином. К тому же, после восстания Бар Кохбы римляне "закрыли" Иерусалим, и популярное прежде кладбище на Масличной Горе стало недоступным. В результате имеем некрополь на три десятка погребальных пещер, содержащих тысячи могил различного типа. Помимо жителей Земли Израиля, в Бейт Шеарим хоронили евреев из диаспоры, в основном с территории нынешних Ливана и Сирии. По поводу обычая хоронить "иностранных" евреев в наших палестинах мудрый интернет сообщает нам следующее:

Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, — как будто похоронен под жертвенником Храма. И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти.

Судя по некрополю, евреи 3-4 веков поддались тлетворному влиянию греческой культуры. Из наличествующих надписей (291 штука) 79% греческие, 16% ивритские, остальные арамейские/пальмирские; но это цветочки. Ягодки - наряду с "еврейскими" мотивами (менора, лулав итп), в пещерах имеются изображения всякой живности и даже, вроде бы, богов. Авраам Негев, правда, пытался выгородить предков; согласно его гипотезе, саркофаги с наиболее "инкриминирующими" изображениями могли попасть в некрополь в более поздний период (при Омейядах с Аббасидами ?), в качестве сырья для изготовления извести. Как относятся к предположению Негева коллеги, мне неведомо...

Collapse )
bukvoed

Пещера Колонель.



После прошлогодней Альмы ребёнка стала прыгать от восторга при слове "пещера", и пришлось отправиться в недра горы Содом, тоже с qterra. Поскольку упомянутая гора состоит из соли, вода прогрызла в ней большое количество дыр. Как правило, такая дыра начинается с вертикального колодца, продолжающегося до тех пор, пока вода не упирается наконец в неподатливые породы; затем колодец переходит в пологую извилистую подземную реку, вытекающую к Мёртвому Морю.

Одна из дыр получила название "пещера полковника" (меарат колонель), в честь Томаса Грегори Туллока (Thomas Gregorie Tulloch). Всезнающий интернет неохотно, но всё же делится некоторыми деталями биографии последнего. Бывший артиллерист Туллок с 1904 руководил компанией по производству пороха (Chilworth Gunpowder Company), расположенной в Британии, но принадлежавшей немцам. Работа предусматривала многочисленные возлияния с континентальными специалистами; и если в ходе общения всплывала какая-нибудь интересная информация, англичанин немедленно бежал с ней в родное военное ведомство. Похоже, однажды собутыльник сболтнул что-то об использовании в снарядах тринитротолуола, и Туллок принялся убеждать британскую военщину тоже перейти на ТНТ, чем заслужил прозвище Три-Нитро-Том. Не то в 1911, не то в 1913 другой немец проговорился о массовом производстве пулемётов. На сей раз Туллок не удовлетворился докладом, а ещё и разработал проект бронированой гусеничной машины для уничтожения вражеских пулемётных точек. Подобно многим другим предкам танка, девайс должен был быть поистине монструозным, с вооружением из шести 12-фунтовых пушек и экипажем в сотню человек. Нетрудно догадаться, что проект так и не был воплощён в металле. Вроде бы Туллок имел какое-то косвенное отношение и к более поздним британским танковым разработкам.

Fast forward. 1934-й год, мандатная Палестина. Туллок - один из основателей Palestine Potash Limited, впоследствии - Заводы Мёртвого Моря. У подножия горы Содом возводится лагерь для работников. Температура... как обычно, близка к точке плавления среднестатистического гомосапиенса; а толку от жидких сотрудников маловато. И вдруг открытие - в горе есть замечательные прохладные пещеры, способные вернуть гомосапиенсов в твёрдое агрегатное состояние. Если пристроить к выходу "подземной реки" помещение, додумался кто-то, оно будет охлаждаться ветром из пещеры, этакий природный кондиционер. Около одной из пещер тут же оборудовали что-то вроде клуба, около другой - даже кинотеатр. Последняя и ныне известна как "киношная пещера" (меарат кольноа), ну а первую благодарное человечество, как уже было сказано выше, назвало в честь Туллока.

Collapse )
bukvoed

Шфарам - Бурдж и погребальные пещеры.



В южной части Шфарама праздношатающемуся-с-фотоаппаратом вроде меня тоже есть чем поживиться. Например, сторожевой башней, называемой эль-Бурдж. По словам Кондера, когда-то таких башен было четыре, но до его визита дожила только одна.

Collapse )
bukvoed

Йодфат.



Мы теперь спустились в прекрасную плодородную долину, полную олив, к востоку и северо-востоку от деревни {Каукаб-абу-аль-Хиджа}, - читаем у Робинсона. - Это начало Вади Абилин, обходящего с юга и юго-запада возвышенность, на которой стоит Каукаб, и продолжающегося на северо-запад, к западной равнине. Мы миновали короткую боковую долину, спускающуюся с востока; она начинается с широкого хребта, соединяющего холм на севере с более высоким холмом на юге, который называется Дейдебе {вероятно, гора Ацмон ?} и говорят, что там есть остатки. За хребтом другая долина уходит на восток-юг-восток и вскоре обходит южную часть Тель Джефат. Мы достигли последнего в 4 часа.

Это одинокое место. Высокий округлый холм имеет правильную форму и изолирован, кроме того места, где он соединён с северными холмами низким хребтом или перешейком. С западной стороны перешейка начинается глубокое ущелье, обходящее с запада и юга основание холма. С востока другое ущелье начинается дальше на севере, идёт к востоку от основания и соединяется с предыдущим. Объединённая долина продолжается немного к югу и поворачивает на восток-юг-восток, к Батофу. Если посмотреть с холма на запад, можно увидеть Каукаб; с другой стороны, в долине, видна небольшая полоса долины Батоф. В остальном место полностью закрыто горами, к северу чередой холмов между ним и Сахнином, к югу ещё более высоким хребтом Дейдебе между ним и Батофом. Или мы можем сказать, что широкие хребты между Сахнином и Кафр Манда рассечены этими долинами, и прячут Джефат во впадине.

Мы приблизились к перешейку. В его северной части и немного выше по склону северного холма есть античные остатки, много обработанных камней, похожих на остатки домов. Вся поверхность самого холма (Тель Джефат) - плоская голая скала, с двумя-тремя резервуарами, теперь использующимися чтобы поить скот. Вокруг, ниже вершины, со всех сторон кроме северной есть много пещер, вряд ли все рукотворные, хотя к некоторым поменьше ведут ступеньки, и они возможно служили для хранения воды или для жилья. Или может в некоторых начинаются подземные ходы ? На холме нет следов крепости или жилья, и никаких признаков существования подобного когда-либо. Мы тщетно искали остатки стены на вершине холма или ниже. Ни единого камня или фрагмента, который бы указал на холм как на античный сайт.

И однако трудно отвернуть вывод, что это Иотапата, знаменитая галилейская крепость, что под началом Иосифа так долго сопротивлялась атакам Веспасиана, и где сам историк был пленён после её падения. Единственный путешественник, посетивший это место в наше время, был Э. Г. Шульц в 1847. Оно лежит в стороне от обычных дорог, что объясняет его неизвестность.

Детальное описание Иотапаты Иосифом могло бы само по себе помочь идентифицировать это место, даже если бы его название было совсем утеряно. Согласно описанию, оно было окружено обрывом, кроме одной стороны, с крутыми долинами вокруг. Оно было доступно только с севера, где город доходил до вершины горы. Эту гору Иосиф прикрыл стеной, когда укреплял город, чтобы вершина не могла быть захвачена врагами. Город был скрыт со всех сторон другими горами и не был виден вовсе, пока к нему не подходили близко. Там не было источника, только резервуары, и потому осаждённые страдали от недостатка воды. Там были пещеры и подземные укрытия, где Иосиф и другие прятались после падения города. Описание не могло бы быть более точным.

Что касается названия, Келанд давно заметил, что талмудическая Гопатата достаточно похожа на Йотапату, и эту форму мы можем распознать в современном Джефате. Греки, искажавшие имена подобно современным французам, видимо предпочли искажённую форму из-за лёгкости произношения. Расстояние от Гопататы до Ципори, указанное у раввинов, три мили; на самом деле между четырьмя и пятью английскими милями.

Против таких сильных исторических доказательств, как мне кажется, отсутствие древних укреплений на холме имеет малый вес; хотя оно совершенно необъяснимо...

Мы оставили перешеек под Тель Джефат в 4.20, и двадцать минут спускались по восточной долине. Здесь мы обнаружили дорогу, видимо ведущую из Сахнина в Батоф. Долина, которая шла на юг, здесь поворачивает восточнее и идёт к Батофу и Кане, которая была отсюда видна. Мы спускались по долине; вокруг рос дикий фенхель, наполняя воздух ароматом. Рос белый клевер, иногда до двух футов в высоту. Мы добрались до Каны в 5 часов.


Вот так скороход этот Робинсон, за 20 минут весь Тель Йодфат обскакал, за 40 преодолел около 10 километров до Каны... ну да ладно. Арехологическая энциклопедия Авраама Негева собщает нам, что кроме уже упомянутых флавиевской Иотапаты и талмудической Гопататы объект предпопожительно идентифицируют с библейской Иотвой (Двадцать два года было Амону, когда он стал царем, и два года царствовал он в Йерушалаиме. А имя матери его Мешуллэмэт, дочь Харуца из Йотвы, Мелахим 21:19, см также); и визнатийским городом Иотабе, где в 536 имелся епископ. Аарони добавляет {Иа}-ат-би-те, разграбленный Тиглатпаласаром в 732 до нашей эры.

Раскопками на Тель Йодфат занимался Мордехай Авиам в 1992-7. И нашёл-таки три фазы укреплений начиная с Птолемеев, и остатки поселения времён второго храма в южной и восточной части холма, в том числе дом украшенный фресками. Плюс пресс для масла, печи для изготовления керамики, миквы да резервуары. И многочисленные следы римской осады (насыпь в северо-западной части холма, каменные снаряды метательных машин, наконечники стрел, человеческие останки). В конце первого или начале второго века ниже уничтоженного римлянами города возникло поселение (очевидно, примерно на том самом перешейке). Наличествуют также какие-то признаки обитаемости в средние века. По библейскому периоду пока ничего...

Collapse )
bukvoed

Баниас - Часть вторая, вокруг да около.



Итак, за пару веков до нашей эры в будущем Баниасе поселился греческий бог Пан. Возможно, местная природа, горы-леса-ручьи, напомила Пану его родную Аркадию. Вероятно также, что до появления греков объект уже служил местом поклонения каком-нибудь семитскому богу; подходящим кандидатом представляется сын Ваала Алиян; подобно Пану, последний являлся богом водных источников. Так или иначе, новенький поселился у истоков речки Хермон (Баниас), в пещере, и поныне именуемой "гротом Пана". В дальнейшем у входа в эту скромную пещеру появились многочисленные роскошные храмы. Первым строителем, возможно, был Ирод:

По истечении семнадцатого года царствования Ирода в Сирию прибыл Цезарь {Август}... Проводив затем Цезаря до моря, Ирод на обратном пути воздвиг в честь его в бывшей области Зинодора, вблизи места, называющегося Панием, великолепнейший храм из белого мрамора. Здесь в горе находится очень красивая пещера, под которою земля образует глубокую, бездонную, наполненною стоячею водою бездну, а сверху возвышается огромнейшая гора. У подошвы ее, вблизи пещеры, находятся истоки реки Иордана. Это чудное место Ирод украсил храмом, посвященным Цезарю. (C) Флавий.

Иродианский храм Августа обычно размещают перед самым гротом Пана, где в 1980-е Цви Маоз,проводивший раскопки под эгидой Управления Древностей, обнаружил две стены, тянущиеся параллельно с севера на юг. Лучше сохранившаяся западаная стена имеет 18 метров в длину, два в ширину и четыре в высоту; строительнным материалом послужил щебень, облицованный известняковыми блоками. Датируется сооружение концом первого века до нашей эры, то есть примерно иродиансим периодом. Некоторым (Вильсон, Нецер), однако, представляется, что найденная структура - не храм, а своего рода "парадный вход" в грот Пана. Взамен предлагается целый ряд вариантов:
- Место 250-ю метрами южнее, где позднее стояла византийская церковь (по Цаферису, построенная поверх римского здания);
- Античные руины на хребте над пещерой, примерно в ста метрах к юго-западу (вариант предложен Нецером, раскопавшим данные руины в 1977);
- Вильсону больше других "нравится" римский храм в Хурват Омрит, в нескольких километрах к юго-западу.

Collapse )
bukvoed

Тель Авив - Погребальные пещеры Афека.



В паре минут ходьбы от Рамат Авива, буквально на обочине шоссе номер 20 ака Нетивей Аялон, находится группа погребальных пещер 4-6 веков, так называемые "пещеры Афека". Объект был обнаружен в ходе работ над железной дорогой в 1951, и тогда же раскопан Яаковом Капланом. Следующие раскопки имели место в 1989, по случаю прокладки вышеупомянутого шоссе. Принято считать объект самаритянским кладбищем, обслуживавшим располагавшееся чуть восточнее поселение, и заброшенным после самаритянского восстания 529 года. Согласно другому мнению, захоронения христианские.

Collapse )